Михаил Ходорковский отбыл семь лет из восьмилетнего срока, к которому его приговорили после того, как в 2003 году он был арестован по обвинению в мошенничестве и уклонении от налогов. Однако самый известный узник Владимира Путина сейчас не ближе к свободе, чем в 2005 году, в котором ему был вынесен первый приговор.
Три года назад прокуратура выдвинула новые обвинения против бывшего главы «ЮКОСА» и его коллеги Платона Лебедева. Вчера суд закончился, и в ближайшие недели должен прозвучать вердикт. На сей раз, прокуроры требуют для него 14 лет лишения свободы по обвинениям в хищении и краже.
Дадут г-ну Ходорковскому 14 лет, или больше, или меньше, зачтут ли ему отбытое наказание —все эти вопросы не относятся к делу. Следствие недаром хвасталось «бесконечными» материалами против бывшего олигарха и открытого критика премьер-министра Путина. Прокуроры могут заставить г-на Ходорковского провести остаток жизни в тюрьме или под судом. Г-н Ходорковский признал это в своем заключительном слове, сказав, что он готов умереть в тюрьме.
Однако несчастья г-на Ходорковского не только свидетельствуют о политизации российского правосудия. Они также указывают на слабость путинского режима. Уверенные в себе и здоровые режимы не испытывают смертельного страха перед критиками, пусть даже очень богатыми.
Когда г-на Ходорковского только арестовали, многие в мире с легкостью поверили, что этот «олигарх», наверное, в чем-то виновен. Однако чем дольше он находится в тюрьме, тем очевиднее становится природа режима г-на Путина. Как заметил вчера г-н Ходорковский, «они хотят показать: они — выше закона, они всегда добьются того, что задумали. Пока, правда, они добились обратного: из нас — обычных людей они сделали символ борьбы с произволом».