Он – величайший шахматный игрок своего поколения, но когда его попросили предугадать следующий ход Путина, Гарри Каспаров замялся.
«Когда вы играете в шахматы – у вас есть правила», – сказал нам Каспаров во время встречи с журналистами The Post, прошедшей в этот четверг. «А он может менять правила, когда ему это нужно».
Тем не менее, Каспаров, не колеблясь, предлагает весьма четко очерченные взгляды на будущее России, и по нескольким причинам они заслуживают внимания. Его ум – страшная машина, сам он, вероятно, наиболее известен в своей стране как человек, выигравший в шахматы у компьютера IBM, что произошло уже больше десяти лет назад, но и не только за это. Кроме этого, Каспаров значительно более харизматичная личность, чем можно было бы подумать – он производит впечатление взвешенного человека, веселого и очень… человечного.
Учитывая, что в России шахматные игроки – как рок-звезды, он бы мог легко начать жить жизнью знаменитости. Или присоединиться к оппозиции путинской клептократии – что он и сделал, но только лучше бы из безопасной и комфортной квартиры в Лондоне или на Манхэттене.
Вместо того, он остался жить в России, где, учитывая прискорбную судьбу многих российских журналистов и правозащитников, он живет с телохранителями и на нервах.
Но тем не менее, он не оставляет надежды, что у России есть будущее. Что и привело его в Вашингтон, на встречу с представителями правительства и конгрессменами, с тремя ключевыми посланиями:
Во-первых, показная борьба за власть между ныне премьер-министром Путиным и его карманным президентом Дмитрием Медведевым – симуляция. Путин дергает за нити. Американцы, включая администрацию Обамы, позволили себе поверить внешней стороне этой теневой игры, говорит Каспаров. Это выгодно Путину, поскольку Медведев создает режиму более дружелюбное лицо в глазах Запада. Выгодно, но, по сути, не важно.
Во-вторых, путинизм не работает, его развитие не является неизбежностью. Несмотря на свою позицию экспортера нефти во времена огромных цен на нефть, экономика России чахнет. Капитал уходит, инфраструктура разлагается, люди это видят.
«Думаю, терпение простого русского человека подходит к концу, – заявил Каспаров. – Они видят, что растет в стране только перечень русских миллиардеров в списке Forbes».
Путин установил в России карантин против демократических движений, наводнивших Украину, Грузию и Киргизию, и теперь ему приходится беспокоиться о «заразе» из арабских источников. «Путин сделал все возможное, чтобы предотвратить «оранжевую революцию», но сейчас на пороге стоит уже призрак площади Тахрир», – говорит Каспаров.
И, наконец, в распоряжении Соединенных Штатов есть весьма практичный инструмент, который может помочь ослабить путинскую цепкую хватку, которой он держит власть, а именно декларация, выдвинутая сенатором Мэриленда демократом Беном Кардином (Ben Cardin), по которой предлагается отказать в визах и заморозить американские счета российских чиновников, уличенных в превышении полномочий, вынесении несправедливых решений или попранию свобод внутри России.
«Для посторонних людей это может ничего не значить», – объяснил Каспаров, но это подорвет то, что он видит как фундаментальный принцип и цель путинского режима: что чиновники, преданные Путину, могут накапливать свои состояния и размещать их за рубежом, и что Путин может их защитить.
«Если вы преданы своему начальнику и «начальнику всех начальников» – capo di tutti capi, то ты в безопасности, как в России, так и за ее пределами – в Дубае, Лондоне, на Женевском озере, – заявил Каспаров. – Если что-то произойдет хотя бы с небольшой частью этих людей, то получится брешь в монолите власти».
Путин купил такое количество европейских чиновников, что Европа не отважится действовать первой, считает Каспаров. Но Великобритания бы могла, а также, поскольку российские олигархи все более активно инвестируют в Соединенные Штаты, то и действия США могли бы сыграть большую роль».
«Не говорите мне, что у вас нет в этом веса», – сказал Каспаров.
Конгресс, ход за вами!