Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия в сербских СМИ: между сербскими мифами и западной пропагандой

Почему простые сербы считают Россию самым большим другом Сербии, несмотря на массированную антироссийскую пропаганду местных прозападных СМИ? Об этом, как об отличительной особенности сербского взгляда на русских и неожиданном результате русофобской пропаганды, говорит известный политолог и аналитик портала «Новая сербская политическая мысль» Никола Танасич, который 2 ноября участвовал в Международной конференции «Гражданское общество, СМИ и власть». Она прошла в стенах Российского государственного гуманитарного университета в Москве.

© AP Photo / Darko VojinovicСторонники сербской радикальной партии с портретом президента России Владимира Путина
Сторонники сербской радикальной партии с портретом президента России Владимира Путина
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мы очень любим делать из своей истории мифы и пересказывать их так, чтобы сделать живописнее и легче для запоминания. В этом одновременно заключается и проблема, и величие нашего народа и культуры. Только поэтому у нас есть ряд конкретных сербских мифов о России, и именно они лежат в основе того высокого мнения о России, которого придерживается наш народ.

Я хочу рассказать вам об одном аспекте сербской политической жизни, который, как мне кажется, может быть очень интересен с точки зрения России и Европы. Возможно, это не самый интересный факт о нашей стране, и мне особенно приятно, что Сербию здесь так часто вспоминали. Однако столько раз упомянутые прозападные СМИ в Сербии нас упорно убеждают в том, что мы — маленький и незначительный народ, что ни мы, ни наши проблемы никому не интересны. Но здесь я видел и слышал большое количество умных и образованных людей, понимающих наши проблемы, то, что нас мучает, и с чем мы боремся.


Я хотел обратить ваше внимание на феномен, который несколько не вписывается во все то, что мы имели возможность тут услышать, а мы услышали много о работе СМИ в странах Европы. И Сербия в этом смысле не очень отличается от информации, которую мы узнали о Болгарии, Словакии или даже развитых странах, таких как Германия и Франция. Однако существуют отклонения и специфические аспекты сербской политической жизни, которые выделяются на фоне других стран. Следует понимать, что сейчас Сербия, несмотря на нашу героическую историю и традиции, которыми мы так гордимся, представляет собой полуколонию глобального капитала, как и большинство государств в современном мире, за исключением тех немногих, кто способен самостоятельно эффективно защищать свой суверенитет.

Антироссийская пропаганда в Сербии заранее обречена на провал


Хотя наша медиасистема работает так же, как в других странах, результаты ее деятельности несколько отличаются. Несомненно, сегодня Сербия, как большинство стран современного мира, находится на вечной границе гражданской войны, поскольку в обществе существует столько идеологических разногласий, которые настолько обострились, что дело, видимо, идет к открытому конфликту. Так что трудно сказать, может ли идти речь о едином понимании национальных сербских интересов, но если обратиться к опросам общественного мнения за последние 15-16 лет, то легко увидеть, что существует несколько констант и позиций, относительно которых весь народ придерживается единого мнения. Прежде всего, это касается, разумеется, Косово, во-вторых, неприятия членства в НАТО и, в-третьих, России и отношения к ней.

В Сербии Россию считают самым лучшим другом, и среди граждан Сербии Россия имеет самый высокий рейтинг. На вопрос: «Поддерживаете ли вы союз с Россией?» — стабильное большинство, а это более 60%, отвечает утвердительно. Количество граждан, которые поддерживают союз с Россией, практически всегда превосходило число тех, кто поддерживает вхождение в Европейский Союз. Разрыв в количестве сторонников этих двух политических целей сейчас чрезвычайно значителен. Что самое важное, в этом вопросе существует константа, которая на сербской общественной арене не меняется, несмотря на то, что последние 16 лет сербский народ находится под огромным влиянием исключительно активной пропаганды западных и прозападных СМИ, о механизме которых здесь уже столько было сказано.

