Санкт-Петербург, Россия – Когда сомнительные выборы в двух муниципальных округах Санкт-Петербурга были на полпути, на избирательном участке №1348 появилась группа телевизионщиков с государственного телеканала «Россия», чтобы снять процесс голосования. Молодой телерепортер зажал в углу высокого юношу в розовой рубашке со скучным лицом - наблюдателя за выборами от правящей партии «Единая Россия».
«Так, - заявил ему репортер, - нам нужно, чтобы ты стоял здесь и говорил, что все идет хорошо».
«Все идет хорошо, - сказал наблюдатель. – Мы очень довольны высокой явкой».
Все на самом деле шло исключительно хорошо, как для наблюдателя, так и для его кандидата, бывшего губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко. Пока другие наблюдатели ругали репортеров за разговоры и пытались отогнать фотографов от кабинок для голосования, Матвиенко вплотную приблизилась к тому, чтобы уверенно одержать победу на выборах в муниципальный совет.
Зачем губернатору второго по величине города России, одному из самых узнаваемых политиков страны опускаться до муниципального уровня? Все на самом деле просто. Эти выборы стали первым шагом в организованном Кремлем закулисном спектакле по повышению Матвиенко. Получив мандат, она имеет право сменить на посту спикера Совета Федерации отправленного в отставку Сергея Миронова. (Речь идет о российском сенате, членов которого выбирают только из числа региональных представителей, но не губернаторов.) Таким образом, Матвиенко становится политиком №3 в России и будет иметь доступ к ядерной кнопке, если Дмитрий Медведев и Владимир Путин окажутся недееспособны.
В перевернутом вверх тормашками мире российской политики предстоящее назначение Матвиенко, которое может быть окончательно оформлено в сентябре, будет полностью заслуженным. За восемь лет своего противоречивого и упрямого руководства Матвиенко настроила против себя весь этот исключительно образованный и космополитичный город. В 2003 году ее избрали почти двумя третями голосов. Три года назад рейтинг ее популярности составлял 35 процентов. В июле этого года он снизился почти наполовину до 18 процентов – и это в момент, когда Санкт-Петербург возрождается благодаря растущим нефтяным доходам.
Большую часть времени Матвиенко посвящала тому, чтобы вызвать недовольство у своих подданных. В конце 2006 года она начала совместный с Газпромом проект по строительству Охтинского центра – стеклянного сталагмита, который должен был на 400 метров вознестись над Санкт-Петербургом. К сожалению для Газпрома и Матвиенко, запланированное к возведению здание оказалось выше городского лимита на вертикальные постройки (а ля Вашингтон) – на целых 350 метров. Санкт-петербуржцы неожиданно оказались очень привязанными к исторической архитектуре своего города. Тысячи людей вышли на его улицы, протестуя против этого проекта. Это было одно из самых мощных, стойких и организованных – и одно из очень-очень редких – общественных движений в России за последнее десятилетие. Осенью прошлого года Матвиенко была вынуждена уступить и согласиться на перенос строительства в другое место, где газпромовская башня не будет нарушать городской архитектурный ландшафт в стиле неоклассицизма.
После этого она занималась и другими сомнительными строительными проектами, включая шикарный центр дзюдо стоимостью 100 миллионов долларов для клуба «Явара-Нева», почетным президентом которого (так уж получилось) является Путин. Был также проект «Морской фасад» - государственно-частное предприятие по строительству дорогостоящего портового комплекса, за который отвечает в основном городское правительство, а не частные инвесторы. Был также проект реконструкции знаменитого Кировского стадиона, сметные расходы на который таинственным образом растут с каждым годом. Добавьте к этому абсолютную неспособность города справиться с более мощными, чем обычно, снегопадами прошлой зимой, а также с более тяжелыми, чем обычно, сосульками, которые падали на прохожих. А тем временем, сын Матвиенко Сергей за короткий промежуток времени стал настолько сказочно богат, что многие подозревают его в набивании карманов за счет материнских связей.
Так почему же эту женщину переводят на должность спикера сената? На самом деле, это такой кремлевский способ выдворить Матвиенко на пенсию. Трудно вспомнить хотя бы один момент, когда Совет Федерации голосовал против какого-нибудь законопроекта. Столь же трудно вспомнить хотя бы одну фамилию сенатора; но очень легко понять, почему они там оказываются. Дело в том, что многим представителям региональной элиты с их весьма сомнительным и скандальным прошлым не обойтись без той неприкосновенности, которую дает мандат члена Совета Федерации.
