Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Чемпионат мира в России

© РИА Новости / Перейти в фотобанкПремьер-министр РФ Владимир Путин провел пресс-конференцию в Цюрихе
Премьер-министр РФ Владимир Путин провел пресс-конференцию в Цюрихе
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия прекрасно понимает, как на нее смотрят в мире. У нее историческая репутация страны, страдающей от мощного комплекса неполноценности, который она постоянно пытается преодолеть. А Олимпиада в Сочи, как и Чемпионат мира, дают России великолепную возможность изложить мировой аудитории свою версию истории.

Ожидание и предвкушение висело в воздухе и казалось осязаемым, и президент ФИФА Зепп Блаттер поспешил разрядить обстановку. 2 декабря Блаттер объявил, что по результатам тайного голосования, проведенного крохотным органом руководства ФИФА в составе 22 посвященных лиц, Чемпионат мира в 2018 и 2022 годах состоится в России и Катаре, которые одержали победу над явными фаворитами Англией и США (также явно лучше подготовленными и оснащенными технически).

Репутация ФИФА как безнадежно коррумпированной организации хорошо известна, и международный руководящий орган футбольной ассоциации ничего не сделал, чтобы опровергнуть эту точку зрения, неожиданно отдав победу тем претендентам, чьи заявки считались откровенно более слабыми. Но обвинения в махинациях, которые наиболее красноречиво, цинично и пророчески обобщил в своей майской статье футбольный журналист Билл Арчер (Bill Archer), это лишь одна часть уравнения. Блаттер и ФИФА тоже хотят остаться в истории. И проповедь футбольных заветов во всем мире – это важная составляющая такого стремления.

«Нельзя отказать России, если она за что-то борется. Это больше, чем просто страна, - заявил Блаттер прошлым летом средствам массовой информации, когда его спросили о российских шансах на успех. – Это огромный континент, большая держава».

Арчер сказал об этом в мае резче и проще: «Зепп [Блаттер] твердо намерен охватить всю планету чемпионатами мира, смело отправляясь туда, где прежде не ступала нога человека. И если он сумеет добиться своего, оставив «личное наследие» и одновременно а) удовлетворит Европу и б) найдет место, где всем наплевать на взятки, воровство, подкуп и закулисные махинации, то можете на него твердо рассчитывать».

Итак, вот что объединяет российское и катарское предложения: эти удаленные форпосты находятся в важных с точки зрения геополитики районах (речь идет об арабском и мусульманском Ближнем Востоке), которые еще не проводили чемпионаты мира на своей земле. А что еще есть общего у этих очень разных стран? Энергоресурсы, что же еще.

Огромные запасы энергоресурсов России и Катара хорошо известны. Важнее другое: обе эти богатые ресурсами страны удачно расположены с точки зрения мирового спроса, чтобы продолжать свою экономическую экспансию. А это означает, что их деспотичные правители обладают огромными денежными запасами, которые они могут использовать по собственному усмотрению. И это немаловажно.

Для Катара ЧМ-2022 станет крупным событием, поскольку этот крошечный эмират ни разу за всю свою историю не проводил столь масштабные мероприятия. Этой стране с населением в 1,7 миллиона человек предстоит очень многое сделать, дабы выполнить данные обещания и подготовить стадионы с воздушным кондиционированием, подземные площадки для тренировок и тому подобное. Но, по крайней мере, у Катара есть эффективно действующая энергоресурсная экономика, которая позволит профинансировать эти работы.

В России ситуация совсем иная. В отличие от Катара, России не в новинку проводить крупные спортивные состязания. На самом деле, она за четыре года до ЧМ-2018 проведет одно такое крупное мероприятие – зимнюю Олимпиаду 2014 года в черноморском курортном городе Сочи, который по стечению обстоятельств находится всего в нескольких километрах от Абхазии, до сих пор по международному признанию являющейся частью Грузии.

В начале 2010 года Фонд Джеймстауна (Jamestown Foundation) опубликовал на своем сайте анализ, посвященный значению сочинской зимней Олимпиады 2014 года.

«Российское руководство считает сочинскую Олимпиаду свидетельством величия России и укрепления ее статуса великой державы», отмечается в этом материале. Далее там подчеркивается, что Россия придает «государственное значение» надлежащей подготовке к Олимпиаде. Затем авторы анализа перечисляют мероприятия в рамках подготовки и рассказывают о тех последствиях, которые будет иметь Олимпиада для этого региона.

