Недавно я вернулся из Пекина, где провёл неделю: беседовал с китайскими чиновниками и участвовал в Форуме развития Китая, крупной ежегодной встрече на высоком уровне китайских и иностранных официальных лиц, а также руководителей ведущих компаний. Китайское правительство только что опубликовало 13-й пятилетний план, поэтому чиновники охотно разъясняли, что он означает для будущего Китая.
Хотя в этом плане содержится кажущийся бесконечным список конкретных проектов и задач, главной новой темой в этом году стала так называемая «реструктуризация на стороне рыночного предложения». Данным термином описывается широкий спектр мер, нацеленных на повышение темпов экономического роста и стандартов жизни. Этот термин должен помочь отличить новый набор мер от традиционной политики в сфере рыночного спроса (доступные деньги и чуть увеличенный бюджетный дефицит), которая уже нацелена на усиление экономической активности.
Кроме того, Китай собирается переселить миллионы людей из низкопродуктивных сельскохозяйственных зон в десятки новых городов. Этому процессу сопутствуют амбициозные планы построить 50 новых аэропортов и тысячи миль новых автомобильных и железных дорог. Власти также активно продвигают проект «Один пояс, один путь», предполагающий использование китайской финансовой помощи и ресурсов для сооружения портов, железных дорог и шоссе, которые свяжут Китай с другими странами Азии, центральной Азии и потенциально даже Европы. Его внешнеполитическая задача — расширить влияние Китая в регионе и за его пределами. Он также даст возможность экспортировать некоторые излишки китайских индустриальных мощностей.
Чиновники также намерены стимулировать инновации за счёт научных исследований и разработок, в том числе снизив налоги для высокотехнологических компаний. Налоговая реформа предполагает введение НДС в секторе услуг. А финансовая реформа устранит лимиты процентных ставок, как по банковским вкладам, так и по кредитам.
Тем временем, в отношении нового валютного режима в Китае имеется значительная неопределенность. В последние годы юань упал относительно доллара, что вызвало жалобы со стороны американских фирм, конкурирующих с китайскими производителями. При этом с 2010 года юань укрепился на 25% относительно валют других развитых стран. Власти обещают дать рынку возможность определять валютный курс, и заверяют, что причин для продолжительного падения юаня нет. Однако чиновники продолжают отчитываться от колебаниях юаня с привязкой к доллару, поскольку они опасаются, что акцент на управлении валютным курсом, привязанном к корзине валют, может вызвать ожидания дальнейшего спада юаня относительно доллара, что увеличит отток капитала.
Меры по улучшению окружающей среды также занимают важное место в программе правительства на предстоящие пять лет. Общество требует более чистого воздуха, очищения рек и земель. С этой целью правительство намерено ввести новое регулирование и начать выпуск «зелёных облигаций» для финансирования проектов рекультивации и низкоуглеродной энергетики. Китайских автопроизводителей власти подталкивают к выпуску гибридных машины, при этом иностранные автоконцерны получили предупреждение, что в случае не соблюдения новых правил, правительство предпримет шаги по сокращению их доли на рынке.
Для повышения качества жизни потребуется повысить качество продуктов, которые доступны китайским потребителям. Один из министров правительства, выступая на форуме, отметил, что миллион китайских туристов, посетивших зарубежные страны в прошлом году, потратили со своих кредитных карт около $1 млрд на покупку товаров, не доступных им на родине (причём ирония в том, что часть этих товаров с европейскими и американскими брендами на самом деле сделаны в Китае).
Китай продолжает оставаться страной с низким уровнем доходов — его подушевой ВВП равен лишь $14 000, это примерно четверть от аналогичного показателя США. Хотя Пекин и Шанхай относительно богаты, бедняков по-прежнему очень много. Показательно, что для выполнения поставленной в Пятилетнем плане задачи по ликвидации бедности к 2020 году потребуется сократить число нищих в стране на 55 миллионов, при этом порог нищеты определён как доход в размере всего лишь $354 в год, то есть меньше одного доллара в день.
Высокий уровень задолженности китайских корпораций может стать причиной финансовой нестабильности, хотя чиновники подчеркивали, что их это не беспокоит. По данным правительства, соотношение банковских кредитов к ВВП примерно в два раза выше, чем в США. Еще более тревожит вероятность высокой доли просроченных долгов.
Однако даже если эта доля выше, чем сообщается в официальной статистике, китайская проблема плохих долгов разительно отличается от аналогичной проблемы на Западе. Крупнейшие корпоративные должники Китая являются госкомпаниями, а их кредиторы — это госбанки. Решение проблемы плохих долгов будет означать передачу убытков госбанков правительству. А поскольку размер долга правительства относительно низок (около 17% ВВП), ему будет не трудно принять на себя эти убытки. Если понадобится, оно также сможет справиться с проблемой излишнего долга местных администраций, которые, подталкиваемые центральной властью, активно занимали в 2008 и 2009 годах.
На форуме не обсуждалась политика активной борьбы с коррупцией на высшем уровне, которую проводит президент Си Цзиньпин и которая, по словам многих, мешает принятию экономических решения и замедляет рост ВВП. Не было также дискуссии о повсеместной озабоченности идеологическим сдвигом влево, который может поставить под угрозу право собственности, вызвав бегство капитала, поскольку частные лица будут пытаться защитить своё богатство.
Впрочем, хотя Китай остаётся сложным пазлом, власти чётко следуют политике рыночных реформ с целью добиться реального годового роста экономики на 6,5% или выше в течение следующих пяти лет. Это позволит удвоить реальный подушевой доход к 2020 году. Такая задача была поставлена Коммунистической партией Китая в 2010 году. Если задача будет не выполнена, это произойдёт не потому, что китайское правительство не прилагало достаточных усилий для её достижения.