Президент России Дмитрий А.Медведев направился вчера в самопровозглашённую республику Абхазию, расположенную на побережье Чёрного моря, и таким образом спасся от едкого дыма и гари, которые продолжают окутывать Москву.
В ночь с субботы на воскресенье исполнилось два года со времени военного конфликта, разразившегося после того, как грузинский президент Михаил Саакашвили направил войска в столицу Южной Осетии г. Цхинвал. Вскоре после этого Москва признала в качестве независимых государств Южную Осетию, а также Абхазию, которые мировое сообщество (за исключением России, Никарагуа, Венесуэлы, островного государства Науру в Тихом Океане) формально продолжает считать частью территории Грузии.
Д. Медведев прибыл в Абхазию на самолёте из близлежащего города Сочи, также расположенного на черноморском побережье. В этом поистине райском уголке находится летняя резиденция главы государства. Именно там президент и проводил выходные, хотя населению, измотанному и уставшему от пожаров и небывалой жары, предпочли об этом не сообщать.
Д. Медведев вышел в свой летний отпуск 2 августа и направился в Сочи. Однако уже на следующий день он вынужден был прервать его ввиду усиления пожаров в Московской области и, особенно, вследствие угрозы военным и стратегическим объектам, а также крупного пожара на авиабазе ВМФ в г. Коломне, в ходе которого было уничтожено много дорогостоящего авиационно-технического имущества ВМФ. Вернувшись в столицу, глава государства дал распоряжение правительству составить список потенциально опасных объектов и определить, какие из них подвержены максимальному риску. Глава министерства по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу подготовил список из 2400 объектов, из которых 440 были признаны потенциально опасными. Информационное агентство Life News сообщило, что огонь чуть не уничтожил секретный завод по производству ракет в Коломне.
Что касается решений, принятых за время его президентства, то Д. Медведев особенно гордится признанием государственной независимости Южной Осетии и Абхазии, сообщают близкие к Кремлю средства массовой информации. И его поездка Абхазию, которую он впервые посетил в качестве главы государства, указывала на то, что именно так оно и есть. «Решение России о признании независимости Абхазии и Южной Осетии было трудным, но я не жалею ни о чём», завил Медведев, добавив, что если бы России не признала независимость Абхазии и Южной Осетии, то регион погрузился бы в «затяжной кровавый конфликт».
Медведев, о чьём визите предварительно не сообщалось, пробыл в Абхазии около трёх часов. Он встретился с президентом Абхазии Сергеем Багапшем, попил кофе на красивой прибрежной аллее абхазской столицы Сухуми и посетил российскую военную базу в Гудауте, строительство которой ведётся на российские деньги. Москва оказывает финансовую помощь как Абхазии, так и Южной Осетии.
Лесные пожары наносят огромный ущерб России, но главная проблема носит не столько финансовый, сколько организационный и управленческий характер. В своё время кремлёвские руководители отказались принять во внимание многочисленные критические замечания, высказанные экологами в адрес нового Лесного кодекса. Этот основополагающий документ завершил демонтаж централизованного советского законодательства и узаконил сложную систему распределения полномочий между федеральными и региональными властями. Финансирование уменьшилось, количество лесничих сократилось наполовину, полномочия стали раздробленными, а результатом явилось то, что Россия оказалась совершенно неподготовленной к борьбе с неожиданно возникшим стихийным бедствием.
Отсутствие координации действий дошло до того, что организации, привлечённые к тушению лесных пожаров, не обмениваются между собой данными аэрофотосъёмки, поскольку привыкли продавать их. Как следствие, Россия вынуждена использовать космические снимки, сделанные с американских спутников, для определения очагов возгорания в лесах, завил в эфире радиостанции «Эхо Москвы» Евгений Шварц, директор по природоохранной политике Всемирного фонда дикой природы WWF.
Специализированные средства массовой информации высказывают мнение, что лесные пожары могут сослужить неплохую службу многим предпринимателям и местным чиновникам, вовлечённым в незаконную вырубку лесов, поскольку на выгоревшей земле её следы уже невозможно найти. Аналитики, изучавшие процесс принятия Лесного кодекса российским парламентом в 2006 году, указывают на то, что большинство представителей субъектов федерации предпочли промолчать или не выразили своего чёткого отношения к Кодексу. Возможно, они не желали осложнять отношения с Кремлём, поскольку губернаторы, будучи назначаемы, а не избираемы, отчитываются перед Москвой, а не перед населением своей территории.
Московский мэр Юрий Лужков сообщил вчера о том, что прерывает свой отпуск и возвращается в столицу, несмотря на то, что его пресс-секретарь Сергей Цой заявил за день до этого о том, что присутствие мэра необязательно, поскольку не может повлиять на пожары. И всё же вчера градоначальник решил прервать отпуск и вернуться в Москву.
В субботу глава правительства России Владимир В.Путин пустился в рассуждения об археологии и заявил о необходимости строительства более крупных хранилищ для памятников древности. Как сообщает официальный сайт Кремля, сегодня премьер-министр проведёт заседание правительства, на котором будут обсуждаться засуха и лесные пожары.
Несмотря на все беды, россияне продолжают шутить. В 2000 году, когда погибла атомная подлодка «Курск», американский журналист Ларри Кинг спросил Путина о том, что произошло с подводной лодкой. Последний с недовольным лицом ответил: «Она утонула». Сейчас по Москве ходит следующий анекдот: журналист спрашивает Путина о том, что произошло с Россией, а премьер-министр отвечает: «Она сгорела».