Матвиенко это идеальный кандидат на пост спикера и на сопутствующую ему неприкасаемость, потому что она стала тяжким ярмом на шее «Единой России». Опубликованные результаты опросов говорят о том, что ее рейтинг низок. Однако два человека, которые знакомы с намного более точными секретными внутренними опросами, проводимыми по указанию Кремля, сообщают, что реальные цифры еще ниже.
«Люди из мэрии ходят с глазами как блюдца, - говорит знакомый с этими опросами источник из Санкт-Петербурга. – «Единая Россия» в панике». Почему? Потому что опросы свидетельствуют о снижении популярности этой партии в обществе по всей стране. Говорят, что согласно данным кремлевских опросов, средние по стране рейтинги популярности «Единой России» опустились ниже 50 процентов. А в Санкт-Петербурге и других мегаполисах они еще ниже, составляя около 30 процентов.
Это плохо. У «Единой России» на носу важные парламентские выборы, которые состоятся в декабре. Спустя три месяца после них либо Путина, либо Медведева надо будет убедительно привести к власти, не вызвав при этом громких возмущений по поводу фальсификаций и подтасовок на выборах. Матвиенко обладает реальным потенциалом испортить парламентские выборы во втором по значимости российском городе. Кроме того, она неразрывными узами связана со своим ментором Путиным. Ее просто необходимо было убрать.
Но как? Реальная причина смещения с поста – ее непопулярность – затруднила бы избрание Матвиенко на любую другую должность. Но эта женщина вместе со своими кремлевскими спонсорами доказала, что способна достойно ответить на такой вызов.
Во-первых, нужны были выборы, на которых ей необходимо было победить. Поэтому нескольких местных депутатов в четырех муниципальных округах попросили уйти в отставку, что автоматически повлекло за собой новые выборы с целью замещения освободившихся вакансий. Путем хитрого обмана и нарушений Матвиенко затем выдавила всех своих потенциальных оппонентов из гонки, скрывая ото всех, где она намерена баллотироваться, до тех пор, пока не истек 30-дневный срок для регистрации кандидатов. Представители «Единой России» заявляли репортерам, что Матвиенко будет избираться по Ломоносовскому округу, и оппозиция начала регистрировать там своих кандидатов. Но 31 июля Матвиенко вдруг объявила, что будет избираться в муниципальном округе «Петровский» и в «Красненькой речке». Но к тому моменту регистрация других кандидатов была уже прекращена. Те кандидаты, которые все же попали в избирательные бюллетени, став ее оппонентами, были обычными подсадными утками единороссов. Одним таким кандидатом стала пенсионерка-гардеробщица, месяцами жившая за пределами Санкт-Петербурга на своей даче.
«Назвать это выборами нельзя, - заявил местный репортер «Новой газеты» Борис Вишневский, являющийся членом Бюро Федерального совета либеральной партии «Яблоко». – Это как объявить о том, что мы намерены провести чемпионат мира, но не сказать при этом, когда он состоится, и кто будет в нем участвовать. Когда он начнется, там будет всего один матч: между сборной Англии и командой какой-нибудь малоизвестной страны, где никто даже не знает, что такое футбол. И вы называете это чемпионатом мира?»
Были и другие странные события. Бывший премьер-министр и оголенный нерв оппозиции Борис Немцов решил поехать в Санкт-Петербург, чтобы агитировать в тех округах, где должна была баллотироваться Матвиенко. Он проводил агитацию в жилых кварталах и раздавал листовки, призывая людей портить свои бюллетени (по правилам проведения выборов в России, если 40 процентов бюллетеней невозможно прочитать, голосование может считаться недействительным). Немцова быстро арестовали. Очевидно, в Санкт-Петербурге стало незаконно агитировать против кандидатов, а не за них.
Когда Немцова спустя несколько часов освободили, на него напали активисты из прокремлевской молодежной организации «Наши», забросавшие его камнями и яйцами. Немцов с коллегами запрыгнули в машину и поехали прочь, но их в этот момент остановили полицейские на двух автомобилях. По словам Немцова, полиция не подходила к ним, выжидая, когда подбегут «Наши». Вот тогда полицейские попросили его выйти из машины – на линию яичного огня. Немцов отказался, и его арестовали снова – второй раз за сутки. Когда полиция увозила его в отделение, на обочине появилась толпа старушек, которые начали оскорблять его и восхвалять бедную и беззащитную Матвиенко. Местные блогеры позднее узнали в одной из женщин ту самую бабушку, которая со слезами на глазах благодарила уходящую губернаторшу на недавнем публичном мероприятии. Совпадение? Наверное, нет.
