Администрация Обамы на протяжении нескольких лет тайно поддерживала связь с некоторыми представителями сирийского режима в безуспешной попытке ограничить насилие и заставить президента Башара аль-Асада отказаться от власти. Об этом рассказали американские и арабские официальные лица.
Сначала США искали трещины в режиме, чтобы с их помощью спровоцировать военный переворот. Но таких трещин они нашли очень немного. Эти усилия показывают, насколько трудно администрации президента Барака Обамы понять и найти точки соприкосновения с этой ближневосточной диктатурой, которой на протяжении 45 лет руководит семья Асадов.
Но в отличие от секретных каналов связи Белого дома с Ираном, действия в Сирии не набрали обороты, а контакты были ограничены. В основу этого материала легли интервью с двумя десятками людей, в том числе с бывшими и действующими должностными лицами США, с руководителями и дипломатами из арабских стран. Ранее об этих контактах почти не сообщалось.
Американские официальные лица рассказали, что контакты с режимом были неупорядоченными и спорадическими, и что главное внимание при этом уделялось нескольким вполне конкретным вопросам. Время от времени высокопоставленные руководители напрямую общались между собой и с другими людьми, а иногда направляли свои послания через посредников, выбирая для этой цели главных союзников Асада Россию и Иран.
Асад и сам несколько раз выходил на связь с администрацией, чтобы убедить ее объединиться с ним для борьбы с терроризмом.
В 2011 году, когда режим начал подавлять протесты, а солдаты стали дезертировать из армии, американские разведчики выявляли офицеров из числа асадовского меньшинства алавитов, которые могли бы осуществить смену режима. Об этом рассказали бывшие официальные представители США и европейские чиновники.
«В 2011 году политика Белого дома была направлена на осуществление преобразований в Сирии, для чего он искал трещины в структуре режима и предлагал людям различные стимулы и вознаграждения, чтобы они оставили Асада», — рассказал бывший высокопоставленный представитель администрации.
Но режим держался стойко, продолжая закручивать гайки.
В августе 2011 года Обама открыто потребовал, чтобы Асад отказался от власти.
Администрация никогда не отходила в сторону от своего ключевого политического принципа, состоявшего в том, что Асад в конечном итоге должен уйти в отставку. Однако вместо того, чтобы убедить Асада уйти, тайные контакты укрепили сирийского президента в мысли о своей легитимности и безнаказанности.
Из-за этого мировые державы начали спорить о будущем сирийского лидера в процессе урегулирования. Это также мешало усилиям по консолидации международной борьбы против «Исламского государства».
«Были моменты, когда мы говорили: „Вы можете создать более благоприятные условия для прекращения огня, если прекратите сбрасывать бочковые бомбы“, — рассказал один высокопоставленные американский представитель. — Было общение по определенным вопросам. Это не Куба и не Иран, и что касается Сирии, то мы думали, что посредством тайных двусторонних переговоров нам удастся решить проблему». Вопросы о контактах с администрацией Обамы, направленные советнику Асада Бутайне Шаабан (Bouthaina Shaaban), остались без ответа.
На всем протяжении конфликта два ключевых элемента американской стратегии в отношении Сирии, какими являются политическое и военное давление на режим Асада, часто упирались в стену, из-за чего администрации приходилось неоднократно менять тактику.
«Этот режим в политическом плане очень гибок. Эти люди очень умны, — сказал бывший американский посол в Дамаске Роберт Форд (Robert Ford). — Они всегда ищут недостатки и слабости у других и выходят за рамки стандартных действий».
Но к лету 2012 года стратегия Белого дома по организации смены режима провалилась. Соединенные Штаты начали поддерживать повстанцев, однако действовали слишком медленно. «Россия удвоила ставки, Иран удвоил ставки, но все это не дало реального эффекта», — сказал бывший сотрудник администрации.
Летом 2012 года администрация через российских и иранских представителей передала Асаду предупреждение о том, что он не должен в массовом порядке применять химическое оружие.
Кроме того, американские официальные лица разговаривали со своими сирийскими коллегами напрямую. Ушедший в прошлом году в отставку заместитель госсекретаря Уильям Бернс (William Burns) два раза звонил сирийскому министру иностранных дел Валиду аль Муаллему (Walid al-Moallem) и передавал ему эти предупреждения.
Опасаясь дальнейшей эскалации со стороны Асада, Обама в августе 2012 года открыто провел красную линию в вопросе химического оружия. Несмотря на эти предостережения, в августе 2013 года была осуществлена атака с применением зарина, в ходе которой погибли примерно 1 400 человек. И хотя Обама в ответ пригрозил военными действиями, на деле он заключил с режимом сделку об уничтожении сирийских запасов химического оружия.
