Белоруссия (или Беларусь) — забытая диктатура Европы. Всего в нескольких часах на самолете от нас люди живут в бедности и под гнетом политических репрессий. У страны нет выхода к Балтийскому морю, но ее все же следует считать частью Балтийского региона с окрестностями. И происходящее в Белоруссии потенциально способно повлиять на развитие всего региона.
Белоруссия расположена в стратегически важном месте, она граничит с Россией и вклинивается в ЕС и НАТО.
От белорусской границы до Киева на Украине — менее 15 миль.
До российской Калининградской области — чуть более 20 миль.
До польской Варшавы — едва ли 25 миль.
А от белорусского Гродно до Висбю — 56 миль.
В статье для SvD в 2012 году я писал: «Есть основания опасаться, что Белоруссия станет одним из основных источников напряженность вблизи ЕС. Отсутствие свободы в Белоруссии — источник нестабильности в самом сердце Европы. Ключевой вопрос заключается в том, что в военном сознании России Белоруссия видится как составная часть российской системы обороны, и в действительности так оно и есть. И речь не только о противовоздушной обороне».
В статье я указывал, что Россия вряд ли жаждет наблюдать в этой стране серьезные перемены, а также поднимал вопрос о том, как отнеслась бы Россия к демократической Белоруссии, перенаправленной в сторону организаций европейского сотрудничества. Потребовалась бы стратегия действий ЕС в период белорусского освобождения. Белоруссия, в которой власти могли быть опрокинуты народными протестами и стремлениями к демократии по западному образцу, для России стала бы неудобоварима, особенно учитывая, какое этой стране придается значение, и не только в военной области.
В Минске то и дело случаются протесты против режима, и он отвечает арестами оппозиционеров. В настоящее время люди митингуют против намерения властей обложить налогом всех, кто не работает полный рабочий день, — своего рода штрафом за отсутствие занятости. Александр Лукашенко недавно прокомментировал, что «в Белоруссии Майдана не будет».
Но в России проводят параллели с Украиной и предостерегают о вероятном свержении нынешних белорусских властей, что может быть сделано при поддержке сил из-за рубежа. Одна из основных целей России — предотвратить новые цветные революции вблизи своих границ, так как они противоречат интересам государства. Готова ли Россия действовать, чтобы бы сохранить Лукашенко у власти или же, напротив, заменить его более податливым главой государства, пока не ясно. Неизвестно и о наличии у Кремля долгосрочных планов в отношении будущего статуса Белоруссии.
Пока в Белоруссии протестуют, появляются данные о масштабных перемещениях войск на территорию Белоруссии в этом году. Объяснение — запланированные на осень военные учения «Запад-2017», которые пройдут в том числе и на белорусской земле. Если информация о масштабе перемещений подтвердится, «Запад-2017» определенно превзойдет учения всех предыдущих лет. Само обнародование конкретных цифр в связи с транспортировками по железной дороге может оказаться способом повлиять на белорусский режим и сделать его сговорчивее.
Россия со своей стороны утверждает, что ее действия, такие как военные учения и укрепление западных рубежей, — это лишь ответ на то, что Россия называет наращиванием сил НАТО на Балтике. Но остальной мир настроен по отношению к «Западу-2017» весьма серьезно. Например, президент Литвы Даля Грибаускайте (Dalia Grybauskaite) предупреждает о возможной войне: «Мы видим, что угрозы разные, они возрастают, мы с беспокойством ожидаем учений „Запад-2017", во время которых концентрируются очень многочисленные и агрессивные силы (у наших границ), идет демонстративная подготовка к войне с Западом». Эту цитату стоит внимательно перечитать.
Кроме того, значительное и расширенное российское военное присутствие в Белоруссии нарушило бы баланс сил в регионе. Область соприкосновения территорий России и НАТО стала бы больше. Россия переместила бы вооружения ближе к границам ЕС и НАТО. Это не просто превратило бы Белоруссию в буферную зону между Россией и НАТО, но и усилило бы российские возможности воздействия на ближайшие к ней страны. Время оповещения о тревоге стало бы короче, ведь войска оказались бы вплотную к Украине, Польше и Литве.
Как подчеркивает президент Литвы, к «Западу» следует отнестись со всей серьезностью — как из-за риска ошибок или непреднамеренной эскалации в ходе самих учений, так и из-за того, что эти учения ясно демонстрируют стремление Кремля проводить маневры на западном направлении. Вдобавок, нет никакой уверенности относительно будущего Белоруссии.
То, что у Лукашенко открыто заявил, что российское военное присутствие — не оккупация Белоруссии, а войска после учений покинут страну, не умаляет необходимости внимательно следить за ситуацией.
Стен Толгфорс — министр торговли Швеции в 2006-2007 годах и министр обороны в 2007-2012 годах. Автор книги «Швеция в НАТО» (2016).