Почему это парадоксально? Это парадоксально потому, что ясно: в Сербии эти СМИ способны повлиять на изменение общественного мнения. Так, сербская общественность изменила свою позицию по многим вопросам, но отношение к России — это единственное, что не меняется, и общество даже вынуждает политиков взять отдельный курс на Россию. Конечно, наши политики всегда говорят, что они очень смелы и готовы лично бороться за дружественные отношения с Россией, но главной причиной пророссийской политики в Сербии была и остается российская популярность, как и тот факт, что именно ею объясняются высокие рейтинги нынешних сербских властей.

Откуда взялось такое отношение к России? Можно сказать, что оно имеет как свои реальные корни, так и два источника, которые во многом модифицированы природой сербского национального сознания. Реальный источник — это вековое историческое сотрудничество и связи между Сербией и Россией. В этом зале присутствуют выдающиеся историки, которые могут вам рассказать об этих связях больше, чем я. Я же хочу вам сказать, что сербский народ, невзирая на свою твердую историческую память и ее культуру, не является «историческим» народом. Свои великие исторические события мы, честно говоря, помним и любим, но в первую очередь мы — народ, создающий мифы.

Мы очень любим делать из своей истории мифы и пересказывать их так, чтобы сделать живописнее и легче для запоминания. В этом одновременно заключается и проблема, и величие нашего народа и культуры. Только поэтому у нас есть ряд конкретных сербских мифов о России, и именно они лежат в основе того высокого мнения о России, которого придерживается наш народ. Вместе с тем вторым источником позитивного сербского отношения к России, и это особенно интересно, является западная антироссийская пропаганда.


Сербы воспринимают русских как плохих парней из голливудских фильмов времен холодной войны, и это им нравится


Сербы давно подвергаются влиянию западной пропаганды. Когда-то это была австровенгерская пропаганда, потому что современный север Сербии когда-то находился под контролем этой империи, как и Босния и Герцеговина. Во времена коммунизма отношения Югославии с Советским Союзом были не очень дружественными, и югославские власти очень активно использовали элемент западной антироссийской пропаганды для борьбы с эйфорическим отношением собственных граждан (особенно сербов) к России. С другой стороны, сербские мифы о России всегда имели один и тот же лейтмотив: Россия в них выглядела, как «огромная Сербия». В этих мифах подразумевалось, что все сербские ценности, национальная рефлексия, культура и менталитет полностью совпадают с русскими.

Во времена войн в Югославии самым известным кличем сербских националистов был «Сербия до Токио!». Речь не о том, что они хотели настолько расширить территорию Сербии, чтобы она достигла Японии. Просто они считали, что Россия является частью их культурного пространства. Часто это становилось огромной проблемой для сербов, когда они лицом к лицу встречались с русскими и русской культурой, потому что, как правило, их постигало разочарование: они понимали, что на самом деле все не так, как они себе представляли.

Во всем этом интересен еще и фактор западной пропаганды. Югославия была открыта для американской поп-культуры: мы смотрели американские фильмы, боевики, в которых плохими парнями всегда были русские. Речь шла о прямой и грубой пропаганде против русского народа, которая во многих странах привела к формированию негативного образа России. А что случилось в Сербии? В этих голливудских плохих парнях сербы узнали себя. Эти герои вообще больше походили на сербов, чем на русских: они были шумными, непосредственными, всегда готовыми к драке. Эта картина была очень привлекательна для сербского менталитета, и сербам нравились эти плохие ребята, что дало старт особенному механизму нейтрализации американской антироссийской пропаганды в Сербии.

Если какой-то элемент этой пропаганды был слишком «жестким», придуманным, чтобы таким образом русских умыть, его просто игнорировали. Во внимание сербы принимали только те аспекты образа России, которые соответствовали их, в общем-то далеким от реальности и мифологизированным, ожиданиям. Если же подобные элементы пропаганды было невозможно проигнорировать, их трактовали так: «Американцы все врут, это не может быть правдой». А если пропагандистская картина соответствовала сербским ожиданиям, ее воспринимали как дополнительное подтверждение своего (позитивного) образа России, «потому что даже американцы это признают». Поэтому представления о русских в сознании обычного серба сегодня очень похожи на образ России, который нам преподносят в голливудских фильмах. И хотя этот образ в своей основе создан негативным, сербы восприняли его в неизменном виде как подтверждение своих позитивных представлений о России.