На протяжении следующих двух лет Вашингтон менял содержание своих сигналов Дамаску, пытаясь сосредоточиться на сдерживании конфликта.
Но была еще одна причина для поддержания контактов с режимом. В Сирии пропали без вести либо находятся в тюрьме пять американских граждан. Помощник госсекретаря Энн Паттерсон (Anne Patterson) как минимум дважды обсуждала их судьбу с заместителем министра иностранных дел Сирии Фейсалом Мекдадом (Faisal Mekdad).
Затем администрация Обамы вернулась к дипломатии, пытаясь усадить сирийское правительство за стол переговоров.
В центре этих усилий был бизнесмен из провинции Хомс и доверенное лицо Асада Халед Ахмад (Khaled Ahmad), ставший в последние годы основным представителем сирийского лидера в контактах с западными официальными лицами, в том числе, с американскими дипломатами. На вопросы The Wall Street Journal, направленные по почте, Ахмад не ответил.
«Асад искал пути для начала переговоров с Белым домом», — заявил специалист по Сирии Джошуа Лэндис (Joshua Landis), преподающий в Оклахомском университете. Ахмад в этом деле был его главным уполномоченным.
В конце 2013 года бывший посол в Дамаске Форд, ставший к тому времени спецпредставителем администрации по Сирии, встретился с Ахмадом в Женеве накануне запланированных там переговоров. Форд сказал Ахмаду, что США по-прежнему стремятся к политическим преобразованиям, предусматривающим уход от правления Асада.
Ахмад в ответ заявил, что США и Западу следует помогать сирийскому правительству в борьбе с терроризмом.
Усиление «Исламского государства» в 2013 году застало американскую администрацию врасплох. Асад увидел в этом хорошую возможность укрепиться в роли партнера в борьбе с охватившим ближневосточный регион террором, который начал распространяться на Западе.
К 2014 году, когда Соединенные Штаты расширили зону авиаударов по боевикам, и кроме Ирака, стали уничтожать их в Сирии, представители Госдепартамента стали звонить своим коллегам из сирийского МИДа, предупреждая их о том, что Дамаску нужно держаться подальше от действующих в сирийском небе американских самолетов. Об этом рассказали официальные представители США и прочие люди, знакомые с содержанием контактов.
Сегодня, когда Вашингтон намеревается уведомлять Дамаск о том, где он будет размещать обученных США и воюющих с «Исламским государством» сирийских бойцов, чтобы их по ошибке не приняли за мятежников, американский представитель в ООН Саманта Пауэр (Samantha Power) направляет своего заместителя на переговоры с сирийским представителем Башаром Джаафари (Bashar Jaafari).
Белый дом заявляет, что такие уведомления не являются сотрудничеством с режимом. Однако Асад использует их к собственной выгоде.
«Режим снова обрел легитимность, — сказал сирийский журналист Ибрагим Хамиди (Ibrahim Hamidi), до 2013 года возглавлявший в Дамаске бюро ведущей пан-арабской газеты „Аль Хайят“. — Любые контакты с США, и даже видимость таких контактов дают ему преимущества».
Этой весной бывший высокопоставленный сотрудник Белого дома Стив Саймон (Steve Simon) встретился с Асадом в Дамаске в ходе визита, инициированного и организованного Ахмадом.
Саймон, покинувший Белый дом в 2014 году, как минимум дважды встречался с Ахмадом перед поездкой в Дамаск. Он сказал своим бывшим коллегам, что это его личная инициатива, и что он едет в Сирию не от имени правительства, не в официальном качестве представителя администрации, а по приглашению Дамаска.
Саймон уведомил бывших коллег из Белого дома и чиновников из Госдепартамента о своем намерении встретиться с сирийским лидером. До и после переговоров с Асадом он встречался с бывшими коллегами из Совета национальной безопасности, в том числе, с его старшим директором Робертом Мэлли (Robert Malley).
Саймон рассказал о тех шагах, которые режим может предпринять немедленно для получения кредита доверия со стороны международного сообщества: это отказ от бомбардировок с применением бочковых бомб, активизация борьбы с ИГИЛ, а не с антиправительственными повстанцами, а также сотрудничество с ООН в усилиях по прекращению огня на местах.
Асад ответил знакомыми фразами, уделив главное внимание той борьбе, которую он ведет против терроризма. Он проявил определенную степень готовности к прекращению огня на местах на условиях властей.
В последующие месяцы в Белом доме начались дебаты о том, что делать дальше: усилить американское противодействие режиму Асада или выдвинуть на первый план борьбу против «Исламского государства» в ущерб задаче по устранению режима.