Для российского премьер-министра Владимира Путина 6 сентября останется одним из самых памятных дней в его изменчивой публичной жизни. Во вторник официально открылся трубопровод «Северный поток», по которому российский газ по дну Балтийского моря пойдет напрямую в Германию. В тот же день Москва объявила о заключении акционерного соглашения между Россией, Германией, Францией и Италией по проекту «Южный поток», цель которого – перекачка российского газа в Западную Европу по дну Черного моря.
И «Северный поток», и «Южный поток» - любимые детища Путина. Наперекор всему и всем он упорно пробивал и продвигал эти проекты, способные внести серьезные изменения в отношения России с Западом и поменять расстановку сил в Европе. Россия делает большой скачок вперед в реализации своей давней мечты – обеспечить себе некую форму постоянной прописки в общеевропейском доме.
«Северный поток», который перекраивает энергетическую карту Европы, критиковали США и особенно Польша, а «Южному потоку» Вашингтон все это время противопоставлял конкурентный газопроводный проект Nabucco, предусматривающий транспортировку газа из Азербайджана и Туркмении через Турцию в Западную Европу.
С начала октября «Северный поток» начнет перекачивать газ в объеме 27,5 миллиарда кубометров в Германию, Британию, Нидерланды, Францию, Данию и другие европейские страны. Короче говоря, через несколько недель немецкие потребители впервые в истории начнут получать газ из России напрямую. В связи с этим российско-германские стратегические связи перейдут на качественно новый уровень.
«Северный поток», длина которого составляет 1224 километра, состоит из двух веток, и к 2013 году по нему можно будет перекачивать 55 миллиардов кубометров газа. Этот трубопровод должен соединить газораспределительную сеть Европы и Британии через запланированное подключение между Бунде и Ден Хелдером, а оттуда через соединительный газопровод Балгзанд-Бактон.
Британский премьер-министр Дэвид Кэмерон прибудет в воскресенье в Москву, чтобы наладить и развить отношения между Россией и Британией в момент, когда другие ведущие европейские державы, такие как Германия, Франция и Италия, уверенно и активно укрепляют связи с Москвой.
Соединенные Штаты проиграли первый раунд поединка за «Северный поток», который еще больше усилит энергетическую зависимость Европы от России и даже, хотя это спорно, «увековечит» европейскую зависимость. Однако Вашингтон сдаваться не собирается. Он тихо и незаметно способствует усилению европейского «сопротивления» активным попыткам энергетического левиафана «Газпрома» по захвату высокодоходного рынка газораспределения и потребления в Европе путем приобретения тех предприятий энергетической сферы, которые подают российские энергоресурсы прямо в дома европейских потребителей.
Больше всего США раздражает то, что Россия стремится к заключению выгодных и доходных сделок с отдельными странами, такими как Германия, что может привести к постепенному усилению политического влияния Москвы на них и создать далеко идущие последствия для евроатлантизма. Эта тенденция уже весьма отчетливо заметна в действиях Германии и Италии, которые тормозят инициируемые США усилия по дальнейшему продвижению НАТО в пределы территории бывшего СССР, дабы не обидеть и не вызвать возмущение у России.
США активно работают в Брюсселе, действуя через Польшу и прибалтийские государства, пытаясь создать новый режим, наделенный полномочиями по надзору за энергетическими соглашениями Газпрома со странами-членами Евросоюза. Их аргумент заключается в том, что Европа должна выступать единым фронтом и говорить единым голосом в вопросах, касающихся энергетики.
Соединенные Штаты рассчитывают в Брюсселе на нового еврокомиссара по энергетике немца Гюнтера Эттингера (Günther Oettinger), который также является высокопоставленным немецким политиком. Вашингтон полагает, что тот будет настаивать на усилении роли Евросоюза в прямых энергетических сделках европейских стран с Россией.