Сочинская Олимпиада 2014 года будет иметь политическое значение для Москвы. Нет никаких сомнений в том, что чемпионат мира, который еще более популярен, будет иметь для нее даже большее политическое значение. Изменит ли Россия свою политику, получив известия о том, что ЧМ-2018 отдан ей?

Сразу хочется сказать «нет»; Россия поступает так, как ей заблагорассудится, не особенно заботясь об исходе интересных, но не имеющих большого значения и последствий атлетических состязаний, таких как Чемпионат мира – какими бы популярными они ни были. Россия, отстаивая собственные национальные интересы, не будет вносить коррективы в свою внешнюю политику и менять ее из-за спортивного мероприятия, пусть даже их два.

Такая точка зрения имеет свои достоинства, если рассматривать национальные интересы как конкретные и достижимые цели. Однако реалии государственной мудрости – а также ворох телеграмм Wikileaks – говорят нам о том, что добиться аморфных целей, составляющих «национальные интересы», трудно даже в самых ясных и определенных обстоятельствах. Это в полной мере относится и к России, которая считает проведение таких состязаний своим национальным интересом, а не чем-то там еще.

Россия прекрасно понимает, как на нее смотрят в мире. У нее историческая репутация страны, страдающей от мощного комплекса неполноценности, который она постоянно пытается преодолеть. А Олимпиада в Сочи, как и Чемпионат мира, дают России великолепную возможность изложить мировой аудитории свою версию истории. Подобно Китаю, который тщательно готовился к летней Олимпиаде в Пекине в 2008 году и все внимательно выверял, Россия изо всех сил постарается воспользоваться предоставленной ей возможностью и «наконец-то» доказать свою точку зрения.

Многие страны Восточной Европы посчитали проведение зимней Олимпиады 2014 года в Сочи нравственным оскорблением для себя; и решение о проведении ЧМ-2018 в России вряд ли станет для них облегчением. Россия, утверждают сторонники этой точки зрения, не заслуживает такой чести, учитывая ее действия и поступки за последние годы. Всего два года тому назад Россия вторглась на территорию суверенного государства, и по сей день продолжает нарушать условия того щедрого для нее соглашения о прекращении огня, которое она сама подписала.

Несомненно, есть какая-то непристойная несообразность в том, как сегодня мир относится к России – будто бы ничего и не случилось. Все идет так, будто Россия и не вторгалась в пределы границ своего соседа, будто она не аннексировала де-факто большие куски его территории, будто она не подавляет по-прежнему независимые средства массовой информации, не предоставляет полную свободу действий диктаторам местного пошиба, терроризирующим свое население, и не допускает грубые нарушения прав человека. К сожалению, в таком отношении никаких изменений не видно.

Но основания для надежды все же остаются. Безусловно, Россия постарается отстоять и доказать свое право на проведение Чемпионата мира 2018 года, уделяя ему даже больше внимания, чем сочинским Играм, которым придается слишком большое значение. Чемпионат мира - событие гораздо большего масштаба, а это значит, что успех в его проведении станет крупной наградой намного более высокой степени значимости. Можно с уверенностью сказать, что Россия отнесется к этому мероприятию даже с большей ответственностью и вниманием – в такой степени, что это может повлиять на ее внешнюю политику.

Кроме того, эти события происходят в весьма интересное время. Поскольку отношения  между Россией и НАТО улучшаются, у Москвы появляется еще одна причина для того, чтобы понизить градус своей отложившейся в генах враждебности к соседям и Западу. Чемпионат мира сам по себе предоставляет организаторам возможность показать себя такими, какими они хотят казаться, а не какими являются на самом деле. Это в полной мере относится и к Пекину, проводившему Олимпиаду в 2008 году, и к Южной Африке, где этим летом состоялся чемпионат мира  по футболу.

Конечно, нет никаких гарантий относительно того, как Россия подойдет к этой геополитической презентации своего имиджа в преддверии двух крупных событий, запланированных на 2014 и 2018 годы (второе из них станет более важным). Но, видимо, стоит думать и надеяться, что значимости и важности данных мероприятий будет достаточно для того, чтобы у могущественной России появились необходимые основания дать миру передышку от своей жестокой паранойи и комплекса неполноценности.