Понимание позитивного отношения сербского народа к России может заложить фундамент для формирования реальной мягкой силы России на Балканах и в Европе

Это привело к интересным последствиям для сербской медиа-сферы. Прежде всего, выяснилось, что в Сербии невозможно успешно заниматься антироссийской пропагандой. Совершенно невозможно. Если вы будете представлять Россию в негативном свете, то сербы вас или не будут читать и слушать, или априори будут предполагать, что вы лжете, или же они воспримут преподносимый вами образ как позитивный и скажут, что «так и должно быть». Это заставило западные СМИ в Сербии изменить стратегию. И хотя речь по-прежнему идет о тех же западных, либеральных СМИ, которые в других частях Европы выступают все с тех же позиций и несут те же ценности, в Сербии они вынуждены предлагать пророссийские материалы или хотя бы те материалы, которые сербская аудитория воспримет как пророссийские. Эти СМИ вынуждены это делать, потому что иначе их просто никто не будет читать.

И действительно, если вы посмотрите на то, как сербские СМИ пишут о сирийском кризисе, об Украине, вы увидите, что это самые объективные и самые сбалансированные тексты из всех, которые можно найти в иностранной прессе. Отчасти это следствие того, что сербские граждане следят за этими событиями и весьма хорошо о них информированы, поэтому не склонны прислушиваться к однобокой пропаганде. Но чтобы прозападные СМИ вообще получили шанс донести до сербов какие-то антироссийские мнения, которые обычны для СМИ Болгарии, Чехии, Словакии или Франции, им прежде приходится «вбрасывать» немало пророссийских материалов и таким образом получать доверие и кредит терпения от аудитории.

«Мы не можем помешать людям контактировать с Россией»

Я приведу вам только один пример. На титульной странице нашего самого прозападного медиа-портала Б92 несколько дней назад был опубликован текст под заголовком «Пять российских ракет может полностью уничтожить восточное побережье США». Если бы это появилось в какой-нибудь газете в Америке, читатели, несомненно, восприняли бы эти слова как угрозу. Но типичная сербская реакция такая: «Какие эти русские молодцы, какие у них отличные ракеты!» Вот так реагируют сербы. И это то, что мы называем мягкой силой. Я часто слышу от россиян, насколько России нужна мягкая сила. Но поймите, что мягкая сила — это не пропаганда. Если вы потратили миллионы, чтобы какие-нибудь газеты повторяли за вами все, что вы говорите, это не мягкая сила — это обычная сила, это насилие. И любой, кто слушает или читает это, ощутит этот насилие.

Мягкая сила — это когда смотришь фильм о каком-нибудь американском бедняке, который спит в трейлере где-то под Лос-Анджелесом, ездит на огромном автомобиле 30-летней давности и играет в баскетбол на забетонированной площадке, и думаешь, «как хорошо живут в Америке, какая там свобода». Это мягкая сила, и именно такая мягкая сила имеется в распоряжении России в Сербии.

Что бы Россия ни делала, сколько бы на нее ни нападали, сербская общественность всегда реагирует, сводя на нет все нападки и выставляя ситуацию в наиболее благоприятном для России свете. И в это свое положение в сербском общественном сознании Россия не вложила ни рубля, а вот Америка, сама того не желая, помогла ей миллионами долларов. В этом смысле отношение сербской общественности к России уникально, потому что такого «кредита» у России нет ни в одной другой стране. Но этим фактором Россия пренебрегает и совсем не уделяет ему того внимания, которое следовало бы, хотя речь идет о чрезвычайно интересном феномене, который может послужить образцом для понимания и постепенного формирования российской мягкой силы в других странах Европы. Спасибо!

