Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия - ядерная бука

© коллаж ИноСМИПРО: Россия и США
ПРО: Россия и США
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если «ситуация ухудшится», Россия будет серьезно рассматривать возможность упреждающего удара по системе ЕвроПРО. Речь идет не о ракетном кризисе тридцатилетней давности, а... о вчерашнем заявлении. Оно официальное и исходит от генерала Николая Макарова, главы Генштаба Российской армии.

Если «ситуация ухудшится», Россия будет серьезно рассматривать возможность упреждающего удара по системе ЕвроПРО. Речь идет не о ракетном кризисе тридцатилетней давности, а... о вчерашнем заявлении. Оно официальное и исходит от генерала Николая Макарова, главы Генштаба Российской армии. Он сказал это на пресс-конференции в Москве в преддверии ближайшей встречи стран НАТО в Чикаго, где будет объявлена ближайшая структура противоракетной европейской обороны.

Кремль считает создание противоракетного «щита» НАТО неприемлемым для собственной национальной безопасности. «С учетом дестабилизирующего характера системы ПРО, а именно - создания иллюзии нанесения безнаказанного разоружающего удара - принятие решения об упреждающем применении имеющихся средств поражения будет приниматься в период обострения обстановки», - сказал Макаров. Среди возможных решений для «разрушения ракетной обороны в Европе» высокопоставленный российский офицер назвал «использование новых средств поражения на юге и северо-западе России», включая развертывание систем «Искандер» в Калиниградской области. Системы «Искандер», известные в обозначении НАТО как SS-26 «Stone», представляют собой семейство оперативно-тактических ракетных комплексов. Если они будут размещены в Калиниградской области, то смогут держать под прицелом всю территорию Эстонии, Латвии и Литвы, Польши, Чехии и часть Германии (до Берлина), что опять возродит для НАТО кошмар холодной войны. Но немногие прислушиваются к этим угрожающим заявлениям. Барак Обама в словах, не предназначенных для печати, которые облетели весь мир, попросил Медведева проявить терпение, потому что в случае его переизбрания в ноябре он займет более «гибкую» позицию по вопросу о европейском противоракетном щите. Сам генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен вчера попытался смягчить ситуацию, заявив, что «еще есть пространство для диалога с русскими», хотя они и не принимают участия во встрече в Чикаго. Как Обама, так и Фог Расмуссен не сомневаются, что угрожающие высказывания военных и политиков — это только риторика, хотя выборы уже и прошли. Они считают, что идет словесная война. А русские тоже так думают?



Читайте также: Россия грозит нанести превентивный удар, если не будет сделки по ПРО

Если судить по событиям последних тридцати лет, то можно дать отрицательный ответ на этот вопрос. Россияне серьезно относятся к своим словам. Если  глава Генштаба Российской армии говорит о возможном  «упреждающем ударе», то это значит, что он готовится. Совсем не обязательно, что он будет нанесен. Но план будет готов к применению, если Кремль сочтет нужным. Руководящий класс СССР считал «неизбежной» американскую атаку на советскую территорию с начала восьмидесятых годов. Он брал в рассмотрение рождение плана противоракетного щита со времен Рейгана как уловку, чтобы дать США «иллюзию неприкосновенности» (концепция, упомянутая Макаровым) в случае обмена ядерными ударами с СССР. Военный правящий класс современной России никогда не менял этих идей. Более того, военные восприняли распад СССР и вступление в НАТО стран бывшего Варшавского договора и даже бывших советских прибалтийских республик как определенный маневр окружения со стороны Америки, чтобы разрушить Россию. Большой эксперт по советским и российским ядерным стратегическим силам Питер Прай (Peter V. Pry), автор книги «Военная паника» ( «War Scare») в исследовании, посвященном параноидальному менталитету сначала советских, а потом российских руководителей, обнаруживает существенную преемственность  в военной мысли Москвы с начала восьмидесятых годов до нынешнего времени. Последний «горячий» период холодной войны, когда у власти стоял Юрий Андропов (1982-1984 годы) знаменует начало развития этого  параноидального менталитета. Андропов был убежден о неизбежности американского ядерного нападения и приказал организовать широкую операцию шпионажа против стран НАТО, названную РЯН (Ракетно-Ядерное Нападение)  Она была нужна по существу для того, чтобы обнаружить признаки приближающейся атаки и дать Москве время, чтобы первой выпустить свои ракеты. Как рассказывает диссидент, бывший работник КГБ Олег Гордиевский, этот план реально привел мир на край пропасти в первую неделю ноября 1983 года, когда маневры НАТО Able Archer (Опытный стрелок) были восприняты как замаскированная подготовка к превентивному удару с использованием ядерного оружия. После смерти Андропова операция РЯН постепенно потеряла свое значение, но действовала до 1992 года.

Также по теме: Почему США не нужна система ПРО в Восточной Европе

В августе 1991 года, когда в Москве была предпринята попытка переворота, командование советскими стратегическими ядерными силами рисковало потерять контроль, и все мы опять оказались на грани катастрофы. В октябре 1993 года (когда СССР уже распался, а операция РЯН уже год как завершилась) по случаю провалившегося путча против Ельцина мы опять подвергались риску атомной войны. Потом в 1995 году русские приняли запуск научно-исследовательской ракеты с территории  северной Норвегии за начало атаки. 25 января 1995 года ядерный чемоданчик с кодами запуска ракет был принесен в кабинет Бориса Ельцина, тогда российского президента. Несколько минут мы висели на волоске, рискуя превратиться в пепел во время атомного холокоста. А ведь холодная война закончилась шесть лет тому назад. В общем, идея, что НАТО готовит атаку на Россию, а щит нужен только для того, чтобы создать иллюзию паритета, еще жива в головах постсоветских генералов. Особенно это характерно для настоящего времени, когда Кремль возглавляет бывший офицер КГБ (Владимир Путин), окруженный выходцами из вооруженных сил или секретных служб, сформировавшихся в тени идеи о «неизбежной войне». Конечно, эта угроза существовала только в их воображении, согласен. Но для них она реальна и может спровоцировать страшные последствия для всех нас.