«Новые микрочипы помогут определить местонахождение оленя с невиданной до сих пор точностью, и следить за ним долгими зимними ночами». Когда я включил во вторник телевизор, то не мог поверить своим глазам. Весь мир наблюдал за тем, как ОМОН и проправительственные молодежные активисты нападают в Москве на выступающих за демократию демонстрантов. Название Триумфальной площади, где состоялся митинг, заняло верхнюю строчку в трендах Твиттера. А государственный телеканал «Россия 24» - единственный круглосуточный канал на всю страну – в качестве главной темы рассказывает о микрочипах на северных оленях. Это был яркий показатель того, как российское руководство действует в условиях первого за путинскую эпоху настоящего политического кризиса.
Неуклюжие попытки опровергнуть или приглушить неприятную действительность, скрытые угрозы, смешанные с невнятными обещаниями уступок, обличительные речи против якобы имеющего место иностранного вмешательства – все это живо напоминает Белград Милошевича в 2000 году. У каждого на языке только один вопрос: что это, «русская весна», наступившая наперекор всему зимой? Мой ответ таков: да, но она может существенно отличаться от арабских революций. Я думаю, что это будет скорее не блиц, а долгое перетягивание каната.
Смотрите по теме: Памятка митингующему
Владимир Путин по-прежнему распоряжается солидными финансовыми ресурсами, а полиция пока еще без колебаний жестоко и сурово обходится с демонстрантами. Оппозиция все еще расколота на так называемые «системные» партии, которые представлены в парламенте, и на «несистемные» организации, которые задают тон уличным протестам. Население хотя и возбуждено, но хочет совершенствования системы, а не новой революции. Все это на руку Кремлю. Однако есть и другие факторы, которые ослабляют способность режима согласованно и последовательно реагировать на развитие ситуации.
Во-первых, результаты выборов в Думу удивили Путина и его партию «Единая Россия». Рейтинги этой партии снижались больше года. Но власти ожидали, что благодаря привычному сочетанию денежных инъекций и подтасовок на выборах им удастся сохранить прежнее парламентское большинство.
Готовность и стремление народа идти на выборы и голосовать за любую партию, кроме «Единой России», застали режим врасплох. Неожиданной оказалась и злобная реакция на традиционную практику вброса бюллетеней. Похоже, что «плана Б» у Путина и его команды нет.
Еще по теме: Избиратели следят за выборами в России и видят там обман
Суды выносят приговоры манифестантам – но Россия не Белоруссия, а Путин не Александр Лукашенко. Если минских активистов сажают на пять лет в колонии строгого режима, то их российские собраться получают по 15 суток, и отсиживают их в городских полицейских тюрьмах. Это лишь поднимает их авторитет. Прежде аполитичные знаменитости также устремились на митинги, и некоторых из них тащили в полицейские автобусы в дорогих шубах. В связи с этим один московский остряк съязвил в Твиттере: «Скоро вас не будут принимать в приличном обществе, если вы не сидели в тюрьме».
А вот еще один тревожный знак для Кремля. Он теряет доверие и авторитет не только у интеллигенции и богемы, но и среди группы тридцатилетних и чуть старше, которая от политического безразличия и даже поддержки Путина перешла к принципиальной оппозиции. Этих людей немного, но они образованы, видели мир, соображают в интернете и заглядывают в будущее. Это безвозвратная потеря для Кремля и «Единой России». А вместе с ними они потеряли и большинство в двух российских столицах. Это очень важно. Судьбы большевистского переворота в 1917 году и великой антикоммунистической революции 1989-1991 годов решались в Москве и Санкт-Петербурге.
Это также последние выборы, на которых власти могли рассчитывать на то, что контролируемое государством телевидение будет задавать тон и повестку. Количество интернет-пользователей в 2011 году выросло до 50 миллионов, причем пользуются они сетью ежедневно. Люди все чаще и больше читают новости из независимых источников, сравнивая мнения и почти не испытывая при этом государственного вмешательства. Государственные средства массовой информации должны либо игнорировать факты, что вредит их и без того слабому авторитету, либо правдиво освещать происходящее, усиливая тем самым накал критики.
Читайте еще: Московский митинг "Выборы - фарс!" обернулся задержаниями
И наконец, поскольку в марте 2012 года состоятся президентские выборы, все внимание теперь будет обращено на Владимира Путина. Выборы в Думу стали референдумом по поводу его заявки, в которой он предлагает массам примерно то же самое, что и раньше – стабильность и убежище от экономических бурь в обмен на возможность поступать в течение шести лет так, как ему заблагорассудится. И значительная часть людей говорит ему сегодня: «Спасибо, нет». У него осталось всего три месяца на то, чтобы предстать перед обществом в облике «Путина 2.0» - а эта миссия почти невыполнима. Если мартовские выборы станут обычным боем с тенью с участием официально утвержденных оппонентов, то это еще больше подорвет популярность Путина. Если выборы будут открыты для подлинной конкуренции, ему придется взять на себя огонь реальной критики, и даже принять участие в теледебатах – а этого не делал еще ни один российский президент. Это усиливает опасности, грозящие российскому премьер-министру, который известен своим стремлением всячески уходить от рисков. Но похоже, это единственный оставшийся у Кремля вариант, если он хочет предотвратить кризис легитимности правящего режима.
Кто-то может заявить, что возможен вариант с закручиванием гаек. Но я пока не вижу особой тяги к такой стратегии. Это самым роковым образом подорвет репутацию Кремля в народе – и в любом случае окажется бесполезным. Нельзя эффективно руководить диктатурой в стране, где главным инструментом государственного управления стала коррупция. Завезенные на этой неделе в Москву для разгона демонстрантов водометы остаются без дела. И разумнее всего поставить их обратно в гаражи.
Автор статьи - комментатор и ведущий коммерческой радиостанции «Коммерсант».