Популярные комментарии
Sol_Invictus
12
За что стоит хорошо относиться к сербам - все наши "союзники" и "друзья", кто жил за счет России, в случае беды всегда были против нас - как "Братья" болгары, в каждой войне выходящие против России, или такие "союзники" как Англия или Франция (с такими друзьями врагов не нужно). И только сербы в начале второй мировой повели себя иначе. Там правительство сговорилось с Гитлером и встало на сторону Германии. Когда сербы об этом узнали они свергли правительство и Германии пришлось входить в Сербию с боем. Конечно они победили и много сербов погибло, но на какое то время это немцев задержало, как и их нападение на СССР как следствие. Вот такие вот события и являются знаковыми для меня в отношении к той или иной нации.
Обсуждение
Комментариев: 32
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Ivandos
18 ноября 2016, 00:43
Интересная статья. Действительно, Россия пренебрегает "мягкой силой", которой могла влиять на другие страны. Что от того, что мы 20 лет субсидировали Украину газом? Сейчас, украинцы этого не помнят, считая Россию, а не США агрессором, виноватой во всех их бедах. Все восточноевропейцы считают нас оккупантами, хотя жили лучше чем советские люди, и большинство лучше, чем живут сейчас. Даже азиаты, которые до СССР были почти дикарями, испытывают мало симпатии к русским, которые вытащили их из средневековья, заглядывая в рот китайцам, которым нужен лишь их рынок сбыта и ископаемые. Мы не умеем себя позиционировать. Эта проблема нашего народа. Все симпатии к нашей стране это литература и музыка 19 века, которую знают лишь интеллегенты (3% населения) и еще Гагарин (еще 3%). Был Ленин, была победа в 2мв, но эти девиденты мы растеряли. Сейчас у Путина есть исторический шанс, в связи с тупой политикой Штатов, ее неудачными военными авантюрами и кризисом либералов, которыми мы можем воспользоваться. Но для этого, в первую очередь, нужно отмыть репутацию коррупционной страны на нефтяной игле, в которой собственный народ грабит олигархия и начать что-то производить, кроме оружия.
Акститесь Дурни
18 ноября 2016, 07:07
Ivandos, по поводу восточноевропейцев ссылаешься на масс медии, а там очень не верная позиция озвучена(с точки зрения формирования внутреннего общественного мнения она в правильном русле, но она до такой степени глупая), восточноевропейцам все равно было как они живут внутри блока, их больше всего волновало то, что западноевропейцы живут лучше чем они и это в итоги и повлияло на дальнейший их выбор и ход истории в целом
Ivandos
18 ноября 2016, 08:39
se4a888, я говорю не о том, что думали тогда (мы тоже сначала все поддерживали перестройку и хотели демократию с западной жизнью), а как они относятся к России сейчас. Что было совсем не плохо в Варшавском блоке, помнит только старшее поколение, молодежь запрагандирована на негатив. Нужно работать над этим (пока есть только RT, но этого явно не достаточно).
чудь вычегодская
18 ноября 2016, 10:47
Ivandos, насчет Средней Азии ошибаетесь. У них довольно древняя культура государственности и в своё время сушествовала довольно высокая культура. Тут дело в другом, на уровне психологии. Это и Украины касается. Когда человек получает что-то даром, не заработав, он испытывает неприязнь к подарившему. Это унижает человека. Хочешь помочь человеку деньгами? Сделай так, чтоб он их заработал. Или докажи ему, что он их заслужил. И в Средней Азии мы строили конечно, но не то, что им действительно было нужно и понятно, а то, что было нужно Империи. Потому с падением Империи всё построенное было заброшено и выплеснулось столько ненависти.
