Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Противоборство России и НАТО

© AP Photo / Lefteris PitarakisГенеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Недавно генеральный секретарь НАТО обвинил Россию в использовании различных средств для запугивания соседних стран, в том числе с целью раскола Североатлантического Альянса. Со своей стороны, Москва обвинила Альянс в усилении его военного присутствия в центральной и восточной частях Европы и создании тем самым угрозы национальной безопасности России.

Недавно генеральный секретарь НАТО обвинил Россию в использовании различных средств для запугивания соседних стран, в том числе с целью раскола Североатлантического Альянса. Йенс Столтенберг выразил обеспокоенность в связи с увеличившемся военным присутствием России в Сирии, а также на востоке Средиземноморского региона. Со своей стороны, Москва обвинила Альянс в усилении его военного присутствия в центральной и восточной частях Европы и создании тем самым угрозы национальной безопасности России. Ведь после того, как страны Балтии, входившие некогда в советский лагерь, а именно Литва, Латвия и Эстония, присоединились к рядам НАТО, американские ракеты стали способны в течение двух минут поражать цели, находящиеся в европейской части России, а самолеты Альянса несут опасность для важных стратегических объектов, расположенных в глубине российских территорий, если верить данным российских источников.
   
В феврале 2016 года в Брюсселе состоялось совещание министров обороны стран НАТО, где было принято решение ускорить реализацию программы «обороны и сдерживания в 21-ом веке», в которой речь идет, в том числе, о необходимости сдерживания России. Программа включает в себя учреждение штаб-квартиры, которая будет осуществлять управление, а также внедрение новых оружейных арсеналов в странах Восточной Европы и дислоцирование американских военных формирований на европейских территориях, дабы оказать давление на Москву, однако исключая в то же время широкомасштабную конфронтацию с ней. Программа основана на страхе стран Восточной Европы, членов Североатлантического Альянса, вызванного возможностью российского военного вторжения России на их территории, особенно, после событий на Украине и в Крыму. Предполагается, что США будут осуществлять управление реализацией этой программы и понесут около 70% расходов, включая миллиард долларов в качестве трат на обеспечение потребностей своих военнослужащих, численность которых составляет пять тысяч человек, а также 1,9 миллиарда долларов, необходимых для внедрения американского оружия в Европе.    

Вашингтон подчёркивает, что новые виды оружия будут размещены исключительно на западе Европы, однако транспортные сети и оружейные склады позволят осуществлять молниеносное передвижение американских военных в любую точку и не только в регионе Восточной Европы. Москва, со своей стороны, высказала мнение, что решение Брюсселя по развертыванию сил сдерживания в Европе является нарушением «Декларации сотрудничества», подписанной  с Россией в 1997 году и которая включает в себя пункт, касающейся нераспространения сил НАТО на землях новых членов Альянса. Однако Вашингтон возразил, заявив, что Декларация не запрещает возможности модернизировать инфраструктуру Альянса, указав еще раз на то, что большая часть вооружений будет расположена в западной части Европы. Что касается распространения дополнительных сил НАТО в Европе, то Вашингтон подтвердил, что они будут оставаться в США, однако в случае необходимости могут быть переброшены в Европу.
   
История взаимоотношений между Россией и НАТО возвращает нас в 40-е годы прошлого века. По прошествии 4 лет с момента окончания Второй мировой войны, а точнее в 1949 году, США принимают решение создать Североатлантический Альянс в качестве политического и военное орудия, способного противостоять Советскому Союзу и несущемуся из его недр коммунизму. Однако Москва сначала даже попыталась проверить истинность намерений новообразованного Альянса, тогда Сталин выдвинул идею членства Советского Союза в НАТО, если верить российским источникам. Позже в 50-е годы 20-го века Никита Хрущев снова повторил эту идею, однако руководство Альянса отвергло данное предложение. Советский Союз ждал недолго и учредил организацию «Варшавского договора» в 1955 году. После распада Советского Союза проблема взаимоотношений между Россией и НАТО снова возникла и с еще большим накалом страстей. Тогда Горбачеву было обещано, что расширения НАТО в сторону границ с Россией не произойдёт, однако НАТО объявила о запуске программы расширения и начале принятия в свои ряды друг за другом бывших стран социалистического лагеря. После избрания Владимира Путина президентом Российской Федерации он сразу же поспешил заявить, что не исключает возможности присоединения России к НАТО, однако только при условии достойной и равноправной позиции страны в качестве члена Альянса. Путин сказал тогда, что он не может себе представить изоляцию Россию от Европы и цивилизованного мира, так как она является неотъемлемой частью европейской цивилизации.
   
В 2002 году состоялось подписание «Римской Декларации», в соответствии с которой был учрежден Совет «Россия-НАТО», однако это не помешало Альянсу включить в свои ряды еще больше стран бывшего социалистического лагеря. Несмотря на сопротивление Путина расширению НАТО к границам России, а также несмотря на разногласия сторон по вопросу ПРО, Россия подписала соглашение с Альянсом, предусматривающее оказание ему помощи в Афганистане, а именно переправку военных и невоенных грузов формированиям, находящимся на территории Афганистана. Москва понимала, что такого рода сотрудничество в интересах ее национальной безопасности, и пока осуществляется подобное взаимодействия, Москва способна контролировать ситуацию в Афганистане.    

Не секрет, что Россия серьезно остерегается опасности, исходящей от так называемых радикальных исламских групп, которые могут просочиться с юга через Афганистан и некоторые страны Средней Азии, бывшие республиками Советского Союза.
   
Российские осведомленные лица также подтверждают тот факт, что в период правления Бориса Ельцина были планы и желание вступить в Альянс в качестве члена с особым статусом. Однако экономическая ситуация в стране, а также незавидное геополитическое положение России в 90-е годы прошлого века не дали возможности этим планам осуществиться. Более того, в конце 90-х годов российские военные структуры начали выражать мнение, что Североатлантический Альянс должен трансформироваться из военной организации в политическую. Однако понимая, что США не пойдут на уступки в отношении военного статуса НАТО, Путин начинает усиление военного присутствия России в некоторых бывших советских республик, в том числе с помощью создания военных баз в Таджикистане, Киргизии, Белоруссии, Абхазии, Южной Осетии и Армении. Также со временем обрела силу и влияние организация Договора коллективной безопасности (ОДКБ) и наблюдающийся в последнее время выход российского военного присутствия за пределы границ бывшего Советского Союза. В этой связи маловероятно, что противоборство между НАТО и Россией в ближайшее время будет продолжаться, так как сегодня видна обратная тенденция, связанная с тем, что Россия и США, очевидно, достигли взаимопонимания в сирийском вопросе.