Геополитические и военно-политические пертурбации в регионе вынуждают Армению заняться поиском реальных союзников. Об этом заявил в беседе с корреспондентом News.am эксперт Аветис Маркарян, добавив при этом, что в контексте последних событий и, особенно, в связи со сбитым Турцией российским бомбардировщиком четко проглядывается несостоятельность блока ОДКБ, частью которого является и Армения.
«Так, на прошлой неделе после заседания военного комитета ОДКБ начальник Главного штаба ВС Армении Юрий Хачатуров зачитал заявление, в котором назвал уничтожение российского Су-24 турецкими силами «проявлением агрессии и ударом в спину», то есть в точности повторил официальную позицию России. Сразу после выступления армянского представителя две страны-члена ОДКБ — Казахстан и Киргизия не преминули заявить, что в корне не согласны с подобной позицией, а руководитель Главного штаба ВС Армении не имеет никакого права делать подобное заявление от их имени. Правовая природа этого заявления спорная, поскольку ОДКБ — военно-политический союз, но это не столь важно. Нужно понимать։ мгновенная реакция на заявление Хачатурова связана только и только с Турцией — союзники в Центральной Азии мешкать не стали, сразу защитив Анкару. Война еще не началась, а России уже дали понять: дорогой союзник, мы не осуждаем турок за то, что они сбили ваш самолет. Думаю, в случае возможных военных действий факт членства в ОДКБ не будет гарантировать безопасность, во всяком случае, Армении», — заявил Маркарян.
По его словам, Турция приступила к реализации взятой ею на вооружение идеологии неоосманизма. Фактически Анкара устанавливает контроль на севере Сирии и Ирака и показывает Москве, что впредь с ней нужно будет считаться — сейчас на Ближнем Востоке, а в будущем и на Южном Кавказе. Прямое тому доказательство — заявления премьер-министра и главы МИД Турции по Нагорному Карабаху. Военные действия на армяно-азербайджанской границе активизировались в начале декабря как раз после сделанных ими заявлений.
«По-моему, армянская элита, взгляды которой сформировались в советские годы, не в состоянии увидеть общую геополитическую картину и проанализировать ее. Для нее, как и для каждого «советского человека», на карте мира есть только США и Россия. И сегодня наглядно демонстрируется отсутствие понимания, что в регионе влияние этих двух стран уменьшается. Между тем, Турция, Саудовская Аравия, Иран жестко продвигают свои интересы. Евросоюз в этом смысле не является актором, поскольку у него нет собственного военно-политического альянса для защиты своих интересов, а НАТО защищает интересы ЕС лишь частично», — заявил эксперт.
По словам Маркаряна, внутри самого НАТО также есть проблемы, которые, вероятно, приведут к реорганизации альянса и прекращению членства в ней некоторых стран. В этом контексте примечателен созданный Саудовской Аравией военный союз исламских государств, включающий в себя 34 страны, в том числе Турцию. Коалиция была создана для борьбы с террористами Исламского государства, однако к ней не присоединились Ирак и Сирия, действительно борющиеся с ИГ.
«Ни одна шиитская страна не присоединилась к этому союзу, что дает возможность предположить, что создание организации на самом деле является первым этапом реализации программы Саудовской Аравии по восстановлению халифата, либо фундаментом, на котором она попытается сформировать новую геополитическую единицу. Если посмотреть на карту, станет ясно, что создана сверхмощная структура, которая располагает огромными человеческими, территориальными, энергетическими и другими ресурсами. Роль духовного центра халифата возьмет на себя Саудовская Аравия, а политико-административного — Турция. То есть Саудовская Аравия станет халифом, а Турция — султаном. Как вы понимаете, турецкая политика неоосманизма и идея восстановления халифата не противоречат друг другу», — отметил Маркарян, добавив, что интересы исламской коалиции в долгосрочном разрезе сталкиваются с интересами США, ЕС, России, Китая, Индии и Южной Америки. По его словам, в ближайшее время в мире произойдут большие перемены политического и стратегического характера. Уже ясно, что агрессивная исламская идеология перешла в политическое пространство и консолидирует страны на основе не прагматизма, а религии.
В скором времени, добавил он, влияние исламской коалиции станет ощутимым и в Центральной Азии, что, в свою очередь, приведет к еще большему столкновению интересов России с исламской коалицией, а также активизирует сохраняющий до сих пор спокойствие Китай, у которого есть проблема тюркских уйгур. По мнению эксперта, помимо Пекина, в игру вступит и Индия. «Не нужно забывать, что Индия — давний враг Пакистана, у обеих стран есть ядерный потенциал. Присоединение Пакистана к исламской коалиции переводит противостояние этих стран в новую, более опасную плоскость. Внутри Индии уже давно идет борьба против исламского экстремизма. Возможно, в ближайшие годы в Индии география внутренней борьбы распространится на новые штаты. Кстати, часть исламских радикалов в Индии тоже имеет тюркское происхождение. Вообще, если посмотреть на этническую карту, то от Европы до Китая исламский радикализм развивается вместе с тюркскими народами», — обратил внимание Маркарян.
Возвращаясь к Армении, эксперт отметил, что армянские дипломаты должны встречаться с коллегами, «сверять часы», и, находя точки соприкосновения, формировать «дорожную карту», одним словом, начать действовать.
«Думаю, сейчас все страны заняты этим. В мире создается обладающая огромным потенциалом структура, которая на данный момент простирается от Атлантического до Тихого океана. Ее географическое положение таково, что она может установить гегемонию над 60% мировой морской торговли. Ряды исламской коалиции может пополнить и Индонезия с 255-миллионным населением. Таким образом, даже Австралия будет иметь соседа — члена исламской коалиции», — заявил эксперт, заметив, что границы коалиции просто не позволяют назвать ее очередным проектом США.
«Вскоре США из государства, импортирующего энергоносители, превратится в государство, экспортирующее их. Естественно, этому последует изменение внешней политики США. В некоторых векторах это изменение даже можно будет оценить как радикальное. В целом, нынешняя внешняя политика Вашингтона сформировалась на политике импорта энергоносителей.
Иначе говоря, пока американцы импортируют нефть из стран Ближнего Востока, они на многое готовы закрывать глаза, но, когда США станут страной, экспортирующей нефть, государства Ближнего Востока станут для американцев конкурентами с политической, экономической, а также пропагандистской точек зрения. Эта логика позволяет думать, что исламская коалиция не является очередным проектом США. Вашингтон прекрасно знал о процессе объединения исламских государств, но не возражал, поскольку не хотел раньше времени терять союзников. Можно сказать, США будут тянуть резину до тех пор, пока не выдастся удобный момент для предъявления своих претензий. У меня не вызывает сомнений тот факт, что Вашингтон рано или поздно будет иметь «весомые аргументы» против идеологии халифатства, так как халифатский потенциал огромен и может оспорить американскую глобальную гегемонию в долгосрочной перспективе.
Думаю, в случае определенных сценариев мы увидим в ближайшие годы сближение взглядов России и США по ряду вопросов, активность Китая и изменение политики Евросоюза по некоторым пунктам», — заключил эксперт.