Недавно генеральный секретарь НАТО обвинил Россию в использовании различных средств для запугивания соседних стран, в том числе с целью раскола Североатлантического Альянса. Йенс Столтенберг выразил обеспокоенность в связи с увеличившемся военным присутствием России в Сирии, а также на востоке Средиземноморского региона. Со своей стороны, Москва обвинила Альянс в усилении его военного присутствия в центральной и восточной частях Европы и создании тем самым угрозы национальной безопасности России. Ведь после того, как страны Балтии, входившие некогда в советский лагерь, а именно Литва, Латвия и Эстония, присоединились к рядам НАТО, американские ракеты стали способны в течение двух минут поражать цели, находящиеся в европейской части России, а самолеты Альянса несут опасность для важных стратегических объектов, расположенных в глубине российских территорий, если верить данным российских источников.
В феврале 2016 года в Брюсселе состоялось совещание министров обороны стран НАТО, где было принято решение ускорить реализацию программы «обороны и сдерживания в 21-ом веке», в которой речь идет, в том числе, о необходимости сдерживания России. Программа включает в себя учреждение штаб-квартиры, которая будет осуществлять управление, а также внедрение новых оружейных арсеналов в странах Восточной Европы и дислоцирование американских военных формирований на европейских территориях, дабы оказать давление на Москву, однако исключая в то же время широкомасштабную конфронтацию с ней. Программа основана на страхе стран Восточной Европы, членов Североатлантического Альянса, вызванного возможностью российского военного вторжения России на их территории, особенно, после событий на Украине и в Крыму. Предполагается, что США будут осуществлять управление реализацией этой программы и понесут около 70% расходов, включая миллиард долларов в качестве трат на обеспечение потребностей своих военнослужащих, численность которых составляет пять тысяч человек, а также 1,9 миллиарда долларов, необходимых для внедрения американского оружия в Европе.
История взаимоотношений между Россией и НАТО возвращает нас в 40-е годы прошлого века. По прошествии 4 лет с момента окончания Второй мировой войны, а точнее в 1949 году, США принимают решение создать Североатлантический Альянс в качестве политического и военное орудия, способного противостоять Советскому Союзу и несущемуся из его недр коммунизму. Однако Москва сначала даже попыталась проверить истинность намерений новообразованного Альянса, тогда Сталин выдвинул идею членства Советского Союза в НАТО, если верить российским источникам. Позже в 50-е годы 20-го века Никита Хрущев снова повторил эту идею, однако руководство Альянса отвергло данное предложение. Советский Союз ждал недолго и учредил организацию «Варшавского договора» в 1955 году. После распада Советского Союза проблема взаимоотношений между Россией и НАТО снова возникла и с еще большим накалом страстей. Тогда Горбачеву было обещано, что расширения НАТО в сторону границ с Россией не произойдёт, однако НАТО объявила о запуске программы расширения и начале принятия в свои ряды друг за другом бывших стран социалистического лагеря. После избрания Владимира Путина президентом Российской Федерации он сразу же поспешил заявить, что не исключает возможности присоединения России к НАТО, однако только при условии достойной и равноправной позиции страны в качестве члена Альянса. Путин сказал тогда, что он не может себе представить изоляцию Россию от Европы и цивилизованного мира, так как она является неотъемлемой частью европейской цивилизации.
В 2002 году состоялось подписание «Римской Декларации», в соответствии с которой был учрежден Совет «Россия-НАТО», однако это не помешало Альянсу включить в свои ряды еще больше стран бывшего социалистического лагеря. Несмотря на сопротивление Путина расширению НАТО к границам России, а также несмотря на разногласия сторон по вопросу ПРО, Россия подписала соглашение с Альянсом, предусматривающее оказание ему помощи в Афганистане, а именно переправку военных и невоенных грузов формированиям, находящимся на территории Афганистана. Москва понимала, что такого рода сотрудничество в интересах ее национальной безопасности, и пока осуществляется подобное взаимодействия, Москва способна контролировать ситуацию в Афганистане.
Не секрет, что Россия серьезно остерегается опасности, исходящей от так называемых радикальных исламских групп, которые могут просочиться с юга через Афганистан и некоторые страны Средней Азии, бывшие республиками Советского Союза.
Российские осведомленные лица также подтверждают тот факт, что в период правления Бориса Ельцина были планы и желание вступить в Альянс в качестве члена с особым статусом. Однако экономическая ситуация в стране, а также незавидное геополитическое положение России в 90-е годы прошлого века не дали возможности этим планам осуществиться. Более того, в конце 90-х годов российские военные структуры начали выражать мнение, что Североатлантический Альянс должен трансформироваться из военной организации в политическую. Однако понимая, что США не пойдут на уступки в отношении военного статуса НАТО, Путин начинает усиление военного присутствия России в некоторых бывших советских республик, в том числе с помощью создания военных баз в Таджикистане, Киргизии, Белоруссии, Абхазии, Южной Осетии и Армении. Также со временем обрела силу и влияние организация Договора коллективной безопасности (ОДКБ) и наблюдающийся в последнее время выход российского военного присутствия за пределы границ бывшего Советского Союза. В этой связи маловероятно, что противоборство между НАТО и Россией в ближайшее время будет продолжаться, так как сегодня видна обратная тенденция, связанная с тем, что Россия и США, очевидно, достигли взаимопонимания в сирийском вопросе.