Освобождение Михаила Ходорковского — некогда сказочно богатого директора нефтяной фирмы, отправленного пять лет назад в Сибирь за уклонение от налогов (а по словам его сторонников — за выступление на политической арене против Владимира Путина), было так близко...
Срок заключения Ходорковского подходил к концу следующей осенью, всего за пару месяцев до президентских выборов 2012 года. Путин, занимающий сейчас пост премьер-министра, имеет право выставить свою кандидатуру в президенты. Поэтому Ходорковский и его партнер ожидают продления срока, в этот раз — по обвинению в растрате, выдвинутому в прошлом году.
Приговор, как ожидается, будет вынесен 15 декабря. Во вторник, выступая в суде с заключительным словом, Ходорковский сказал, что предвидит худшее, причем и для себя, и для страны. На этот раз, по его словам, на кону стоит будущее всей России.
«В ваших руках — нечто гораздо большее, чем судьба двух человек», — сказал Ходорковский. — «Прямо здесь и прямо сейчас решается судьба каждого гражданина нашей страны».
По его словам, во всей России люди открывают свое дело, строят дома, устраивают свою жизнь, чтобы передать это детям, и надеются, что не лишатся этого из-за официального беззакония и «рейдеров в погонах».
Компания «ЮКОС», построенная Ходорковским и его партнером Платоном Лебедевым и достигшая невероятного успеха, была объявлена банкротом после их ареста и расколота, причем большую часть активов приобрела государственная «Роснефть». А теперь, по словам Ходорковского, вся Россия смотрит на это и не понимает, изменилось ли хоть что-нибудь.
«Они смотрят с надеждой, что Россия наконец станет страной свободы и закона ... где поддержка оппозиционных партий уже не будет причиной преследований ... где права человека уже не будут зависеть от настроения царя».
В то самое время, когда он произносил свою речь, двадцать или тридцать человек в черной одежде, лыжных масках и с автоматами провели рейд на офис московского банка, принадлежащего Александру Лебедеву, российскому миллиардеру, владеющему лондонскими газетами Independent и Evening Standard, а также 39 процентами акций «Новой газеты» — практически единственной оппозиционной в Москве.
Представители милиции сказали, что рейдеры были сотрудниками правоохранительных органов, но не сообщили, каких именно органов, равно как и того, что они делали в банке Лебедева «Национальная резервная корпорация».
Заместитель редактора «Новой газеты» Сергей Соколов сказал, что его озадачила эта демонстрация силы. «Они просто забрали несколько документов, которые банк и так предоставил бы, если бы об этом попросили», — сказал он. — «Значит, кто-то чем-то недоволен». По его словам, из своих источников корреспонденты узнали, что рейд проводила ФСБ — наследница КГБ.
«Неважно, кто за этим стоял», — считает он. — «Это действительно вселяло тревогу, это была демонстрация силы. Могу сказать, что заниматься здесь бизнесом по-честному невозможно. Мы не можем говорить о модернизации и об инвестировании какого бы то ни было капитала, если любой капитан любого правоохранительного органа может легко наслать подобные силы на бизнес».
Модернизация и экономические инвестиции из-за рубежа — это одни из любимых тем президента Дмитрия Медведева, который в последнее время занимался тем, что развлекал делегации могущественных американцев, побуждая их вкладывать деньги в Россию.
Эти темы прозвучали и в зале суда во вторник тоже.
«С приходом нового президент [в 2008 году] вновь появилась надежда для многих из моих сограждан», — сказал Ходорковский. — «Надежда, что Россия еще станет современной страной с развитым гражданским обществом. Ясно, что это не произойдет само по себе или в один день. Но притворяться, что мы развиваемся, хотя на самом деле просто стоим на месте или скатываемся назад ... уже невозможно».