Россия поигрывает мускулами на Дальнем Востоке, направляя в регион боевые корабли и ракеты и намереваясь отстаивать свои позиции в Азии перед лицом растущей мощи Китая.
Подъем Китая заставил российские власти обратить взоры на восток и пересмотреть советские военные планы, в основном предполагавшие наземную войну в Европе или кошмарный ядерный конфликт с Соединенными Штатами.
Россия, крупнейший в мире поставщик энергоресурсов, и Китай, их крупнейший в мире потребитель, на первый взгляд могут показаться идеальной парой. Однако скорость, с которой Китай наращивает вооруженные силы, заставляет задаться вопросом о том, как может Москва кормить китайского дракона нефтью и газом, продолжая при этом соперничать с его растущей мощью.
Российская попытка вернуться на Дальний Восток - в регион, заполненный территориальными конфликтами и находящийся в зоне внимания Соединенных Штатов и Китая, то есть двух держав с самыми высокими в мире оборонными расходами – это лучший, хотя и далеко не идеальный ответ, который Москва смогла дать на этот вопрос.
«Россия остается азиатско-тихоокеанской державой», - утверждает Павел Баев из Института исследований проблем мира в Осло. «Планы Москвы – это определенно адресованный Китаю сигнал о том, что она серьезно относится к этому региону».
Премьер-министр Владимир Путин, остающийся высшим российским лидером, пообещал, что в ближайшее десятилетие страна потратит на оборону 651 миллиард долларов. В год это в среднем составит около 65 миллиардов долларов. В прошлом году расходы на оборону составили 61 миллиард долларов.
Основные военные расходы Соединенных Штатов достигли в прошлом году 530 миллиардов долларов, в то время как Китай, вторая после Америки держава по объему военных расходов, утверждает, что он потратил на оружие в 2010 году примерно 78 миллиардов долларов (впрочем, некоторые аналитики уверены, что он сильно преуменьшил сумму).
В первую очередь на восток будут направлены два вертолетоносца системы «Мистраль», о покупке которых Москва договорилась с Францией в прошлом году, и которые русские должны получить в конце 2013 года, и подразделение зенитных ракетных комплексов С-400, способных сбивать как ракеты, так и самолеты.
В прошлом месяце заместитель министра обороны Николай Панков заявил в интервью радиостанции «Эхо Москвы», что военные уделяют своим силам на Дальнем Востоке «приоритетное внимание».
Новый договор о сокращении ядерных вооружений, подписанный Россией и Соединенными Штатами, придает дополнительный вес звучащим с обеих сторон заявлениям о невозможности войны между Россией и Западом и позволяет Кремлю перебросить больше ресурсов на восточное направление.
Защита энергоресурсов
В прошлом месяце президент Дмитрий Медведев пообещал разместить новое вооружение на нескольких небольших островах, находящихся в центре территориального спора с Японией. Медведев посетил эти острова в ноябре, а после него на них побывали и другие высокопоставленные российские официальные лица, включая министра обороны Анатолия Сердюкова.
Подчеркивая свои права на острова, оккупированные советскими войсками в конце Второй мировой войны, Россия использует эту проблему как предлог, чтобы укрепить свои силы на востоке. Однако многие считают разговоры о противостоянии Японии блефом.
«Я считаю, что это место было выбрано неслучайно: именно там Россия может занять позицию без большого риска, в частности, не рискуя навлечь на себя недовольство Китая», - полагает Баев.
В середине 19 века Россия отобрала у Китая – частично путем переговоров, а частично с помощью силы - большие территории в богатой ресурсами Восточной Сибири.
Во многом на политику Москвы в отношении Китая, самого крупного торгового партнера России, объем двусторонней торговли с которым составляет 9,5 миллиардов долларов, влияют опасения по поводу того, что Пекин захочет вернуть себе эти малонаселенные земли либо в качестве жизненного пространства для своего растущего населения, либо ради их залежей минералов, нефти и газа.
В 2008 году Москва уступила Пекину 174 квадратных километра территории на пролегающей по рекам Амур и Уссури границе между странами, на которой в 1969 году разгорелся конфликт, унесший почти 60 жизней.
«Они до сих пор опасаются, что Китай однажды вторгнется в Сибирь ради ее ресурсов», - заявил в прошлом месяце в интервью старший аналитик специализирующегося на военных проблемах сектора аналитического центра CNA Дмитрий Горенбург.
«С российской точки зрения это слабозаселенная и крайне удаленная от центра России территория, которую трудно защищать», - добавил он.
Пекин встревожил соседей, заявив претензии на необитаемые острова, которые Япония считает своими.
Россия ни в коем случае не хочет конфликта с Китаем, но при этом, по мнению ряда аналитиков, Москва также хочет быть уверена в том, что китайские территориальные притязания не нарушат хрупкий баланс сил на Дальнем Востоке.
В этом году Россия и Китай ввели в строй китайскую ветку трубопровода «Восточная Сибирь-Тихий океан» (ВСТО), по которому в Китай в течение 20 лет будет идти по 300 тысяч баррелей нефти в сутки.
Российские планы по укреплению флота на Дальнем Востоке рассчитаны на то, чтобы сохранить за Россией статус ведущего мирового поставщика нефти. Речь идет о защите крупных нефтяных и газовых месторождений на шельфе Сахалина, ресурсы из которых, благодаря заключенному с Exxon соглашению о разделе продукции, должны компенсировать предполагаемый спад добычи в Западной Сибири.
Китай активно покупает российское оружие, но в этом году его заказы в России в лучшем случае останутся на прежнем уровне. Во многом это связано с развитием китайской оборонной промышленности, которая, как считают аналитики, своими успехами частично обязана копированию российских технологий.
По мнению аналитиков, китайский истребитель пятого поколения, который Пекин продемонстрировал в ходе последнего визита министра обороны США Роберта Гейтса (Robert Gates), в сущности является незначительно измененной версией одного из российских истребителей.