Пока режим Муамара Каддафи корчится в предсмертной агонии, лидеры повстанцев, которые собираются стать новой властью в Триполи, пообещали, что не откажутся от контрактов, подписанных при Каддафи, но России будет сложно сохранить свою серьезную репутацию как партнера.
Вынужденное согласие Кремля на смену режима, сконструированную НАТО, и навязанное эмбарго на поставку вооружений в Ливию дискредитировало Россию в глазах других арабских государств, лишив ее имиджа надежного поставщика, на которого можно положиться.
«Это невосстановимо… Мы можем забыть о репутации России как надежного поставщика вооружений. Ущерб нанесен не только на Ближнем Востоке, но по всему миру», - говорит Руслан Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий.
Традиционные зарубежные клиенты российской оборонной промышленности, вероятно, отвернутся от страны в пользу Китая, добавляет Пухов, по его словам, руководство Китая было более сдержанно и молчаливо относительно своей поддержки действий НАТО.
Как и в Ливии, у России есть широкие деловые интересы в других арабских странах, и за реакцией Кремля на процесс нарастания арабской весны будут пристально следить. Это особенно верно в случае с Сирией, где, по оценкам, около двух тысяч человек уже погибли во время восстания, жестоко подавляемого президентом Башаром Асадом.
Американские санкции в отношении Сирии уже введены, а Европейский Союз, вероятно, введет эмбарго на импорт сирийской нефти на следующей неделе. Сирийские власти извлекают примерно треть своих доходов из экспорта нефти в Европу.
В то время как Тунис и Египет - чьи правительства были свергнуты на начальных стадиях арабской весны - имели мало экономического значения для России, Сирия очень важна для нее в этом плане.
Согласно данным, собранным изданием Moscow Defense Brief, у России имеется ряд действующих контрактов с Дамаском на поставки вооружений более чем на четыре миллиарда долларов, а цену по крайней мере еще пяти крупных контрактов оценить не представляется возможным.
Российско-сирийский деловой совет (РСДС), возглавляемый Дмитрием Пумпянским, главой сталелитейной компании ТМК, отказался предоставить комментарий на эту тему, когда с ним связались журналисты газеты Moscow Times. Среди других компаний, у которых есть крупные деловые интересы в Сирии, и которые представлены в совете, - нефтяная компания «Татнефть», газопроизводитель «Итера» и национальный авиаперевозчик «Аэрофлот».
Когда его спросили о возможности введения международного эмбарго на поставки оружия в Сирию, глава Рособоронэкспорта на прошлой неделе сказал, что Россия «обязана» выполнять свои контракты на поставки вооружений в эту страну. Но если инерция арабской весны возобладает и в Сирии, все деловые контракты могут быть аннулированы.
Хотя в Алжире никаких народных волнений и беспорядков не наблюдалось, западный сосед Ливии также критически важен для Москвы в плане торговли оружием, он, как и Сирия, является одним из пяти ведущих глобальных импортеров московского военного оборудования.
Российские деловые интересы в Ливии были весьма обширными при Каддафи, и удар по ним нанесла гражданская война. Участие России во введенном ООН в самом начале восстания эмбарго на поставки оружия в Ливию стоило Москве четырех миллиардов долларов в виде отмененных контрактов, сообщал в то время российский государственный экспортер оружия Рособоронэкспорт.
«Российские железные дороги» (РЖД) строили в Ливии железную дорогу по контракту, стоимость которого оценивалась в 3,1 миллиарда долларов, а нефтяные и газовые компании вложили миллионы в разведку и разработку. «Газпромнефть», нефтяное подразделение российского газового монополиста, должна была приобрести за 170 миллионов долларов долю в ливийском нефтяном месторождении «Элефант» вместе с итальянской Eni ровно перед началом беспорядков. Окончательные документы так и не были подписаны.
Поддержав повстанцев, российские бизнесмены, должно быть, надеялись на то, что их перспективы в Ливии более позитивны, а Переходный национальный совет (ПНС) неоднократно заявлял, что будет с уважением относиться к контрактам, подписанным при Каддафи, и готов соблюдать их.
«Все законные контракты будут соблюдаться, - заявил Reuters во вторник глава ПНС по вопросам восстановления Ахмед Джехани. - Не стоит вопрос об аннуляции каких-либо контрактов».
Российские компании даже сделали заявления по поводу возобновления своей работы в стране, когда бои там закончатся.
Eurasia Drilling, одна из крупнейших российских сервисных компаний по обслуживанию нефтяных месторождений, заявила в четверг, что она намерена возобновить свои поиски возможных приобретений в Ливии как только в страну вернется стабильность, сообщает Bloomberg.
Но природа поддержки мятежников Кремлем - половинчатая, условная и запоздалая - не обеспечила ей особо много друзей в ПНС. Многие руководители компаний и аналитики предполагают, что такая нерасположенность означает, что Россия может проиграть западным странам соревнование за возможность ведения бизнеса в посткаддафиевской Ливии.
Абдельджалил Майюф (Abdeljalil Mayouf), управляющий по информации в ливийской нефтяной компании AGOCO, подконтрольной мятежникам, говорил ранее на этой неделе, что «у нас нет проблем с западными странами, такими как Италия, Франция, Британия, с их компаниями. Но у нас есть некоторые политические вопросы в отношениях с Россией, Китаем и Бразилией», - сообщал Reuters.
А бывший российский посол в Ливии, который был отправлен в отставку в марте, говорил в то время, что интересы России в Ливии были «преданы».
Принимая во внимание угрозы экономическим связям России с новой Ливией и подрыв доверия к ней в области отношений с другими арабскими государствами, некоторые аналитики указывают на общее падение российского престижа в регионе.
«Мы проигрываем на Ближнем Востоке», - говорит Виктор Мизин, замдиректора Института стратегических оценок.
Совет Безопасности ООН должен использовать диалог, чтобы убедить Сирию положить конец насильственным действиям в отношении протестующих, заявил российский представитель в ООН в среду, намекнув, что он может наложить вето на проект резолюции, который готовится в организации и который должен ввести эмбарго на поставки вооружений в Сирию, а также подразумевает ряд других мер против режима президента Башара Асада, сообщает Associated Press.
Представитель России в ООН Виталий Чуркин заявил, что он официально объявил в среду о том, что Россия против санкций, предложенных Великобританией и поддержанных Францией, Германией, Португалией и Соединенными Штатами. Как ожидается, предложение может быть вынесено на голосование уже на этой неделе, а Россия является одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности, которые могут наложить на нее вето.