Opolion
18 ноября 2016, 11:28
Ivandos, А по моему - все проще! Либо - брат, либо - сосед! Сербия - братья, потому так близки наши души. Белорусы - братья, родные. Украинцы - братья, тоже родные, потому так больно ЧТО происходит у них.
h
hermes
18 ноября 2016, 00:43
- Наш человек! - Или!
A
Anarh
18 ноября 2016, 00:58
реально по ржал. Подняли настроение))
Э
ЭР
18 ноября 2016, 01:04
...наша пятая колонна в ЕС...
Strannik21
18 ноября 2016, 02:04
О-очень интересная ситуация. А почему у меня такая внутренняя любовь к Сербии? Думаю, что из-за песен, которые слушал в детстве. Там что-то было про то, что мы сербов в обиду не дадим...
Вундер-вафля
18 ноября 2016, 10:07
Strannik21, а я их просто люблю... все, как автор сказал.)
n
nemo
18 ноября 2016, 06:48
"На небе – Бог, а на земле – Россия!" - Так издавна шептали и кричали, Все, кто защиты высших сил просили В надежде утолить свои печали… Лихая выпала стране судьбина: "На небе – Бог, а на земле – Россия!" Но, как Господь, мощна и триедина Великомученица и мессия. В пожарищах, набегах и стихиях Не оскудела разумом и сердцем. "На небе – Бог, а на земле – Россия!" - Поныне крепок дух единоверцев. И впредь наёмники надменных гербов, Чтоб не метаться яростно в бессильи, Пусть вспоминают чаще мудрость сербов: "На небе – Бог, а на земле – Россия!"
intolerambler
18 ноября 2016, 07:56
Re: Сербия, находится на вечной границе гражданской войны. Закон об иностранных агентах Вам в помощь.
иван иваныч
18 ноября 2016, 08:11
Ну не знаю, почему то последние лет 10 мне вообще безразлично что о нас думают "братушки". Считаю что предоставлять им какие то преференции бессмысленно. Прежде надо в свою страну вкладывать в свой народ, в его благосостояние Как говорится "умерла - так умерла"(все эти болгары, западные украинцы и иже с ними- пусть америкосы с западноевропейцами на своем горбу их тащат).
S
Sunix
18 ноября 2016, 13:53
иван иваныч, не все братушки одинаково полезны всё же надо отличать болгар, западных украинцев от сербов, которых мы не тащили, не тащим, а те и не просят, но всё равно большинством за нас
m
mancho
18 ноября 2016, 08:16
Я сужу об этой взаимной любви по собственным впечатлениям. Я в Сербии жил. То, что здесь приводится в качестве аргументации взаимоприязни, и справедливо в чем-то, и смешно. Менталитет и впрямь близкий, американцы с Голливудом еще рядом не стояли, когда это было проверено...www.proza.ru/2015/11/23/520
m
mancho
18 ноября 2016, 08:17
И еще: www.proza.ru/2015/07/22/412
гогиандр
18 ноября 2016, 08:23
так и не понял, это что ли мягкая сила сербов была или грантоеды поднимают-таки головы на балканах
Венеаминен
18 ноября 2016, 08:39
"...В этих голливудских плохих парнях сербы узнали себя. Эти герои вообще больше походили на сербов, чем на русских: они были шумными, непосредственными, всегда готовыми к драке. Эта картина была очень привлекательна для сербского менталитета, и сербам нравились эти плохие ребята, что дало старт особенному механизму нейтрализации американской антироссийской пропаганды в Сербии." — весьма занятно и лестно). "...И хотя речь по-прежнему идет о тех же западных, либеральных СМИ, которые в других частях Европы выступают все с тех же позиций и несут те же ценности, в Сербии они вынуждены предлагать пророссийские материалы или хотя бы те материалы, которые сербская аудитория воспримет как пророссийские. Эти СМИ вынуждены это делать, потому что иначе их просто никто не будет читать." — заставляет задуматься. Властный и имущий слой в России жадно глядит на Запад: оттуда и АЙфоны их и дщери возлюбленные и сынки их там учатся и живут, там, на неведомых счетах следы невиданных богатств, оттуда везут всё вкусное, быстрое, мягкое и, собственно, жить хочется так, как живут "там"! Но для внутреннего, российского потребления они же заявляют: "православие, скрепы, Отечество". — что-то схожее есть, не так ли?