Здесь интересен один момент. В среду, как только открыли «Северный поток», Еврокомиссия выдвинула предложение о выработке всесторонней энергетической политики ЕС с целью устранения всякой возможности конкуренции между отдельными странами-членами при заключении энергетических соглашений с Россией. Это важно, поскольку доля импорта энергоресурсов в Европу в предстоящие годы будет неуклонно повышаться. Сегодня 80% потребностей стран ЕС в нефти уже удовлетворяются за счет импорта, а доля импортируемого газа приблизилась к 60%.
Эттингер придерживается максималистской позиции, состоящей в том, что все энергетические сделки с Россией должны заключаться через ЕС, а также минималистской позиции, заключающейся в том, что страны-члены ЕС должны согласиться как минимум на более обширный контроль и надзор Евросоюза за их энергетическими соглашениями с Россией. Эттингер состоит в Христианско-Демократической партии Ангелы Меркель.
Особая дружба
США также считают своим ключевым союзником Польшу, председательствующую в данный момент в ЕС. Суть проблемы заключается в том, что «Северный поток» идет в обход Польши и лишает Варшаву той козырной карты, при помощи которой она по традиции оказывала давление на Москву, будучи страной-транзитером идущего в Германию российского газа.
Польша теряет не только плату за транзит газа, которую она получала от России. В политическом плане «Северный поток» стал символом общего российско-германского стремления лишить Варшаву роли помехи и спойлера, мешающего расширению стратегических связей двух держав. (Польский министр иностранных дел Радослав Сикорский (Radek Sikorski) в своем прежнем качестве министра обороны как-то сравнил соглашение о «Северном потоке» с Пактом Молотова-Риббентропа от 1939 года о разделе Польши между нацистской Германией и Советским Союзом.)
Соединенные Штаты серьезно обеспокоены дружбой между Германией и Россией, которая строится на базе энергетического сотрудничества. Немцы с удовольствием называют такое сотрудничество «модернизационным партнерством» с Россией. Вашингтон опасается, что Москва при помощи хитрых уловок усиливает такой мощный актив как взаимоотношения с Берлином, чтобы играть более весомую роль в европейских делах.
Бурный рост экспорта из Германии зависит от российской энергии, а решение руководства страны отказаться от атомной энергетики после аварии на японской АЭС «Фукусима-1» еще больше усиливает энергетическую зависимость страны от России на предстоящий период. Если говорить прямо, то Германия в будущем вряд ли сможет решать свои энергетические проблемы без России в качестве партнера.
Следовательно, приоритетной внешнеполитической целью для Берлина становится придание высокой степени надежности и предсказуемости российско-германским отношениям. Эта цель не претерпела особых изменений даже при Ангеле Меркель, хотя у нее отсутствует тот задор и личная преданность этим отношениям, какие были присущи бывшему канцлеру Герхарду Шредеру. А он активно выступал за налаживание превосходных отношений между Германией и Россией. (Шредер в настоящее время возглавляет консорциум, строящий «Северный поток».)
Именно Меркель в 2008 году выступила против плана администрации Джорджа Буша по включению Украины и Грузии в НАТО; именно она не дала ЕС ввести нормы и правила, ограничивающие возможности Газпрома по приобретению энергетических предприятий и компаний Европы.
По мнению немцев, сделки Газпрома очень выгодны для его компаньонов по «Северному потоку» - E.ON и BASF. Действительно, у Газпрома глубоко предпочтительное отношение к немецким компаниям, когда дело касается их акционерного участия в российских активах. E.ON и BASF контролируют почти половину мощного Южно-Русского газового месторождения, которое будет обеспечивать большую часть поставок для «Северного потока».
Тем не менее, тот «психоз страха» по поводу «Северного потока», который охватил европейские страны, как «старые», так и «новые», и который подстегивали США, медленно стихает и улетучивается на фоне устойчивого улучшения отношений России с бывшими членами Варшавского договора из Восточной Европы. Даже Польша сегодня думает об участии в «Северном потоке» в качестве страны-получателя газа.
