САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — Президент Дмитрий Медведев, пытаясь в пятницу убедить инвесторов в том, что Россия становится хорошим местом, чтобы пойти на риск, рассказывал о стране, приверженной принципам свободы бизнеса и незыблемости прав, независимо от того, кто возглавит ее в ближайшие несколько лет.
Его речь перед сотнями бизнесменов и государственных чиновников — в числе тех, кто посетил ежегодный Санкт-петербургский международный экономический форум, был председатель КНР Ху Цзиньтао — неизбежно породила политические предположения. Возможно, Медведев объявил себя кандидатом на президентских выборах следующего года, сдержанно покритиковав премьер-министра Владимира Путина. Или, может быть, это была уже речь кандидата, признающего свое поражение.
«Мы не строим государственный капитализм, — сказал Медведев в подтверждение первого предположения. — Мой выбор в другом: в российской экономике должны доминировать частное предпринимательство и частные инвесторы, государство должно защищать выбор и собственность тех, кто сознательно рискует своими деньгами и репутацией».
Повторив несколько раз фразу «мой выбор», Медведев сказал: он стремится к тому, что он называет модернизацией. «Нужно быстрее и решительнее менять все, что мешает прорывному развитию».
Но также достаточно свидетельств и того, что он не будет баллотироваться. «Этот проект должен быть реализован независимо от того, кто и какие должности займет в нашей стране в ближайшие несколько лет»,— сказал он, предполагая, что вопрос о президентстве остается открытым.
Медведева, который заявил, что Россия добивается прогресса в борьбе с коррупцией, совершенствовании судебной системы и организации более эффективного руководства, часто воспринимают на Западе как лучший выбор в надежде на более демократический курс России. Путин, считающийся более авторитарным, занял пост президента в 2000 году и сразу же начал укреплять власть государства в качестве реакции на то, что он назвал хаосом первых постсоветских лет.
Выступление Медведева, однако, происходит на фоне событий, которые свидетельствуют о слабых успехах России в ее попытках проведения реформ. В начале этой недели World Justice Project, реализованный в том числе при финансовой поддержке Bill and Melinda Gates Foundation, описал «недостатки системы сдержек и противовесов, которые ведут к формированию институциональной среды, характеризующейся коррупцией, безнаказанностью и политическим вмешательством».
Также на этой неделе заместитель министра экономического развития Олег Фомичев опубликовал результаты опроса, который показал, что число коррупционных сделок падает, но средний размер взятки растет. Согласно исследованиям Всемирного банка, Россия находится далеко в конце списка по оценке благоприятности бизнес-среды — на 123-м месте из 183 стран в этом году, по сравнению с 116-м в прошлом.
Другие опросы показывают, что россияне, особенно молодежь, не видят перспективы для хорошей карьеры и полноценной жизни. Все больше и больше говорят об иммиграции, а 21% заявляют, что покинули бы страну, если бы была такая возможность, по данным национального социологического агентства ВЦИОМ.
Хотя Путин остается весьма популярным, уровень беспокойства заставил его несколько недель назад объявить о создании нового политического движения под названием «Народный фронт», чтобы обратиться к тем, кто разочаровался в правящей партии «Единая Россия».
Путин из-за ограничений по срокам пребывания на посту после отставки в 2008 году не мог баллотироваться на пост президента и выдвинул вместо себя Медведева, руководителя своей администрации и давнего соратника по работе в родном Санкт-Петербурге. Затем Путин стал премьер-министром, хотя и сохранил свою влияние на определение курса страны. Кто пойдет на президентские выборы следующей весной, как ожидается, будет его решением.
Нгози Оконджо-Ивеала (Ngozi Okonjo-Iweala), управляющий директор Всемирного банка и модератор дискуссии о развивающихся рынках, сказала: совершенно ясно, что экономический рост требует эффективного управления.
Хороший знак, она сказала, что Россия и другие развивающиеся страны начали осознавать это. Но изменения здесь, такие как борьба с коррупцией, не произойдут в одночасье.
Россия может делать небольшие шаги, сказала она, чтобы подбодрить инвесторов и начать двигаться в правильном направлении. «Чтобы открыть бизнес, требуется так много согласований, — сказала Оконджо-Ивеала. — Если снизить до одного или двух, только одно это сократит возможности для коррупции. Но не достаточно просто поговорить, необходимы конкретные шаги».
Первым делом в пятницу она приняла участие в завтраке, где многие инвесторы обсуждали перспективы России, а затем провела голосование по их прогнозам на ближайшие годы.
«77% считают, что Россия сможет преодолеть эти препятствия, — сказала она, — и станет одной из 50 наиболее конкурентоспособных стран в мире в ближайшие несколько лет».
Россия намерена сделать так, сказал Медведев, что создание новой системы больше не будет зависеть от конкретного человека в Кремле, подающего сигналы, но он не сказал, о ком речь.