23 ноября российский президент Дмитрий Медведев предупредил НАТО о необходимости учесть опасения Москвы в отношении европейской противоракетной системы или готовиться к новой волне противостояния. Несмотря на то, что заявление Медведева в ходе специального телевизионного обращения, может быть нацелено на то, чтобы усилить позиции его партии в преддверии парламентских выборов, намеченных на конец этой недели, его позиция широко разделяется в российском правительстве.
Еще по теме: США намерены к маю договориться с Россией по ПРО
В связи с тем, что его не лишенный смысла список требований не может быть выполнен НАТО, будущие президентские сроки в США и России, скорее всего, будут проходит под усилившуюся борьбу по вопросу системы ПРО.
Медведев напомнил, что в прошлом ноябре на саммите Совета НАТО и России он предложил «создать совместную противоракетную систему защиты в Европе по секторальному принципу, где каждая страна отвечала бы за определенный сектор», добавив, что Москва открыта для переработки своих предложений для удовлетворения требований НАТО. «Главное в том, что Европе не нужны новые разделительные линии, а ей нужен единый периметр безопасности с равноправным юридическим участием российской стороны», - отметил президент.
На ноябрьском саммите Медведев предложил вариант, при котором Россия будет себя защищать сама, а также предоставлять защиту некоторым восточно-европейским соседям, от нападений баллистических ракет, направленных на любую европейскую страну. В обмен, любая система ПРО НАТО не должна распространяться на российскую территорию, тем самым преуменьшая опасения Москвы о том, что система ПРО НАТО сможет угрожать российским баллистическим ракетам, которые являются основой российского стратегического ядерного оружия и безопасности.
Еще по теме: НАТО все еще надеется привлечь Россию к системе ПРО
Официальные представители НАТО заявили, что договор о коллективной безопасности не может быть делегирован стране, не являющейся членом НАТО. Более практичной проблемой является то, что Россия не обладает возможностью перехватывать баллистические ракеты во внеземной атмосфере.
Предложение Москвы по предоставлению защиты для многих соседних государств также ведет к геополитической проблеме. Приложив усилия, чтобы вступить в НАТО, страны Прибалтики и другие страны Центральной и Восточной Европы хотят, чтобы Североатлантический альянс, а не воссозданный Варшавский договор, обеспечивал их безопасность. Однако, россияне волнуются, что архитектура системы ПРО НАТО, способная защищать страны от ракетных нападений, сможет также перехватывать ракеты на российской территории.
Медведев пожаловался на отказ НАТО предоставить Москве письменные юридические гарантии того, что система ПРО не будет направлена против российских средств сдерживания. Он призвал, чтобы будущее российско-натовских отношений в сфере ПРО «лежало в рамках четкой правовой базы нашего взаимодействия, такой базы, которая обеспечит учет наших законных интересов». Предположительно, это может означать введение определенных ограничений на число, местоположение, возможности и другие характеристики системы ПРО, а также, совместную работу экспертов на прямых переговорах для разработки подробного плана.
Читайте еще: Россия использует напряженность в Средней Азии в качестве рычага в переговорах по ПРО
Американские официальные представители отмечают, что не собираются лишать Россию средств ядерного устрашения, ведь огромные и высокотехнологичные российские ядерные силы не позволят этого сделать в любом случае. Однако, в связи с внутренними политическими причинами, администрация Обамы не может предоставить юридические гарантии, которые категорически бы лишали Вашингтон возможности защитить американцев и их союзников от иностранного ракетного нападения. В лучшем случае, администрация может предоставить ничем не закрепленные политические гарантии.
В любом случае, по мере того, как технологии противоракетной обороны меняются и предоставляют возможность для использования сетевых сенсоров и многоуровневой защиты, различие между стратегической наступательной и оборонительной системой ПРО будет менее очевидным. В результате, лидеры стран НАТО не согласятся ограничить функциональность стратегических систем ПРО, так как прогресс на одном элементе может усилить всю архитектуру ПРО. По этой же причине, россияне не согласятся сотрудничать в области тактической ракетной обороны, которая могла бы более заметно усилить национальную ракетную оборону.
Еще по теме: радар и ракеты "Искандер" в анклаве на Балтике
Периодически правительства США и других стран НАТО выступали с предложенным вариантом, при котором стороны просто отодвинут в сторону самые сложные вопросы и будут сотрудничать по отдельным статьям. Существует надежда на то, что подобное сотрудничество создаст базу для успешного сотрудничества, чей толчок облегчит преодоление фундаментальных различий между сторонами. Российские официальные представители выразили некоторый интерес в сотрудничестве с США и НАТО в конкретных технических проектах, но продолжают настаивать на необходимости достижения договоренности с Вашингтоном о главных стратегических принципах. В своем заявлении от 23 ноября Медведев дал четко понять, что Россия не будет участвовать ни в каких совместных усилиях по строительству архитектуры противоракетной системы НАТО, которая могла бы угрожать России.
Медведев закончил свое обращение предложением НАТО начать «новую главу в наших отношениях с США и НАТО», если альянс примет во внимание российские замечания. Но он также предупредил, что, если НАТО продолжит действовать против интересов Москвы, «наши действия будут выстраиваться сообразно реальному развитию событий, причем на каждом этапе реализации американских планов».
Читайте еще: "Железный кулак" сжимает Россию, размещает "Искандер" в Сирии
В ожидании результатов последнего, российское правительство приняло решение о том, чтобы Министерство обороны перевело радиолокационную станцию раннего предупреждения в Калининграде в боевую готовность; в рамках создания системы воздушно-космической обороны России в первоочередном порядке были усилены прикрытия объектов стратегических ядерных сил; баллистические ракеты, которые поступают на вооружение ракетных войск стратегического назначения и ВМФ России, оснащались перспективными комплексами преодоления противоракетной обороны и новыми высокоэффективными боевыми блокам; разработать адекватные, эффективные и малозатратные меры, обеспечивающие при необходимости разрушение информационных и управляющих средств ПРО, и «если перечисленных мер будет недостаточно – Россия разместит на западе и юге страны современные ударные системы вооружений, обеспечивающие огневое поражение европейского компонента ПРО», типа ракетной системы «Искандер».
Россия уже начала предпринимать подобные шаги перед заявлением Медведева. Но он добавил, что, если система ПРО НАТО будет действовать против безопасности России, Москва оставляет за собой право выхода из соглашений по сокращению вооружений. «Могут возникнуть основания для выхода нашей страны из Договора об СНВ».
Преимущество неминуемого возвращения Путина на президентский пост в том, что он является единственным человеком в России, который мог бы окончить кошмарный тупик системы ПРО, уступив в данном вопросе в пользу большего сотрудничества между Россией и НАТО в более важных вопросах.
Путин сделал этот выбор в 2001 году, когда отказался протестовать против решения администрации Буша выйти из Договора по противоракетной обороне, чтобы не нарушать новое российско-американское партнерство в борьбе против мирового терроризма. Хочется верить, он решит посетить следующий саммит НАТО в 2012 году в Чикаго и сделает то же самое.