Sol_Invictus
18 ноября 2016, 08:43
За что стоит хорошо относиться к сербам - все наши "союзники" и "друзья", кто жил за счет России, в случае беды всегда были против нас - как "Братья" болгары, в каждой войне выходящие против России, или такие "союзники" как Англия или Франция (с такими друзьями врагов не нужно). И только сербы в начале второй мировой повели себя иначе. Там правительство сговорилось с Гитлером и встало на сторону Германии. Когда сербы об этом узнали они свергли правительство и Германии пришлось входить в Сербию с боем. Конечно они победили и много сербов погибло, но на какое то время это немцев задержало, как и их нападение на СССР как следствие. Вот такие вот события и являются знаковыми для меня в отношении к той или иной нации.
m
mrachnyi37
18 ноября 2016, 09:15
Неглупый мужик. Привёл тонны причин сербского феномена. Забыл всего лишь о двух,которых достаточно для меня. Славяне. Православные.
J5
Jackson 57.5
18 ноября 2016, 12:46
mrachnyi37, Увы, этого не всегда хватает. Вот хохлы, ну кроме западных - тоже, вроде, и славяне, и в большинстве православные. Однако ж что мы видим? А вот фигу большей частью...
S
Star_k
18 ноября 2016, 09:53
Интересная мысль. Сербы и мы во многом похожи.
Colorado
18 ноября 2016, 10:02
мдя...плохие парни-хорошие русские))) - 70C Ад замерз. Русские ругаются "че-то холодает, сука"))
agronom
18 ноября 2016, 10:52
Отношение к сербам как к братьям на генетическом уровне никогда не общался ни с одним сербом , а в любой ситуации спорт или иное всегда на их стороне.
aist99
18 ноября 2016, 11:10
Россия недостаточно уделяет внимания Сербии? Смотрю я на описываемый "феномен" и делаю вывод, что Россия всё правильно делает.
Sylpheed
18 ноября 2016, 12:00
Ничего не имею против смысла, но, ребят, что за перевод, столько слов паразитов... Читать сложно, так обычно Прибалтика пишет, вода, вода, брызги... пузыри.. "находится на вечной границе гражданской войны, поскольку в обществе существует столько идеологических разногласий, которые настолько обострились, что дело, видимо, идет к открытому конфликту." - ну что это за ватакаталово и так весь текст...
Evgeniy71
18 ноября 2016, 12:20
Надо быть, а не казаться! Будет и "мягкая сила", а иначе будет просто распил бабок! В США реально была свобода, какой не было нигде, но подвяла! И сейчас сколько они ни вкладывают в борьбу с РТ - только в пустоту уходит, т.к. сейчас права Россия!
Б
БЧ2
18 ноября 2016, 12:46
"в Сербии они вынуждены предлагать пророссийские материалы или хотя бы те материалы, которые сербская аудитория воспримет как пророссийские." Что за дела ? Где в европейской стране свобода вра... то есть свобода слова ? Какая низость - заставлять западные СМИ говорить хоть часть правды !
C
Chucha
18 ноября 2016, 13:31
то ли похвалили, то ли поругали, двойственное впечатление
M
Marabu
18 ноября 2016, 15:06
"Но этим фактором Россия пренебрегает и совсем не уделяет ему того внимания.." Ну ясно, дайте денег, дайте газпописят и все прочее.
А
Антибуш
18 ноября 2016, 16:01
Просит деньги, я так понял автора
bg70202
18 ноября 2016, 16:52
Все, правильно ведь "гены пальцем не сотрешь". Поэтому в отличии от наших "соседей", которые возомнили себя прародителями цивилизации, их история будет им же в помощь, а не наоборот.
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем