По мере того, как российские власти демонстрируют все более агрессивную позицию в отношении территориального спора страны с Японией, естественно, возникает вопрос - почему?
Высокопоставленные представители российской власти, включая президента Дмитрия Медведева и министра обороны Анатолия Сердюкова, продемонстрировали прецедент и посетили острова, которые русские называют Южными Курилами, а японцы обозначают как свои «Северные территории». Российское правительство также объявило о планах усилить процессы социально-экономического развития островов и их оборону. Набирающий обороты кризис позволил советнику по европейским вопросам в японском министерстве иностранных дел охарактеризовать на прошлой неделе российско-японские отношения как находящиеся на самом низком уровне за десятилетия.
Ряд факторов может объяснить новый курс Москвы. Начнем с того, что внутриполитические условия в России и Японии создают атмосферу, которая благоприятствует подобной конфронтации. С середины 1990-х годов опросы общественного мнения показывают, что российские респонденты выступают против каких-либо дальнейших серьезных территориальных уступок Японии или какой-нибудь другой стране. Российские лидеры должны в связи с этим подчеркивать как свои националистские качества, так и свое нежелание идти на уступки в том, что касается ключевых национальных интересов России.
Грядущие выборы - в парламент в 2011 году и президентские в2012м – делают задачу серьезных уступок Японии особенно сложной для российских политиков. Политическая команда Медведева озабочена тем, что ему не хватает очков в плане жесткости, которая делает премьер-министра Владимира Путина и его клику столь популярными. Но с учетом нежелания президента жертвовать на националистическом алтаре такими факторами, как улучшение отношений с Соединенными Штатами и НАТО или важные отношения России с Китаем, конфронтация с Японией по Курильскому вопросу выглядит безопасной альтернативой.
Российские политики также раздосадованы тем, что Демократическая партия Японии (ДПЯ), которая находится у власти впервые в своей истории, не поменяла политику Токио в отношении островов, несмотря на ожидания, что она пойдет на большие уступки, чем предыдущие японские правительства. С точки зрения Москвы, целой череде слабых японских лидеров не хватало политической поддержки, необходимой для переговоров о компромиссной сделке с Россией.
Напряженные отношения японского правительства с другими ключевым странами также могут объяснить факт ужесточения российской линии. Российские официальные лица посчитали, что японское правительство не сможет дать сильный ответ на шаги Москвы с учетом своих нынешних напряженных отношений с Китаем и Северной Кореей, а также с учетом затяжной напряженности с Южной Кореей и США.
Территориальный спор Японии и России обострился вскоре после обострения и китайско-японской конфронтации по поводу островов Сенкаку, которые в Китае называют островами Дяоюйдао. Отношения между Кореями и Токио также остаются напряженными.
Северокорейцы несколько раз пытались исключить Японию из шестисторонних переговоров, в то время как японское правительство непрестанно требует, чтобы Пхеньян предоставил больше информации о японских гражданах, похищенных северокорейскими агентами во время холодной войны. Различные территориальные разногласия и длинный список исторических претензий также препятствуют сотрудничеству между Японией и Южной Кореей.
Американо-японские оборонные связи также только в последнее время начали восстанавливаться после многолетней борьбы с Демократической партией Японии по поводу перевода военно-воздушной базы Футенма на Окинаве. Хотя администрация Обамы поддержала позицию Токио в островном споре с Россией, администрация не склонна вступать в конфронтацию с Россией в Восточной Азии по поводу островов. Помощь Москвы нужна, чтобы справляться с северокорейскими провокациями, и многие в Вашингтоне видят в России возможного партнера в деле оказания влияния на Китай, чтобы его подъем шел в мирном и взаимовыгодном направлении.
