Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Планы Медведева по приватизации напоминают времена Бориса Ельцина

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Использует ли президент Дмитрий Медведев тему приватизации, чтобы добиться переизбрания на второй срок? Если да, то он станет не первым российским президентом, воспользовавшимся такой стратегией для продвижения своей кандидатуры на переизбрание. В 1996 году Бориса Ельцина, имевшего 3% одобрения среди населения, воспринимали как маловероятного победителя в гонке против коммуниста Геннадия Зюганова.

Использует ли президент Дмитрий Медведев тему приватизации, чтобы добиться переизбрания на второй срок?

Если да, то он станет не первым российским президентом, воспользовавшимся такой стратегией для продвижения своей кандидатуры на переизбрание. В 1996 году Бориса Ельцина, имевшего 3% одобрения среди населения, воспринимали как маловероятного победителя в гонке против коммуниста Геннадия Зюганова. Но руководитель предвыборного штаба Ельцина Анатолий Чубайс придумал блестящую стратегию по обеспечению большинства голосов на выборах, продав горы государственной собственности по печально известной программе «кредиты за акции», создав новый класс владельцев собственности, которые могли потерять все в случае проигрыша Ельцина, и потому бросившие все свои ресурсы на то, чтобы гарантировать победу президенту.

Параллель с теми событиями можно провести и сегодня. Три недели назад президент Медведев, не ответивший на главный вопрос о том, кто из правящего тандема будет баллотироваться в президенты, объявил на экономическом форуме в Санкт-Петербурге, что контрольные пакеты акций в 20 богатейших российских государственных компаниях - нефтяных компаниях, банках, авиалиниях и шахтах - будут проданы к 2015 году.

Если план будет осуществлен, то это фундаментально изменит российскую экономику, в которой больше 50% ВВП производится государством, 20 лет после падения коммунизма. А также, этот план позволит богатым людям стать еще более богатыми.

В понедельник Медведев попытался привязать свою масштабную программу по приватизации ко второму президентскому сроку. Сначала он пригласил 27 богатейших российских бизнесменов в свою резиденцию в Горках.

 Предварительно Медведев пожурил правительство за затягивание подготовки масштабной программы по приватизации, которую он назвал слишком скромной, учитывая, что к 2015 году он хотел бы, чтобы государство «избавилось от ненужной собственности».

После, во время сессии вопросов и ответов, он ушел в политику. Согласно анонимному источнику, цитируемому газетой «Ведомости», «президент деликатно и однозначно намекнул нам, что пришло время бизнесу определить, кого они хотят видеть будущим президентом, Путина или Медведева».

Один кремлевский источник, который был на встрече, предупредил Financial Times, что заявления Медведева не были сенсационными. «Его спросили тот же вопрос, что спрашивают все о выборах 2012 года, и он ответил то же самое, что и всегда - что люди должны выбрать, его программа или программа Путина. Это не было предвыборным ходом. Это просто ответ на вопрос».

Так или иначе, слова президента свидетельствуют о том, что Медведев пытается отделить свою программу от путинской и пытается дать понять, что его программа изначально построена на том, чтобы продать контрольные пакеты акций крупнейших российских компаний тем, кто сидел с ним за тем столом.

Заманивая морковкой - крупной приватизацией - Медведев, может быть, пытается создать класс избирателей, которые многое бы получили от его переизбрания и могли бы использовать свои крупные ресурсы, чтобы помочь ему выиграть.

Однако российские олигархи имеют гораздо меньше влияния, чем во времена Ельцина, когда им позволялось управлять телеканалами и основывать политические партии. В любом случае вступление в открытую конфронтацию с Путиным в вопросе кандидатуры, которая должна быть объявлена в декабре, для Медведева немыслимо.

Может быть, Медведев рассчитывает на то, что несколько высокопоставленных чиновников и бизнесменов, видящих личный интерес в его программе, могут лично убедить Путина не баллотироваться. «Россия – это экосистема власти», - заметил один банкир в Москве. - Путин самый сильный, но ему приходится сохранять баланс, и ему приходится прислушиваться к некоторым людям».

Отношение Путина к приватизации сложно угадать. В июне в Париже на пресс-конференции он настаивал на том, что одобряет продажу, но насколько он ее одобряет и насколько он реально готов продавать мажоритарные пакеты акций государственных предприятий, никто не знает.

Существует множество указаний того, что ответ будет отрицательным. Во время его президентства многие крупнейшие российские частные компании, например, «ЮКОС», «АвтоВАЗ» и «Сибнефть», были национализированы. К тому же контролируемый Путиным кабинет министров умышленно замедляет исполнение приказов Медведева. Согласно газете «Коммерсантъ», в правительственных кругах «главным обсуждаемым вопросом является, как исполнить приказ Медведева, не потеряв контроль над государственными компаниями».

Хорошо известно, что могущественный заместитель Путина Игорь Сечин, ответственный за энергетический сектор, является ярым противником приватизации и Медведева. Сечину пришлось покинуть кресло председателя правления нефтяной компании «Роснефть» в начале года, после распоряжения Медведева, но он смог назначить дружественного преемника и ничуть не потерять свое влияние. В начале июля его приемник отказался от идеи о частном владении «Роснефтью», назвав ее «очень экзотичной».

Министерство экономики заявило, что осуществить план по приватизации контрольных пакетов акций государственных компаний к 2015 году будет невозможно, назвав реальным сроком 2017 год. Тем временем, другие предложения сейчас на столе. Они бы позволили правительству остаться мажоритарным акционером, несмотря на приватизацию большей части акций, чему примером может служить  «Газпром». Лишь 40% компании принадлежит государству, но государство принимает все решения и выбирает направления развития.

Одним из предложений является запрет на продажу стратегическим инвесторам, которые могут захотеть сменить существующий менеджмент, а также удержание «золотых акций», которые дадут правительству право вето в вопросах слияний и приобретений.

Но, кто бы ни стал президентом, одна вещь останется постоянной: российская бюрократия обожает коридорные интриги.

После встречи в понедельник Герман Греф, глава «Сбербанка», большой сторонник приватизации, уклончиво ответил о программе: «Споры между бюрократами были и будут всегда».