Предполагалось, что этим стежком удастся сразу залатать все дыры. В субботу российский премьер-министр Владимир Путин и находящийся на президентском посту с 2008 года Дмитрий Медведев объявили громко зааплодировавшим делегатам съезда правящей партии «Единая Россия», что в будущем году они вновь поменяются местами.
«Хочу прямо сказать, что договоренность о том, что делать, чем заниматься в будущем, между нами давно достигнута. Уже несколько лет назад», - заявил Путин аудитории. Медведев также сказал, что этот пакт был согласован еще в 2007 году, когда он был премьер-министром (так в тексте – прим. перев.), а Путин поддержал его в качестве своего преемника, предложив стать президентом. «Мы действительно обсуждали этот вариант развития событий еще в тот период, когда сформировался наш товарищеский союз», - заявил он.
Это была кульминация той политики конспирации, которую Путин довел до совершенства за десять с лишним лет пребывания у власти. Целью этих заявлений было покончить с длившейся три с половиной года интригой по поводу политических планов Путина и продемонстрировать, что всемогущая политическая машина Кремля невосприимчива к соперничеству, зависти, скандалам и вражде.
Но произошедшее на следующий день доказало как раз обратное. После выходных дней Россия оказалась в тисках политического кризиса, когда некоторые государственные руководители по сути дела взбунтовались, отказавшись действовать по сценарию, который был предъявлен им как свершившийся факт. Они заявили, что чувствуют себя обманутыми в результате закулисной сделки, о которой их никто не проинформировал.
В понедельник ушел в отставку министр финансов Алексей Кудрин, 12 лет проработавший на этом посту. Он один из самых старых друзей Путина по Санкт-Петербургу. Это была первая, и возможно, не последняя голова, которая полетела в результате мощного политического скандала. Узнав об этой сделке, Кудрин поставил под сомнение компетентность Медведева в экономических вопросах и без долгих рассуждений объявил о своем отказе работать в его правительстве (возможно, потому что сам метил на премьерский пост).
Во вторник взбунтовавшийся экс-министр озвучил свои обиды, да так, что это очень сильно навредило центробанку, который на прошлой неделе потратил как минимум 6 миллиардов долларов на укрепление рубля в условиях глобальной рыночной неразберихи. Кудрин подверг критике давление сверху, которое, по его словам, вынуждало его утверждать решения об увеличении государственных расходов, особенно на армию. Он предупредил, что бюджетные просчеты «неизбежно распространятся на всю национальную экономику». Однако политическая междоусобица только увеличила нагрузку на российскую валюту.
Это была неслыханная публичная ссора между двумя членами путинской политической команды, известной тем, что она крепко держит рот на замке. Внутренняя борьба там давно уже ведется скрытно. Так, в 2007 году Кудрин не сделал почти никаких публичных заявлений, когда арестовали его заместителя Сергея Сторчака, которого обвинили в хищении денежных средств. Дело это было крайне политизированным и, согласно единодушному мнению в правительстве, его заказал соперничавший с Кудриным кремлевский руководитель, также из путинского окружения. Но проблему решили за закрытыми дверями, и в этом году обвинения против Сторчака сняли.
Такая непрозрачность стала типичным явлением в рамках правил управляемой кремлевской демократии. Политические партии изобретаются искусственно, на телевидении существует цензура (лицо Кудрина на национальных телеканалах не показывают с субботы), решения принимаются келейно, а затем обретают узаконенный характер при помощи целой армии исследователей общественного мнения, политтехнологов и средств массовой информации, которые выдают эти решения за демократический выбор.
Россиян превратили в потребителей политики точно так же, как они являются потребителями косметики или электронных товаров. Их мнения регистрируются при помощи неутомимых маркетологов и специалистов по продажам, но никакой официальной возможности повлиять на этот процесс через реальные выборы граждане не имеют. Кремль использует такие «политтехнологии» вот уже более десяти лет, создавая видимость демократии в своей авторитарной системе.
Но случившийся на этой неделе фейерверк показал, что тайный сговор как инструмент государственного управления становится несостоятельным. Несмотря на усилия Кремля устранить все неожиданности и состязательность из публичной политики, они упорно не желают уходить.
«Система управления политикой исчерпала себя, она морально износилась. Ситуация изменилась, и эта система больше не работает», - говорит бывший политический консультант Кремля Глеб Павловский, возглавляющий московский аналитический центр Фонд эффективной политики.
