Запутавшаяся после распада Советского Союза в своих многочисленных социально-экономических и политических бедах и невзгодах Российская Федерация была вынуждена воздерживаться от участия в делах Ближнего Востока. Но с избранием Владимира Путина в 2000 году эта дипломатическая пассивность постепенно закончилась, поскольку Россия начала попытки восстановления своего престижа мировой державы. Принимая во внимание геополитическую важность Ближнего Востока, Москва преисполнилась решимости возобновить свое активное участие в региональных делах, чему в немалой степени способствовали атаки 11 сентября и последовавшее затем сотрудничество между Россией и Америкой в войне с террором, а также российские возражения против войны в Ираке.
Цели России на Ближнем Востоке связаны с соображениями внутреннего характера, а также с соперничеством с США за влияние в данном регионе. Начавшиеся недавно контакты России с Саудовской Аравией, а также ее более услужливая позиция по организациям ХАМАС и «Хезболла», например, имеют целью убедить региональных актеров не оказывать поддержку и не выражать солидарность с чеченскими боевиками. Будучи единственной крупной державой, не зависящей от ближневосточной нефти и газа, она обладает полной свободой действий в налаживании экономических отношений за рамками энергетического сектора и может уделять пристальное внимание странам, находящимся под действием экономических санкций Запада, где у российского экспорта конкуренции намного меньше, а также Турции и Израилю.
Интерес России к ближневосточным энергоресурсам отличается от интереса Китая, Индии, США и ЕС. Будучи ведущим игроком на международном энергетическом рынке, Россия заинтересована в сохранении высоких цен. Она также пытается сдерживать ключевые нефте- и газодобывающие страны, чтобы те не посягали на ее долю рынка в Европе. В определенном смысле Россия больше всех выигрывает от продолжающегося противостояния между Ираном и Западом из-за тегеранской ядерной программы.
Нынешняя напряженность делает Иран восприимчивым к российским нуждам и озабоченностям. Такая напряженность также дает в руки России рычаги влияния при взаимодействии с США, да и с самим Ираном. Часто забывается то обстоятельство, что Тегеран и Москва ведут ожесточенную конкуренцию в Центральной Азии по вопросам демаркации Каспийского моря. В то же время, санкции лишают Тегеран столь необходимых ему зарубежных инвестиций в газодобывающий сектор; а это облегчает России действия по сохранению монополии на европейском газовом рынке.
Перезагрузка США
С избранием Барака Обамы и выдвижением им инициативы перезагрузки с Москвой поведение Кремля на Ближнем Востоке изменилось. Главным образом из-за иранского вопроса Ближний Восток был центральным фактором во всей схеме перезагрузки. Участие России в санкциях против Ирана это важная составляющая перезагрузки. То, что Россия стала самой непопулярной иностранной державой среди иранцев после выборов 2009 года, заставило Кремль согласиться с американскими требованиями и оставить Тегеран.
Поскольку обстановка в российско-иранской оси продолжала ухудшаться, Россия начала поиски альтернативы Тегерану как ключевому партнеру в регионе. При этом она черпала средства из капитала наследия позитивных отношений в советский период. Поэтому сирийский лидер Асад внезапно превратился в главного регионального союзника России, свидетельством чему стал визит российского президента Дмитрия Медведева в Дамаск в 2010 году и целый ворох военных и экономических соглашений. Через сближение с Сирией Кремль также пытается расширить свои возможности в арабо-израильском конфликте и играть в нем более конструктивную роль, стремясь тем самым потеснить Соединенные Штаты.
Но с началом «арабской весны» и в особенности ливийского восстания Россия вновь оказалась на перепутье. Лига арабских государств потребовала от Запада провести военную интервенцию в Ливии, а Британия с Францией мгновенно воспользовались удобным моментом, когда весь мир был озабочен репрессиями Каддафи, и предложили резолюцию ООН. Эти действия застали врасплох российское руководство. Несмотря на потерю 4 миллиардов долларов от контрактов на поставку оружия, Россия не наложила вето на резолюцию ООН, а решила воздержаться при голосовании.
Считая, что НАТО злоупотребила ее уступчивостью по Ливии, Москва теперь не хочет подыгрывать Западу в Сирии, о чем свидетельствует ее осуждение призывов к отставке Башара Асада. Но в поддержке Россией режима Асада есть нечто большее, чем простое недовольство ливийской операцией.
Деловые связи
Россия серьезно закрепилась в энергетическом секторе Сирии, подписав недавно контракт на 370 миллионов долларов о строительстве газопровода, который пойдет на предприятие по переработке газа в Аль-Райяне, что неподалеку от Пальмиры. Кроме того, она подписала предварительный многомиллиардный контракт на строительство нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в Сирии.
Зная о том, что Дамаск не в состоянии покупать западное оружие, Москва вполне успешно закрепилась в этой стране на рынке вооружений, выкроив себе весьма удобную и выгодную нишу, и подписав контрактов на 6 миллиардов долларов. В 2005 году Россия списала 73% сирийских долгов в обмен на предпочтительное отношение к российским компаниям на сирийском рынке. Таким образом, свержение Асада может поставить под угрозу все эти достижения, особенно если во власть проберутся давно уже подвергаемые угнетению «братья-мусульмане». В попытке угодить сирийскому руководству Москва внесла эту партию в список террористических организаций.
Если говорить более абстрактно, то Россия не хочет, чтобы в Сирии появилось прозападное правительство. Такое развитие событий может негативно отразиться на ее доступе к единственной российской военно-морской базе на Ближнем Востоке, которая размещается в сирийском порту Тартус. Но еще важнее другое. Кремль серьезно обеспокоен возможностью повторения ливийского сценария в российском ближнем зарубежье.
Выступая на пресс-конференции в Казахстане, российский министр иностранных дел Сергей Лавров заявил: «Очень жаль, что ситуация в Ливии породила у многих членов оппозиции огромный соблазн создать похожую ситуацию, надеясь на то, что Запад не останется в стороне, а вмешается в конфликт к их пользе».
Сейчас уже неоспорим тот факт, что из пепла финансового кризиса 2008 года медленно возникает многополярная система глобального управления. Арабский мир наверняка станет ключевым полюсом в этой новой системе. Таким образом, будучи честолюбивой мировой державой, Россия вполне естественно обеспокоена событиями в Сирии и в целом на Ближнем Востоке.
Нима Хоррами Ассл – аналитик по проблемам безопасности из лондонской некоммерческой организации «Транснациональный кризисный проект» (Transnational Crisis Project). К сфере его исследовательских интересов относится Ближний Восток, политическим ислам и его дерадикализация, Китай, Кавказ, энергетическая безопасность и геополитика.
Изложенные в статье взгляды принадлежат автору и могут не соответствовать редакционной политике «Аль Джазиры».