Москва – Если не произойдет ничего экстраординарного, то через 332 дня, 11 марта 2012 года, в России пройдут президентские выборы, которых ждут с большим нетерпением. Но в действительности выборы как таковые проходят уже сейчас.
Безусловно, это не голосование в прямом смысле этого слова. Нет ни дискуссий, ни предвыборной кампании, ни реального электората – по крайней мере, в том плане, в каком эти вещи понимает Запад. Конечно, 11 марта некоторые избиратели пойдут на участки для голосования и проголосуют. Но все действительно важное произойдет и закончится задолго до этого дня, и решаться данные вопросы будут вдали от глаз общественности. Появятся кое-какие кандидаты-марионетки, а также тот кандидат, которого Кремль решит сделать следующим президентом. И голоса распределятся так, что кандидат от власти победит с большим, но заслуживающим доверия преимуществом. Назовем это Ратификация-2012.
В центре всего этого театра находится разговор между президентом Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным о том, кому из них баллотироваться, а следовательно, становиться президентом в 2012 году. Насколько нам известно, этот разговор состоялся уже несколько лет тому назад, и решение давно принято. А все остальные – российская пресса, иностранная пресса, эксперты, ученые, блогеры, люди на улицах и, как порой кажется, даже оба кандидата - пытаются понять, каков результат того разговора. Если он, конечно, был. Это безнадежная игра, и порой она напоминает пари по поводу погоды в Москве: а пойдет ли снег 11 марта 2012 года? Ведь в предыдущие годы снег был – в тот день или в другие дни. За исключением одного года – когда была изнуряющая жара…
По состоянию на сегодняшний день, когда до выборов остается 11 месяцев, картина по-прежнему очень смутная и неясная. Мы не знаем, кто из этой пары, Путин или Медведев, будет баллотироваться. Но мы знаем другое: оба они баллотироваться не будут. «Мы договоримся, - заявил Путин в сентябре 2009 года, когда его начали настойчиво спрашивать об этом, - потому что мы одной крови, и у нас общие политические взгляды». (Спустя несколько месяцев выяснилось, что у этих людей действительно одинаковая группа крови. Видимо, у них не только похожие кожаные куртки.)
Они придерживаются такой линии почти два года, с самого начала разговоров на тему марта 2012 года. Причина проста: если Путин начнет бороться с Медведевым, такая борьба может создать, как это ни странно, вполне реальное соперничество. На него ушли бы огромные средства, элиты выступили бы друг против друга, и противостояние в этой и без того напряженной политической борьбе за кресло усилилось бы до максимума. И несмотря на прозвучавшее 13 апреля заявление Путина о том, что ничего невозможного нет, и что оба они вполне могут выдвинуть свои кандидатуры, все по-прежнему считают, что такое невозможно. Путин лично еще несколько лет тому назад удалил путем хирургического вмешательства реальное соперничество и реальные шансы. Если все вернуть назад, ситуация может выйти из-под контроля. «Это будет апокалипсис», - говорит Глеб Павловский, руководящий тесно связанным с Кремлем аналитическим центром.
Что ж, если будет кто-то один из двух, то каковы аргументы в пользу каждого из них? Мысль о том, что Путин намерен вернуться в 2012 году на вершину своей славы, казалась когда-то абсолютно неопровержимой. До Ратификации-2008 и после того, как тогдашний президент за восемь лет правления в беспрецедентных масштабах укрепил свою власть, все задавали вопрос о том, нарушит ли Путин требования конституции, оставшись у власти. Он ушел, выбрав на свой пост Медведева. Зачем ставить самого слабого и уступчивого претендента в предвыборную гонку, если не для того, чтобы он потом грел президентское кресло? «Многие высокопоставленные руководители не признают Медведева в качестве лидера» - эти слова азербайджанского президента процитировал сайт WikiLeaks.
И почему вскоре после прихода Медведева к власти Путин увеличил президентский срок с четырех до шести лет? Не потому ли, что он готовил, полировал и покрывал позолотой свой бывший и будущий трон? Пошли разговоры о том, что Путин вернется в 2012 году на 12 лет, чтобы уйти в отставку в далеком 2024 году. Это вполне соответствовало имиджу данного человека, который силен, решителен и одержим стремлением всем руководить. Этим он резко отличался от своего пропитавшегося алкоголем предшественника Бориса Ельцина.
