Несколько дней назад Владимир Путин делал именно то, что ему лучше всего дается. Кремлевский лидер, который пообещал мочить повстанцев в сортире, погрозил надоедающему репортеру обрезанием и бросал дротики в редких сибирских тигров, на предвыборные волнения по поводу его возвращения в президентское кресло ответил давним выверенным приемом: ядовитой смесью этнического национализма и шовинизма в стиле мачо. Не забыв сдобрить это демонстрацией позиции по поводу ядерного оружия, нападками на Америку и старым добрым запугиванием.
«Мы никого не должны вводить в искушение своей слабостью», - учил он в публицистической статье на прошлой неделе. Он действительно хочет, чтобы страна с сокращающимся населением, устаревающей инфраструктурой, коррумпированной системой образования, при этом не имеющая никаких врагов, кроме Грузии (крошечная соседняя страна в тридцать раз меньше России), потратила в следующие несколько лет миллиарды долларов на модернизацию военного комплекса и особенно ядерного оружия.
Еще по теме: В России объявлена беспрецедентная программа перевооружений
Как никогда за 12 лет у власти Путин стал мишенью для нападок в преддверии президентских выборов 4 марта, и враги вдруг оказались повсюду: от госсекретаря США Хиллари Клинтон и Наполеона Бонапарта до избранных злодеев меньшего масштаба дома и за границей. В понедельник список врагов стал еще более зловещим, когда российское и украинское гостелевидение сообщило о покушении на жизнь Путина чеченскими боевиками. Заговор, раскрыли еще в январе, но только сейчас сообщили публике – в преддверии выборов. «Мы никогда никому не позволим вмешиваться в наши внутренние дела», - выкрикивал он на демонстрации пару дней назад. В день защитника Отечества на забитом битком стадионе Путин устроил настоящий пропагандистский митинг, как будто страна находится в состоянии войны: «Победа, - сказал он, - в наших генах, в нашем генетическом коде».
Читайте также: Путин произнес тираду против США
Однако риторика Путина — без сомнения, выходящая за рамки (я помню, как в 2004 Путин пригрозил репортеру таким грубым словом, что переводчики отказались его переводить), — в этот избирательный сезон не так уж аномальна, как может показаться. В Греции бунтующие толпы, разозленные мерами по экономии, называют немцев, которые принуждают их изнуренное правительство сильно урезать бюджет, современными «гитлерами». В Венесуэле осаждаемый критикой, больной раком автократ Уго Чавес ответил на мощное наступление объединенной оппозиции тем, что развернул кампанию против своего оппонента, которая клеймит его как гея, сиониста, сочувствующего неонацистам политика, стремящегося развалить страну.
А ведь есть еще и президентские выборы в США, где кандидат от республиканцев Митт Ромни (Mitt Romney) обрушивает волны критики на европейский социализм, китайский центробанк и Путина с таким же рвением, с каким он атакует Барака Обаму. Его коллега-республиканец Ньют Гингрич (Newt Gingrich), возможно, чувствуя, что его шансы окончательно уходят, только за последние несколько дней назвал Обаму «возмутительно антиамериканским» за его энергетическую политику и провозгласил его «самым опасным президентом за всю современную историю Америки».
Еще по теме: Америка Обамы - старая уставшая кобыла
Республиканцы уверены в том, что могут критиковать Обаму за «упадничество», за то, что он - это ноющий европейский тип, который скорее будет ходить по миру и извиняться за американскую мощь, чем пользоваться ею (забудьте удивительно жесткую поддержку Обамы войны в Ливии, ввод новых войск в Афганистан и значительное увеличение количества скрытых ударов по террористам). Так что, конечно, они быстро ухватились за извинение президента на прошлой неделе перед президентом Афганистана Хамидом Карзаем за якобы ошибочное сжигание Корана на американской военной базе за Кабулом – этот инцидент повлек за собой волнения по всему Афганистану в течении нескольких дней. Ромни заявил, что «американцам «трудно смириться» с извинением Обамы. Его соперник Рик Санторум (Rick Santorum) категорически провозгласил его неправильным.