Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему хакеры напали на ЖЖ?

© коллаж ИноСМИхакерские атаки на живой журнал
хакерские атаки на живой журнал
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если хакерские атаки на ведущую российскую блог-платформу «Живой Журнал» о чем-то и говорят, то о том, что неписаные правила кибервойн больше не действуют. Если раньше хакеры проводили точечные удары с целью закрытия вебсайтов своих идеологических противников, то эти атаки в большей степени похожи на онлайновые ковровые бомбардировки.

Если хакерские атаки на ведущую российскую блог-платформу «Живой Журнал» о чем-то и говорят, то о том, что неписаные правила кибервойн больше не действуют. Если раньше хакеры проводили точечные удары с целью закрытия вебсайтов своих идеологических противников, то эти атаки в большей степени похожи на онлайновые ковровые бомбардировки. Их жертвой стал не один голос, а весь разноголосый мир российской блогосферы. И насколько это себе представляют эксперты, целью здесь является разрушение виртуальной инфраструктуры самой свободы слова.

Когда в последнюю неделю марта началась первая волна атак на ЖЖ, масштаб наступления был неясен. Иногда до черепашьей скорости замедлялась работа сайтов, иногда они вообще выходили из строя. Сначала эти атаки казались узконаправленными в политическом плане, поскольку их целью были сайты всего одного борца с коррупцией и блогера Алексея Навального, который давно уже стал занозой в боку у власти. Самым знаменитым его высказыванием стала та характеристика, которую он дал правящей партии премьер-министра Владимира Путина «Единая Россия», назвав ее «партией жуликов и воров». С тех пор единороссы отчаянно пытаются стереть это позорное клеймо.

Поэтому Навальный и другие оппозиционные блогеры легко смогли сделать вывод о том, что хакеры объединились с властью или были наняты ею. Есть масса прецедентов, подтверждающих эту теорию. В 2007 году, когда между российским государством и Эстонией возникла дипломатическая ссора, симпатизирующие России хакеры заблокировали вебсайты эстонской банковской системы и правительства страны. В августе 2008 года, когда Россия вела войну с Грузией, хакеры нанесли удар по сайтам грузинского правительства. А годом позднее атаке подвергся грузинский блогер, который размещал в ЖЖ высказывания антироссийской направленности, причем атака эта была настолько мощной, что она на короткое время привела к сбоям в работе Facebook и Twitter, где у этого блогера также были свои учетные записи.

Винить во всех этих идеологических атаках Кремль было очень просто. Но так же просто было и сторонникам Кремля указывать на то, что осуществляющие атаки хакеры могут делать это, когда им заблагорассудится, не расходуя большие средства и не получая ни от кого приказы. Легко представить себе бригаду хакеров-националистов, которые разделяют идеологические взгляды Кремля и проводят атаки из патриотических побуждений. Многие считали, что именно так и было в случае с Эстонией, причем такого мнения придерживались и независимые эксперты, изучавшие эти атаки.

Но на этой неделе ЖЖ подвергся артиллерийскому хакерскому обстрелу вторично, и владельцы сайта назвали это «тотальной войной». На сей раз знакомая схема действий была нарушена. Атаку осуществляла целая армия управляемых дистанционно компьютеров, и в ней не было ни идеологической направленности, ни разумных причин. Среди жертв оказались десятки самых популярных в России блогеров – от сентиментального беллетриста до банковского магната, а также домашняя страница ЖЖ. Атаке подвергся даже блог онлайнового энтузиаста президента Дмитрия Медведева, причем она оказалась настолько мощной, что блог этот был недоступен в среду в течение нескольких часов. В четверг Медведев отдал приказ полиции провести расследование.

«Такого рода атаки это нечто совершенно новое, - говорит бывший правительственный политтехнолог Марина Литвинович, создавшая главный российский агрегатор блогов BestToday.ru. – Это попытка искоренить не одного пользователя, а все сообщество ЖЖ, ставшее слишком влиятельным и слишком сильным, а также задающим политическую повестку дня».

Действительно, «Живой Журнал» с его 5 миллионами российских аккаунтов и 30 миллионами читателей в месяц является последней в России по-настоящему свободной и публичной площадкой для политических дебатов. Это несколько хаотичный интеллектуальный информационный центр и источник не только сплетен, теорий заговоров и проправительственной пропаганды, но и бесчисленных разоблачений фактов коррупции и некомпетентности властей. По разнообразию мнений и оценок, высказываемых и отстаиваемых в ЖЖ, этот сервис намного обогнал все остальные российские средства массовой информации.

Именно это разнообразие, говорят эксперты, и стало в конечном итоге объектом хакерских нападений. Похоже, они пытаются перевести политическую дискуссию на страницы тех СМИ, которые власти в состоянии больше контролировать. «Здесь нет никакой идеологии, если вы не хотите говорить об антиблогерской идеологии», - заявляет ведущий российский комментатор по вопросам интернета Александр  Плющев.

А это означает, что старая сказка властей о действующих по собственной инициативе хакерах-патриотах в данном случае бессмысленна. За какое такое дело они борются? Плющев говорит так: «Это совершенно очевидно наемные убийцы интернета, получившие приказ убрать ЖЖ».

Кто в действительности стоит за атаками? Это, скорее всего, останется загадкой. Но если их цель состоит в расколе российского онлайнового сообщества, то такая тактика, похоже, работает. Ведущий российский оппозиционер Борис Немцов начал размещать свои мнения и оценки на Facebook, когда ЖЖ был недоступен, и это лишило его того массового онлайнового сообщества, которое обычно следит за его постами и обсуждает их.

Литвинович из BestToday.ru считает, что такие атаки будут продолжаться в преддверии декабрьских парламентских выборов в России, а также решающих президентских выборов, которые состоятся в марте следующего года. «Цель здесь – дискредитировать ЖЖ, который ввел джокера в политическую систему, - говорит она. – Журнал стал реальным инструментом воздействия на общественное мнение, и он никем не контролировался». Поэтому независимо от того, стояли или нет за атаками государственные чиновники, некоторые из них наверняка почувствовали облегчение в связи с перебоями в работе ЖЖ.