Кудрин оказался не единственным бунтарем. Советник Медведева по экономическим вопросам Игорь Юргенс заявил Financial Times, что он разочарован таким решением. Главный помощник Медведева по экономике Аркадий Дворкович также довольно мягко высказал свое неудовольствие по поводу решения Путина вернуться на пост президента, написав в Твиттере: «Да уж, нет повода для радости». Позднее он написал, что стадион «Лужники», где Путин произнес свою речь, лучше использовать для игры в хоккей.
Возмущение медведевской команды тем, что Путин умышленно унизил их босса, было хорошо ощутимо. «Есть две команды: команда Медведева и команда Путина, - говорит редактор политического вебсайта anticompromat.org Владимир Прибыловский, пересказывая анекдот, который ходит по Москве. – Но непонятно, в какой команде сам Медведев».
«Что ж, теперь мы выяснили, что он действительно в команде Путина», - заявляет он.
Политические преобразования в России всегда в определенной степени были результатом тайного сговора – одни более успешные, другие менее. Смерть коммунизма наступила в результате хаоса, возникшего после провалившегося путча 1991 года, во главе которого стояли сторонники жесткой линии из генералитета. А переизбрание Бориса Ельцина на президентских выборах 1996 года организовала семерка олигархов. Самым успешным оказалось восхождение самого Путина, который сменил в 1999 году Ельцина. Человек, написавший речь Ельцина с заявлением об уходе в отставку накануне Нового Года, и пожелавший остаться неизвестным, говорит, что тогда об этом знали всего шесть или семь человек.
Сейчас все президентство Медведева (Путин по конституции не мог пойти на третий срок подряд) выглядит как тщательно разработанный сценарий, заключительным актом которого должно стать возвращение бывшего полковника КГБ на свой президентский пост в марте будущего года.
Но российская политическая аристократия, отказываясь соглашаться с очередным свершившимся фактом, показывает, что ее терпению по поводу патерналистского правления приходит конец. И одновременно с этим Кремль, похоже, также теряет хватку.
Например, договоренность, представленная Путиным и Медведевым как согласованная «много лет назад», могла на самом деле быть совсем недавней и наспех сформулированной. По словам одного руководителя, на ней настаивал Медведев, а Путин хотел отложить принятие решения до завершения парламентских выборов. «С политической точки зрения это не здорово. Как мы сможем теперь заставить людей голосовать на выборах в парламент, если уже сказали им, что все за них решили?» - говорит он.
Другой руководитель высказывает предположение о том, что о премьерских амбициях Кудрина в то время было хорошо известно, и что Медведев хотел ясно показать, что именно ему предназначается этот пост, дабы Путин уже не мог отказаться от той договоренности, которая была достигнута между ними. По общему мнению представителей власти и аналитиков, тандем решил вопрос о престолонаследии не в 2007 году, а в августе этого года.
Презентация плана оказалась скомканной. Речи звучали так, «будто их писали в машине по дороге на съезд», говорит один правительственный чиновник. Заявление перед всей страной о том, что пакт был заключен уже давно, было большой ошибкой, говорит бывший высокопоставленный кремлевский руководитель. «Это очень плохое объяснение, во-первых, потому что это ложь. А во-вторых, потому что оно ничего не объясняет».
Какой бы ни была предыдущая история, прозвучавшее в субботу объявление совершенно очевидно было воспринято не очень хорошо, за исключением верных партийцев на съезде единороссов. Недовольство выразили не только члены политических команд Медведева и Путина. В понедельник популярный и обычно аполитичный таблоид «Московский комсомолец» выстрели по тандему своей редакционной статьей. «Россия, однако, состоит не только из чиновников, не только из тех, кому дали пропуск в Лужники. И все, кому восторг [от возвращения Путина] не отключил сознание, поняли, что вы оба четыре года врали», - говорится в статье. Россия, продолжает автор, только что получила «урок беспредельного цинизма».
В стране, где отставки и перестановки обычно тщательно готовятся, внезапный уход Кудрина стал уже вторым политическим скандалом за месяц. 15 сентября осуществила акт самоликвидации нацеленная на избирателей из среднего класса прокремлевская партия экономических либералов и демократов «Правое дело». Произошло это после того, как третий по размерам личного состояния человек в России и лидер этой партии Михаил Прохоров был исключен из ее рядов в результате яростной публичной ссоры.