Возможно, что у Путина есть также и финансовые стимулы для сохранения власти. Такая логика наглядно подтверждается примером московского мэра Юрия Лужкова, отправленного прошлой осенью в отставку. Лужкова отстранили от власти; его банк и компанию его жены «Интеко» как кость выставили на торги для самого голодного претендента; а сам экс-мэр незамедлительно покинул страну, запросив вид на жительство в Латвии или в Австрии. (Позднее ему дали въездную визу в Британию, однако он опровергает слухи о том, что намерен покинуть Россию.) Намек предельно ясный и пугающий: утратив расположение, ты больше не можешь рассчитывать на собственную безопасность и сохранность своих денег в России. Никто не знает, сколько средств накопил Путин за десять лет пребывания у власти. Идут разговоры о десятках миллиардах долларов, о друзьях-бизнесменах, хранящих его деньги, о дворцах на Черном море стоимостью в миллиарды. Однако Путин все это отрицает. Но если хоть что-то из этих разговоров правда, то разве может он просто так уйти, рискуя все потерять?
Однако примерно год тому назад накал слухов о пожизненном президентстве Путина стал слабеть – как и сам Путин. WikiLeaks рассказывала о многочисленных разговорах, которые слышали работающие в Москве репортеры по поводу того, что Путин все больше отстраняется от работы. «Хорошо информированные источники сообщают нам, что Путин теряет интерес к работе и все больше отвлекается от нее», - говорится в одном документе. Он нерегулярно приезжал на работу, часто работал дома и поручал ведение повседневных дел своим заместителям. «Я думаю, у него противоречивые чувства» по поводу того, хочет он или нет вернуться на пост президента, сказал мне той зимой Александр Волошин. (Волошин был когда-то первым руководителем администрации Путина, и у него до сих пор кабинет в Белом доме прямо под кабинетом Путина.) «Присутствует некая усталость. Он уже все знает, и теперь в определенной мере возникает ощущение дежавю. Жаждет ли он вернуться? Нет. В то же время, на посту президента гораздо легче отстаивать свои интересы, чем на посту премьера».
Волошин добавляет: «И в принципе нынешняя ситуация вполне его устраивает, потому что она дает ему возможность заниматься практическими делами, а не принимать бесчисленные награды и убивать время на протокольные мероприятия, которых огромное множество. Сейчас он сам себе хозяин, и это ему тоже нравится».
И хотя игра в плохого и хорошего полицейского у тандема вполне получается, Медведев все же самоутверждается на своем посту. В интервью китайскому журналисту на этой неделе он заявил, что заинтересован в том, чтобы остаться на должности президента после 2012 года. За кулисами он говорит то же самое всем желающим его слушать. Один американский представитель сказал мне, что Медведев несколько раз говорил о своем желании остаться. «Но он знает, что есть только один избиратель», - заявил это человек.
Цель Медведева на следующий год состоит в том, чтобы убедить этого избирателя – Путина. Иными словами, ждите в наступившем году новых демонстраций силы, смелых отставок и неожиданных политических разворотов, таких как запрет на строительство дороги в Химкинском лесу. Если Медведеву удастся убедить Путина, то здравый смысл подсказывает, что Путин останется премьер-министром (Волошин сказал мне, что он обеспокоен стабильностью созданной им системы) – или уйдет в отставку, отдав бразды правления другому силовику, например, вице-премьеру, главе Роснефти и бывшему шпиону Игорю Сечину.
Но не исключен также и третий сценарий - темная лошадка! По Москве ходят слухи, что придет третий кандидат, чтобы сменить уставший старый тандем, чьи рейтинги упали до рекордно низкой отметки. Все три темные лошадки это молодые либералы, которые открыто продвигают медведевские планы модернизации как внутри страны, так и за рубежом. Во-первых, есть Аркадий Дворкович, молодой выпускник Университета Дьюка, работающий экономическим советником у Медведева. Он разделяет страсть Медведева к новым технологиям, и, похоже, все свое рабочее время проводит в Твиттере. Есть также Игорь Шувалов – харизматичный заместитель премьер-министра из путинского лагеря 40 лет с небольшим лет. Шувалов регулярно разъезжает по заграницам и убеждает на конференциях иностранных инвесторов, что Россия знает свои проблемы и очень хочет изменить существующее положение вещей. А третий – это министр финансов Алексей Кудрин. Он человек несгибаемый, хотя и несколько суховатый прагматик, спасший Россию от падения в пропасть во время финансового кризиса 2008 года.
Но безусловно, третьим кандидатом может стать и любой другой человек. В 2008 году всего было 12 претендентов. Как отмечает Павловский, «победа третьего кандидата возможна только при одном сценарии: если возникнет тупиковая ситуация между Путиным и Медведевым, и ни тот, ни другой не захочет уступить». Весьма захватывающий сценарий для тех, кто наблюдает за Кремлем, но он весьма маловероятен.
А что касается предполагаемой усталости Путина, то здесь Павловский выражается более двусмысленно. «Это вопрос не психологии, а политики, - сказал он мне. – Возможно, он и устал, но он не может просто так бросить огромное количество зависящих от него и рассчитывающих на него людей. Путин это наша Fannie Mae». Далее Павловский отметил: «Кроме того, Путин не старый человек. В этом году ему исполнится 59 лет. Леонид Брежнев в этом возрасте стал генеральным секретарем компартии».