«Арестовав нас, полиция наводнила тот дом, где мы проводили агитацию», - рассказал мне позднее Немцов, уютно расположившись в московском кафе. – Это было 15-этажное здание, и они поставили полицейского на каждом этаже. Они не пускали людей обратно домой, и начали допрашивать каждого по поводу листовок». Он сделал глоток из своего стакана со свежевыжатым соком сельдерея и продолжил: «Наверное, всем людям в этом доме раньше было наплевать на выборы, но теперь я уверен, что они точно будут голосовать против Матвиенко!»
Как они голосовали, мы вряд ли когда-нибудь узнаем, поскольку в прошлое воскресенье ни одного независимого наблюдателя за выборами на избирательных участках не было. Не пускали никого и в офис муниципальной избирательной комиссии. Местный босс «Единой России» Вячеслав Макаров ворвался на избирательный участок №1348 в муниципальном округе «Петровский», и начал громким голосом раздавать команды наблюдателям от единороссов. «Смотрите, что тут у вас творится! – орал он. – Посмотрите на всех этих – этих – журналистов!» Последнее слово он произнес так, будто это было ругательство. «Убрать их отсюда!»
Наверное, бывший полковник российской армии Макаров привык орать на подчиненных, когда работал преподавателем в находящейся неподалеку военной академии. И весь день поток избирателей, шедших на этот участок, выглядел как-то удивительно одинаково: идеальная выправка, короткая стрижка, четкий шаг. Несмотря на гражданскую одежду этих людей, было вполне понятно, кто они такие – курсанты из той самой академии, которая славится тем, что отправляет своих обучаемых голосовать строем – и всегда за «Единую Россию». Поэтому никто особо не удивился, когда «Петровский» дал Матвиенко 95,6 процента голосов.
В муниципальном округе «Красненькая речка» голосование сопровождалось музыкой, раздачей сувенирных фотографий и бесплатным медосмотром для тех, кто проголосовал. Большинство проголосовало за Матвиенко, так как либо они не знали других кандидатов, либо чувствовали, что ее победа неизбежна. «Да какая разница, - сказала Татьяна Седова после того, как опустила свой бюллетень. – Ничего против государства не поделаешь. Мы обычные простые люди; а они уже все решили за нас».
Другая избирательница, отказавшаяся назвать свое имя, сказала, что голосовала за Матвиенко, потому что по указанию губернатора лифт в ее доме покрасили в серый цвет. «Серый это мой любимый цвет», - объяснила она.
Наблюдателям тоже не дали особо развернуться в этом муниципальном округе. Меня вместе с одним российским журналистом пинками выгнали с избирательного участка, потому что он имел наглость усесться на полу. А такого не было в списке того, что разрешается делать журналистам во время выборов.
«Как-то это некрасиво», - сказал ему один полицейский. Другой добавил, что они выгоняют журналиста для его же блага: «А что, если сидя на полу, ты простудишься и заболеешь простатитом?»
В итоге неожиданностей не произошло и в этом округе. «Красненькая речка» принесла Матвиенко победу с большинством в 94,5 процента голосов. На следующий день экс-губернатор объявила, что уезжает в Москву, чтобы попасть в политический дом престарелых, известный под названием Совет Федерации.
Пока - а возможно и в будущем – ее будет замещать человек по имени Георгий Полтавченко. Это высокопоставленный чиновник, известный своей безликой и дипломатичной эффективностью в отношениях с непокорными коллегами. В этом плане отъезд Матвиенко очень сильно напоминает отставку другого знаменитого российского мэра, у которого необъяснимо богатые родственники. Это Юрий Лужков, которого осенью прошлого года бесцеремонно вышвырнули из кабинета градоначальника, поменяв на тихого, лояльного и безвестного бюрократа. Нет никаких шансов, что его преемник Сергей Собянин когда-нибудь затмит собой Путина. Нет также никаких шансов, что это сделает Полтавченко. И вот теперь, когда последний нестандартный мэр ушел, сцена опустела, и Путин может занять ее полностью.
А что до Матвиенко, то ей перед уходом надо было сделать еще одно дело. В характерной для себя манере в последнем акте на посту губернатора она передала большой кусок городской земли поп-диве Алле Пугачевой, ставшей российским ответом Шер, Барбаре Стрейзанд и Элизабет Тейлор вместе взятым. Пугачева, чем-то смахивающая на Матвиенко, планирует построить там театр имени себя самой. Матвиенко, известная тем, что щедро отдает контракты на застройку в ущерб городу, продала землю пугачевскому консорциуму за 39 миллионов рублей. Специалисты говорят, что земля эта стоит как минимум в десять раз дороже. А кто же связан с этим проектом? По слухам, сын Матвиенко Сергей.