Происшествие с Алексеем Кудриным, министром финансов, довольно грубо уволенным несколько недель назад Дмитрием Медведевым, вынесло на поверхность те трения, которые в действительности регулярно присутствуют внутри правящей российской элиты и которые особенно проявляются накануне выборов. В декабре будет избран новый парламент, в марте — новый президент.
То, кто станет президентом, больше не является секретом, и нужно только подождать управляемого плебисцита, в ходе которого конкуренцию Путину составит практически только неувядающий коммунист Геннадий Зюганов, а в Думе и в правительстве с большой вероятностью мы увидим те же лица за редким исключением.
Еще по теме: На пороге нового социализма. С Геннадием Зюгановым?
Между Владимиром и Дмитрием: экономист остается в подвешенном состоянии
Кудрин после десятилетия у руля российской экономики не вернется. В вину ему вменяется то, что он восстал против главы государства. «Речь идет о соблюдении институциональной дисциплины. Россия — президентская, а не парламентская республика. Правительство подчинено президенту. Тому, кто выступает против, ничего другого не остается, как уйти. От такой позиции я никогда не откажусь. Любой другой, кто возглавит страну, сделает то же самое. Кроме того, у меня создалось впечатление, что Кудрин слишком долго сидел в одном и том же кресле», - сказал несколько дней тому назад Дмитрий Медведев, возвращаясь к данному вопросу.
Игра еще не закончена
Но по мнению Путина, который еще несколько месяцев будет премьер-министром, вопрос остается открытым. «Кудрин останется членом нашей команды, и это как мое мнение, так и Медведева», - сказал недавно первый министр. Чтобы узнать о дальнейшей судьбе заслуженного экономиста, которого ценят и за рубежом за его твердую позицию, нужно подождать начала следующего года, когда будут перетасованы карты в стиле российской политики.
Еще по теме: Алексей Кудрин: оппозиционер или реалист?
Кудрин не вышел из игры, но он пока остается в неопределенном положении до завершения эстафеты, когда Путин вновь займет место в Кремле и формально станет хозяином всего предприятия. У него есть альтернатива занять почетный и дающий власть пост главы Центрального банка, где он входит в состав администрации, или возглавить какой-либо другой институт. В любом случае благодаря Владимиру Владимировичу Алексей Леонидович с пустыми руками не останется.
Клан верных Путину петербуржцев
В конце концов, Кудрин является членом команды Путина, которую он привез с собой в Москву из Санкт-Петербурга, и которая постепенно заменила правящий класс периода Бориса Ельцина. Этих людей на мафиозном жаргоне называли «семьей». В нее входила великолепная семерка олигархов: Березовский, Гусинский, Ходорковский, Потанин, Фридман, Авен, Смоленский.
Финансовые киты, оставшиеся в России, должны были отказаться от своих притязаний прямо влиять на политику и уступить место петербуржцам, среди которых можно перечислить Медведева, Дмитрия Козака, Игоря Сечина, Сергея Иванова и Алексея Миллера, стоящих сегодня у руля в правительстве, государственной администрации и промышленности.
Верные силовики
Многие из них в прошлом занимали посты в военных структурах и в службе безопасности. Их Путин лучше знает из-за особенностей своей биографии. Он опирался на них в период перехода от ельцинской эпохи. Поэтому их называют силовики.
ВИДЕО: Путин и борьба в Кремле
В последние годы, когда Медведев стал президентом, увеличилась группа «цивиликов», то есть людей с юридическим образованием и юридической деятельностью за спиной. Это течение более либеральное, но и оно хранит верность Путину. В любом случае речь не идет о застывших в своем составе группах, часто трудно определить границы этих сообществ. Но что можно утверждать наверняка, что бароны-грабители девяностых годов, запустившие руки в политику, были заменены другими персонажами.
Элита силогархов
Потом родились другие категории. Для одной из них, в наибольшей степени представляющей путинизм третьего тысячелетия, был создан термин силогархи, что означает, что политическая власть прямо связана с экономической олигархией. Рядом с чистыми олигархами типа Абрамовича, Дерипаски, Вексельберга, власть которых уменьшилась, но которые продолжают вершить большой бизнес, возникли руководители, обладающие и политической, и экономической властью. Эти люди типа Кудрина вдвойне связаны с Путиным. Они представляют собой новый правящий костяк России, более крепкий по сравнению с ельцинским и достаточно сильный, чтобы оставаться долго у руля. Но они должны проявить огромную гибкость, чтобы за словами о развитии и модернизации России, без чего страна не может обойтись, последовали действия.