В 2007 году Норвегия подписала договоры, по которым проекты Фонда Клинтон получают 640 миллионов крон. Норвежские и американские эксперты считают, что таким образом Норвегия покупает прямой контакт с вероятным будущим президентом.
Норвегия является одним из самых крупных доноров проектов Фонда Клинтон. Больше денег, чем Норвегия, дали только страны, вызывающие еще больше споров — такие, как Саудовская Аравия.
Эти подарки, похоже, станут важной темой в предвыборной кампании США. Дональд Трамп, предполагаемый кандидат республиканцев, уже выступил с критикой в адрес семьи Клинтонов за то, что ее финансируют иностранные правительства.
Норвегия покупает влияние
Многие эксперты также считают, что это вызывает серьезные вопросы:
«Поддержка Норвегии и прочих крупных доноров будет рассматриваться как мера покупки влияния для себя. Это не имеет ничего общего с тем, что покупка влияния для себя являлась мотивом. То, что вызывает беспокойство, это мнение людей, которые считают, что власти США могут принимать решения в пользу Норвегии из-за щедрости Норвегии», — пишет в электронном послании газете Aftenposten Стефен Джиллерс (Stephen Gillers), профессор права Университета Нью-Йорка (New York University) и один из ведущих экспертов США в вопросах юридической этики.
Ему вторит Крэйг Хольман (Craig Holman) из фонда Public Citizen, который, в частности, проводит кампании с требованием сделать более открытыми экономические связи американской политики.
Хольман считает, что это будет крупным делом в предвыборной кампании.
«В этом деле речь идет о том, что иностранные правительства покупают себе доступ к преимуществам и, вероятно, получают их от бывшего госсекретаря и возможного будущего президента», — говорит он.
Воздействие чистейшей воды
«Это попытки воздействия в чистом виде, и похоже, что семья Клинтонов полностью открыта для этого», — поясняет Хольман в своем послании Aftenposten.
Билл Клинтон образовал Фонд в 2001 году — сразу после того, как переехал в Белый дом. С 2013 по 2015 годы фонд назывался Bill, Hillary&Chelsea Clinton Foundation, но изменил название на Clinton Foundation в 2015 году, когда Хилари начала свою президентскую кампанию. Тогда она вышла из руководства фондом.
Ивер Б. Нойман (Iver B. Neuman), ведущий эксперт Норвегии по дипломатическим вопросам и профессор Лондонской Школы Экономики (London School of Economics), говорит, что он оставил попытки установить различие между идеализмом и реальной политикой во внешней политике Норвегии.
«Когда Норвегия заглядывает в свой внешнеполитический ящик с инструментами, то не видит там ничего другого, кроме денег», — объясняет он и добавляет, что Норвегия своими взносами покупает себе доступ к «Клинтонам», самой влиятельной семье США.
Покупка может быть удачной
«Любое приобретение за столь малую цену непосредственного времени для контакта с мировыми руководителями является удачной покупкой для Норвегии», — говорит Нойман.
— А разве это умно?
«Никто, придающий значение влиянию Норвегии в мире, не будет выступать против этого. Создание такой сети влияния происходит непрерывно. Проблема заключается в том, что мы в Норвегии делаем это так открыто. Когда об этом начинают идти разговоры, это не всегда хорошо. Несколько лет тому назад стало известно, что Норвегия поддержала американский мозговой центр Brookings в Вашингтоне. Это было использовано республиканцами, заявившими тогда, что мозговой центр, тесно связанный с демократами, получал поддержку от правительств других стран и, таким образом, не представлял национальные интересы. Такие ситуации могут также ударить и по Норвегии», — считает Нейман.
Влияние на американцев
«Было бы естественно предположить, что Норвегия использовала свои вложения в американское общество, чтобы обеспечить себе политическое влияние. Но с точки зрения оказания поддержки, речь шла о другом, а именно — о попытке повлиять на американские приоритеты в том направлении, которое благоприятно для Норвегии. Насколько это было мотивом для работы через фонд Клинтон, я не знаю», — объясняет директор Оттар Мэстад (Ottar Mæstad) Института Кристиана Микелсена (Christian Michelsens Institutt) Бергена.
Он следил за работой фонда Клинтон на расстоянии из Танзании.
«Насколько я могу судить, они работали над созданием системы финансирования, основанного на результатах работы здравоохранения региона», — объясняет он.
МИД защищается
«Деньги поддержки тратятся на работу в развивающихся странах и не являются пожертвованиями Фонду Клинтон», — объясняет Aftenposten официальный представитель МИД Фруде Андерсен (Frode Andersen).
640 миллионов норвежских крон государственного бюджета идут в Фонд Клинтон — инициатива здравоохранения (Clinton Health Access Initiative, CHAI) и Фонд Клинтон — климатическая инициатива (Clinton Climate Initiative, CCI), если говорить о договорах, которые истекают в 2018 году. Это можно увидеть в обзоре, который МИД подготовил для Aftenposten.
«Сотрудничество рассматривается как часть нормальных процедур и отслеживается обычным способом. Оно дало хорошие и подкрепленные документами результаты в развивающихся странах», — объясняет Андерсен.
На прямой вопрос о том, что таким образом Норвегия покупает для себя политическое влияние, он отвечает следующим образом:
«Поддержка здоровья матери и ребенка и климатических мер в развивающихся странах является политическим приоритетом Норвегии. Поддержка посредством этих инициатив открыта и доступна для общественности, поэтому я не думаю, что это является основанием для подобных высказываний относительно наших проектных средств».
Соответствие правилам
На критику государства, поддерживающего деятельность Фонда Клинтон, официальный представитель МИД отвечает:
«Несколько лет тому назад Конгресс США выработал правила, в соответствии с которыми Фонд Клинтон должен осуществлять свою деятельность, не вступая в конфликт с политической ролью Хилари Клинтон. Норвежская поддержка, поступающая через Фонд Клинтон — медицинская инициатива (Clinton Health Access Initiative) и Фонд Клинтон — климатическая инициатива (Clinton Climate Initiative), осуществляется в соответствии с теми же требованиями отчетности, администрирования и результатов, что и все остальные виды помощи Норвегии. Обе инициативы рассматриваются, как солидные партнеры приоритетных областей норвежской помощи.
Стёре не хочет отвечать
Сотрудничество с Фондом Клинтон началось по инициативе тогдашнего министра иностранных дел Юнаса Стёре (Рабочая партия). Он не хочет отвечать на вопрос, почему он выбрал такой вид сотрудничества, и предоставляет эту возможность руководителю комитета по внешней политике Анникет Хютфельдт, которая пишет следующее:
«Поддержка, которая осуществляется с 2007 года, была предоставлена конкретным проектам в развивающихся странах и не была пожертвованием Фонду Клинтон. Проекты проходили на основе нормальных процедур оценки и отчетности».