Введенный в состав руководства этого, как считают многие, кремлевского проекта Прохоров возложил ответственность за свое исключение из партийных рядов на Владислава Суркова, отвечающего в кремлевской администрации за внутриполитические акции. Он также назвал его кукловодом.
Однако возникший затем скандал наглядно показал, что терпение по поводу такой управляемой демократии истощается. Сам Прохоров так прокомментировал во вторник в своем блоге катаклизмы прошлой недели: «Думаю, мы стоим на пороге очень важных – возможно, тектонических – сдвигов в сознании элит. В том числе – властных элит. Происходит их поляризация. Что неизбежно будет сопровождаться выходом на поверхность новых идеологий, новых концепций развития и новых людей».
Мало кто верит в то, что Путину грозит какая-то политическая опасность. Однако скандалы этого месяца, как утверждают некоторые аналитики, показали, что он испытывает мощное давление со стороны тех, кому нужна либерализация. Раньше это была запретная зона для сурового экс-полковника из КГБ. Находясь у власти, Путин проявил себя (в основном) либералом в экономике, но диктатором в политике. Он душил средства массовой информации и совершенно очевидно боялся отказываться от скрытого права вето государства на политические процессы.
Но Россия, которую Путин возьмет под свое крыло в 2012 году, это совсем уже не та страна, которую тошнило от хаоса демократических преобразований и которая приветствовала его сильную власть в 2000 году, когда он стал президентом. Сегодня страна богаче, там более многочисленный средний класс, и она менее терпелива, чем десять лет назад, о чем свидетельствуют многие социологические исследования.
Мало кто может спрогнозировать, что принесет с собой третий президентский срок Путина. Но если Путин действительно мудрый человек, говорит один бывший высокопоставленный чиновник, ему придется «показать всем, что он не такой, как о нем думают».
Средний класс: потенциальная головная боль для Путина
Российская газета «Ведомости», частично принадлежащая Financial Times, недавно провела онлайновую викторину, которая обрела огромную популярность. Она называлась так: «А вы из среднего класса?»
Респондентам ставили оценки в зависимости от их способности определить предметы мебели из ассортимента магазина «ИКЕА», узнать штамп шенгенской визы, используемой в некоторых странах Евросоюза, опознать айфон и назвать разные виды суши. Все это – непременные атрибуты жизненного уклада московского среднего класса.
Во многом эта категория избирателей является самой важной для Владимира Путина, если он хочет без проблем провести свой третий, а возможно, и четвертый президентский срок. Но политические пристрастия этой группы предсказать весьма сложно, потому что они переменчивы.
Средний класс это относительно новое явление в посткоммунистической России. Он возник во время первых двух президентских сроков Путина (2000-2008 гг.) на волне экономического роста, когда реальные доходы граждан удвоились.
Но вместе с увеличением доходов средний класс хочет иметь более весомое право голоса – и его представителей раздражает авторитарная манера поведения Кремля, который исключает их из политики. Они могут стать настоящей головной болью для Путина, если он снова захочет безраздельно править страной как неоспоримый диктатор.
Кремль в последнее время активно пытается наводить мосты. Он поддержал либеральную партию «Правое дело» во главе с миллиардером Михаилом Прохоровым, которая пыталась призвать под свои знамена 15% избирателей, относимых к среднему классу. Эта затея провалилась в середине сентября, вызвав серьезный скандал.
По мнению Михаила Дмитриева из московского аналитического Центра стратегических исследований, средний класс составляет 40% московского населения и 20-30% населения в других крупных городах. Он считает, что средний класс формирует основу потенциальной оппозиции Кремлю, который, по оценке Дмитриева, скоро столкнется с «кризисом легитимности», если не согласится на реформы.
Другие социологи встревожены меньше. Они говорят, что четко определить границы и настроения среднего класса практически невозможно. Кто-то работает на государство, кто-то в частном секторе; многие настроены явно националистически, другие являются демократами.
«В целом об этой группе можно сказать очень немного», - утверждает Лариса Косова из Высшей школы экономики. Она считает, что в самом этом термине есть ошибка. Косова говорит, что это название охватывает категорию людей, чей образ жизни больше всего похож на западный средний класс. «Она состоит из верхних двух десятых долей российского общества, - заявляет Косова. – И каким же образом это «средний» класс?»