Начавшаяся международная военная операция в Ливии ударила по российскому правящему тандему в понедельник, когда сделанное премьер-министром Владимиром Путиным сравнение военной операции с «крестовым походом» было раскритиковано президентом Дмитрием Медведевым.
Выступая на ракетостроительном заводе на юге России, Путин заявил, что резолюция Совета Безопасности ООН о боевых действиях в Ливии, которую поддержали США, Великобритания и Франция напоминает ему о «средневековом призыве к крестовым походам». Резолюция «неполноценна и ущербна», добавил он.
Через несколько часов, Медведев резко раскритиковал выбор выражений премьер-министра.
«Недопустимо использовать выражения, которые, по сути, ведут к столкновению цивилизаций – типа крестовых походов и так далее. Это неприемлемо», - отметил Медведев.
Столкновение по данному вопросу является последним в серии разногласий между двумя лидерами за последние месяцы.
Слова Путина удивили западных наблюдателей в связи с тем, что Россия, также как Бразилия, Китай, Индия и Германия, воздержалась от голосования в Совете Безопасности ООН в поддержку введения бесполетной зоны над Ливией.
Решение воздержаться от право вето стало необычным на фоне того, что Кремль всегда налагал вето на решения западных стран вторгаться в другие государства. Считается, что данное решение было принято Медведевым, которого традиционно считают менее сильным политиком, нежели Путин.
Вспоминая американские авиационные удары по Югославии, Ираку и Афганистану, Путин отметил, что «в политике США это становится стабильной тенденцией».
Действия международной коалиции против Ливии доказывают, что «мы все правильно делаем по укреплению боеспособности России», добавил Путин. Вице-премьер Сергей Иванов заявил в понедельник, что страна выделила 20 триллионов рублей на реализацию программы по модернизации ОПК до 2020 года.
Но Медведев заявил, что Россия сознательно пропустила резолюцию, не воспользовавшись правом вето. «Я не считаю эту резолюцию неправильной, она в целом отражает наше понимание происходящего. Это был квалифицированный отказ от вето», - добавил Медведев.
Эксперты считают, что выплеск эмоций Путина во время официального визита министра обороны США Роберта Гейтса в Россию, который стремиться усилить военное сотрудничество между странами, может поставить под вопрос способность Кремля действовать в соответствии с американской политикой «перезагрузки».
«Это еще раз демонстрирует, что российская внешняя политика непоследовательна и слишком сильно зависит от внутренней», - считает Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике». Он считает, что критиковать военную операцию в Ливии «глупо» после того, как Россия воздержалась от голосования в Совете Безопасности ООН.
Российские дипломаты четко дали понять на прошлой неделе, что Москва выступает против вмешательства во внутренние дела Ливии, но больше всего их волновала непроработанность резолюции ООН и множество оставшихся без ответа вопросов.
«Невозможно что-то сделать из воздуха, это лишь означает, что страны будут втянуты в наземную операцию в Ливии, - заявил дипломат. - Мы опасаемся, что это может дестабилизировать ситуацию на Ближнем Востоке».
Лукьянов полагает, что выступление Путина отражает недовольство все большей независимостью Медведева на фоне приближающихся выборов, которые состоятся в марте 2012 года. Путин и Медведев не раз заявляли, что чуть позже решат между собой, кто будет выставлять свою кандидатуру.
«Речь идет о влиянии внутри правящего тандема накануне принятия окончательного решения о том, кто будет править Россией в будущем», - добавил Лукьянов.
Воздержание от голосования во время принятия резолюции Советом Безопасности ООН является прагматическим ходом, позволяющим не портить отношения с США и Европой, и перекладывающим ответственность за ведение вооруженных действий на тех, кто их так сильно продвигал. Это также позволяет России получить выгодные контракты в Ливии после того, как конфликт будет исчерпан.
Российские специалисты гадают, является ли столкновение президента и премьер-министра настоящим, или является хорошо проработанным политическим ходом, создающим впечатление, что лидеры имеют разные позиции.