Другое возможное объяснение растущей напористости Москвы в отношении островов – в том, что России удается успешно увеличивать свой авторитет в Восточной Азии в целом, даже без разрешения территориального спора с Японией. Китай, который заменил Германию в качестве крупнейшего торгового партнера России, как ожидается, станет крупнейшим покупателем российских энергоносителей. Экономические отношения между Россией и Южной Кореей также значительно улучшились. Российское правительство также работает над укреплением своего присутствия в Тихоокеанском регионе, принимая саммит АТЭС 2012 года во Владивостоке, например. Стремление улучшить условия на спорных островах и на остальном российском Дальнем Востоке может также рассматриваться как попытка продемонстрировать видение современности и высокого уровня научных знаний братским азиатским странам.
Наконец, сами японцы стали значительно более восприимчивыми к идее расширения экономических связей с Россией несмотря на территориальный спор, убрав еще один возможный мотив для Москвы, который мог бы побудить ее идти на уступки. Российские официальные лица пришли к выводу, и к верному выводу, что они могут агрессивно действовать в отношении Японии в островном вопросе, и несмотря на это, по-прежнему спокойно получать японские инвестиции и торговать с ней. Этот момент стал очевиден в последние месяцы. Несмотря на протесты против визита Медведева на Кунашир, японские официальные лица подчеркивали, что они по-прежнему хотели, чтобы Медведев присоединился к ноябрьскому саммиту АТЭС в Йокогаме. На этой встрече оба лидера согласились отбросить территориальные противоречия и сфокусироваться на развитии экономических отношений.
11 февраля на встрече с японским министром иностранных дел Сэйдзи Маэхарой Лавров, при том, что Маэхара стоял прямо рядом с ним, заявил, что Россия будет приветствовать иностранных инвесторов из Китая и Южной Кореи, если те захотят помочь в развитии островов. Японцы всегда отказывались от российских предложений поучаствовать в совместном развитии островов из опасений, что это укрепит российские претензии на суверенитет над островами. Японские официальные лица отреагировали на скрытую угрозу Лаврова, сказав третьим странам не принимать предложение, но они также скорректировали и свою собственную позицию, заявив, что с этого времени они рассмотрят варианты совместной экономической деятельности на островах при условии, что эта деятельность не повлияет на японские претензии на суверенитет над островами. На встрече Маэхара и Лавров также достигли соглашения о том, что два правительства будут поддерживать различные конкретные бизнес-проекты в обеих странах, введут в действие двустороннее соглашение по атомной энергии и предпримут другие шаги для продвижения взаимной торговли и содействия инвестициям.
Все эти факторы делают более сложной задачу какого-либо разрешения территориального спора между Россией и Японией в ближайшее время, так как были созданы условия, которые не способствуют тому, чтобы какая-либо из стран шла на серьезные уступки, а они требуются для достижения прорыва по территориальному вопросу.
В долгосрочной перспективе можно ожидать, что большие уступки сделает японская сторона, ибо продолжающийся рост Китая представляет более серьезную угрозу для интересов Токио. Вдобавок, в последние несколько месяцев Россия успешно осуществила несколько шагов, которые укрепят ее присутствие на островах. Следующее коалиционное правительство Японии, или, возможно, уже следующее поколение японских политических лидеров может оказаться более открытым к проведению своего рода «реальной политики», которая нужна, чтобы пойти на уступки Москве по островному вопросу.
Результатом этого станет улучшение российско-японских отношений, что позволит японцам сконцентрировать свои усилия на растущей экономической и военной мощи Китая, а также им, возможно, удастся побудить Китай поумерить свою политику в отношении Японии. Вдобавок, лучшие связи Токио с Москвой могут оказаться катализатором долгожданной геополитической перестройки, в рамках которой Россия может принять более сдержанный и осмотрительный подход к восхождению Китая, начав укреплять связи с его соседями, включая Японию. Такое репозиционирование поможет справиться с потенциально подрывными последствиями, которыми может обернуться возникновение новой сверхдержавы на восточных границах России.
Пока подобное смягчение не произойдет с японской стороны, у России не будет практически никаких стимулов для изменения собственного подхода к спору вокруг островов, и останется много причин для того, чтобы сохранять свою жесткую позицию.
Ричард Вайц - старший научный сотрудник в Гудзоновском институте и старший редактор в World Politics Review. Его колонка Global Insights выходит в WPR каждый вторник.