Тем временем, и сама Германия существенно улучшила свои отношения с бывшими странами-членами Организации Варшавского договора из Восточной Европы, которые пока громче всех критикуют Россию. Торговля Германии с этими государствами в настоящее время на подъеме, и она намного опережает объем коммерческих связей с Россией. Одна только Чехия обеспечивает Германии больший объем экспорта, чем огромная Россия. А импорт из Чехии, Польши, Словакии и Венгрии составляет в совокупности 56 миллиардов долларов в год, в то время как его объем из России, включая энергоресурсы, равен всего 21 миллиарду долларов.
Пропаганда США по поводу «Северного потока» носила преувеличенный характер. Скорее всего, здесь налицо стремление Америки сохранить свою руководящую роль в трансатлантических отношениях в эпоху после холодной войны, а не угроза российского доминирования над европейской внешней политикой. В конце концов, «Северный поток» это не немецкий, а европейский проект.
Невзгоды Украины
Но опять же, Россия практически готова повторить это шоу, на сей раз, с газопроводным проектом «Южный поток». Для США «Южный поток» станет горькой пилюлей, которую им трудно будет проглотить. Дело в том, что продвигаемый Россией проект близок, наконец, к реальности, а соперничающий с ним план строительства трубопровода Nabucco, неустанно продвигаемый США в качестве символа европейской решимости снизить свою энергетическую зависимость от России, чахнет и угасает.
Через «Южный поток» Россия планирует поставлять в Западную Европу целых 63 миллиарда кубометров газа. Во вторник Газпром сообщил, что компания Electricity de France (EDF) и немецкая Wintershall, являющаяся «дочкой» BASF, получат в проекте «Южный поток» по 15% каждая, а итальянской ENI достанется 20%. Акционерное соглашение по «Южному потоку» намечено подписать 16 сентября в российском черноморском городе-курорте Сочи. Россия планирует незамедлительно приступить к прокладке трубопровода «Южный поток», чтобы ввести его в эксплуатацию в 2015 году.
Между тем Москва параллельно наращивает обороты в своей энергетической дипломатии с Туркменией и Азербайджаном, чтобы подключить газовый экспорт этих прикаспийских стран к трубе «Южного потока» (это также лишит источников поставки Nabucco).
Заключение акционерного соглашения по «Южному потоку» поставит крест на хулителях этого проекта. Кое-кто из них утверждает, будто «Южный поток» слишком дорогостоящий. Согласно оценкам, трубопровод обойдется в 20-24 миллиарда евро, включая прокладку морского участка стоимостью 8,6 миллиарда долларов. Другие же ставят под сомнение необходимость строительства «Южного потока» в связи со снижением спроса на энергоресурсы из-за мирового финансового кризиса.
Аргументы США состоят в том, что в связи с открытием новых месторождений газа в Соединенных Штатах, на Ближнем Востоке и в других местах предложение в мире увеличится. Кроме того, увеличиваются и поставки сжиженного природного газа, и в совокупности это приведет к снижению цен и к крупным изменениям на мировом газовом рынке.
Очевидно, Германия, Франция и Италия не купились на этот аргумент и считают, что безопасность и стабильность газовых поставок, гарантируемая «Южным потоком», стоит их инвестиций. Кроме того, они заглядывают в газовую перспективу как минимум на двадцать лет вперед.
Но и в темной туче может блеснуть луч надежды. То, чего не смогла окончательно сделать для США в плане геополитики «оранжевая революция» на Украине в 2006 году, могут сделать Северный и Южный потоки – если Америке будет сопутствовать удача, а Москва ошибется.
Дело в том, что «Южный поток» пойдет в обход Украины, которая традиционно является главным транзитным маршрутом, обеспечивающим подачу в европейские страны около 100 миллиардов кубометров газа. Это примерно 80% всего объема российских поставок в Европу. Так называемое «пророссийское» руководство Украины во главе с Виктором Януковичем, который, как опасались многие, уничтожил завоевания оранжевой революции, сделало все возможное, чтобы убедить Кремль отказаться от «Южного потока».
Страх Украины вполне осязаем, так как она не только получает изрядное вознаграждение за транзит, но и на все 100% зависит от поставок энергоресурсов из России. В ткань энергетических отношений Украины с Россией вплетено множество других вопросов. Статус общепризнанной и критически важной страны-транзитера позволял Киеву выколачивать из России льготные условия при закупке газа. Сейчас же Москва рекомендует Киеву сделать выбор: либо он присоединяется к Таможенному союзу под руководством России (куда также входят Казахстан и Белоруссия) и получает право на льготное ценообразование, либо платит за энергоресурсы по рыночным ценам.
По сути дела, Москва поставила Украину перед решающим выбором, который определит ее будущее. Решение в пользу Москвы неизбежно означает бесповоротный отказ Украины от вступления в перспективе в ЕС. Януковичу будет крайне сложно сделать этот выбор. Он уже говорил, что отдает предпочтение политике прежнего, проамериканского правительства, которое стремилось к быстрому сближению с Евросоюзом. Но Россия может создать ему серьезные трудности, если он будет слишком сильно давить на педаль газа, стремясь уехать поближе к Брюсселю.
Настоящий парадокс заключается в том, что все три главных героя – Янукович, ЕС и Россия – в разной степени сталкиваются с дилеммами. США подталкивают Евросоюз к тому, чтобы тот в приоритетном порядке развивал отношения с Киевом. Но Брюссель не решается предложить Украине четкую долгосрочную перспективу членства. По общему признанию, у Украины как у страны переходного этапа весьма слабые шансы на преодоление барьера «европеизации». По состоянию на сегодняшний день Европа близка к банкротству, и расширение ЕС это последнее, о чем она может думать в условиях, когда ее собственная целостность под угрозой.
Не имея заманчивой и четкой перспективы вступления в ЕС, Янукович колеблется, не решаясь нырнуть в этот темный омут, так как это вызовет раздражение у Москвы.
У России дилемма также весьма острая. «Северный поток» и «Южный поток» до основания сотрясают российско-украинские отношения. Та взаимозависимость, которая была построена на базе трубопроводов советской эпохи, создавала некое равновесие в этих отношениях – своего рода отрезвляющее воздействие. Киев знал, что выживает благодаря российским энергетическим поставкам по льготным ценам, а Москва знала, насколько важно обеспечить надежное функционирование трубопроводов, идущих через территорию Украины в Западную Европу.
Дилемма Москвы состоит в сопротивлении тому соблазну, которое предлагает ей новая «свобода» в связи со строительством южного и северного трубопроводов. А соблазн заключается в том, чтобы надавить на Украину, поставить ее на колени и заставить безоглядно присоединиться к интеграционным процессам под руководством России. Опасность такого подхода состоит в том, что если Москва замыслила пристегнуть к себе Украину, то результат может оказаться прямо противоположным: упрямый Киев начнет искать альтернативные пути, чтобы полностью вырваться из российской сферы влияния.
Судя по тому, что мы имеем на сегодняшний день, предложенное Украине Евросоюзом Глубокое и всеобъемлющее соглашение о свободной торговле (Deep and Comprehensive Free Trade Agreement (DCFTA)) уже грозит изменить расклад сил в российско-украинских отношениях. Это соглашение также является американским детищем. Если оно будет ратифицировано, Украина решительно покинет евразийскую торговую зону, где господствует Россия.
Кроме того, ЕС работает над соглашением о политическом сотрудничестве с Украиной, которое предусматривает, среди прочего, безвизовый режим поездок и фактически утверждает место Украины в составе Европы. (Россия умоляет ЕС предоставить ей такой же режим, но впустую.) Все это может постепенно приблизить Украину к членству в ЕС – а возможно, и в НАТО.
Если подвести итог, то «Северный поток» и «Южный поток» наверняка выйдут за пределы сферы энергетической безопасности и будут диктовать абсолютно иную, новую динамику власти и влияния в центре Европы.
Посол М К Бхадракумар был кадровым дипломатом индийского Министерства иностранных дел. Он работал в Советском Союзе, Южной Корее, Шри-Ланке, Германии, Афганистане, Пакистане, Узбекистане, Кувейте и Турции.