Ближний Восток стоит на пороге кардинальных перемен после арабо-исламо-американского саммита, прошедшего в Эр-Рияде. Эта встреча изменила фокус видения арабских региональных проблем, делая Иран общим врагом Саудовской Аравии и США и источником терроризма, для противостояния которому миру необходимо объединиться. В ходе саммита президент США Дональд Трамп встретился с лидерами целого ряда мусульманских государств.
Участники арабо-исламо-американского саммита приветствовали предложение о формировании резервного воинского контингента, численность которого составит 34 тысячи военнослужащих, для поддержки антитеррористических операций в Ираке и Сирии, в которых Иран обладает большим влиянием. Об этом говорится в заключительном документе принятом по итогам международной встречи в Эр-Рияде.
Иранский терроризм и поставки вооружения арабским государствам делает сирийскую проблему частью «сделки века», которую Трамп готовится заключить с арабскими государствами.
Религиозная война
Сирийский аналитик Бир Рустам считает, что основной целью исторического визита президента США является создание устойчивых кризисов, которые можно описать как «творческий хаос». Это позволит составить карты «нового Ближнего Востока» в соответствии с политическими интересами США.
Он пояснил, что для перерисовки карт, распределения ролей и влияния необходимо создавать кризисы, войны и хаос, сохраняя при этом поток нефти, идущий с востока на запад.
Что касается последствий этого визита для Сирии, то Рустам заявил, что американцы спешат связать экономику Саудовской Аравии с экономикой США. После этого они намерены убедить саудовцев в том, что присутствие американских войск на границе Ирака и Иордании в зоне «шиитского полумесяца» будет гарантировать защиту от любой угрозы со стороны Ирана и обеспечивать безопасность поставок саудовской нефти к Средиземному морю. Таким образом, США получили одобрение Саудовской Аравии и стран Залива на создание собственной сферы влияния на севере и востоке Сирии. Саудовская Аравия и страны Залива финансируют американских военных и военные операции. Кроме того, они заключают многомиллиардные военные сделки. Сумма последней, например, превышает сто миллиардов долларов.
Рустам отметил, что целью визита было получение денег от Саудовской Аравии и стран Персидского залива, которых можно было добиться, сделав из Ирана «Бугимена» в глазах этих стран. А также показать способность Запада приструнить Иран. США стремится изменить направление конфликта в регионе с арабо-израильского на суннитско-шиитский, чтобы таким образом вновь возобновить конфликты, кризисы и войны в регионе, но уже в другом идеологическом ключе. Религиозное противостояние заменяет противостояние двух наций. Конфликт палестинцев и израильтян больше не является центральным в регионе, поэтому возникает потребность отыскать что-то иное. Этим стало многовековое религиозное противостояние шиитов и суннитов, как американцы и хотели, но это происходит счет обеспечения безопасности, мира и свободы народов Ближнего Востока со всеми его национальными и религиозными особенностями.
Голова Башара Асада
Сирийский исследователь Сулейман Юсуф не исключил, что голова Башара Асад будет ценой экономической «сделки века» между Трампом и Саудовской Аравией, потому как лидеры стран Залива связывают феномен терроризма в Сирии и в регионе с нынешним сирийским режимом, который поддерживается Ираном.
В своем заявлении для газеты Al Ahram Al Arabi он пояснил, что судьба сирийского режима и будущее Башара Асада будет определено после уничтожения ИГИЛ (запрещено в РФ — прим. пер.) в Сирии и Ираке. Политическое урегулирование в Сирии невозможно до тех пор, пока не будет уничтожен ИГИЛ. Он отметил, что после избавления от ИГИЛ начнется обратный отсчет в жизни сирийского режима, в том смысле, что США и ее союзники не согласятся оставить Башара Асада у власти при любом политическом решении сирийского кризиса.
Трамп рассчитывал усилить военное присутствие США в Сирии в ближайшие недели, чтобы ускорить уничтожение ИГИЛ, а также усилить свою роль в любом политическом решении сирийского кризиса, подчеркнув, что США не будет выводить свои войска из Сирии, пока Башар Асад находится у власти. И Трамп выполнит свое обещание, данное королю Саудовской Аравии.
Золотая возможность
Ливанский исследователь Фади Акаум считает, что политическая сцена в Сирии после саммита в Эр-Рияде не будет такой, как раньше. Произойдет много серьезных изменений, и среди первых будет работа по снижению количества зон противостояния и иранского присутствия. Лидер партии «Хезболла» Хасан Насралла дал понять, что его партия выйдет из Сирии после успешного выполнения своей задачи. Это заявление указывает на попытку партии отмежеваться от Ирана, чтобы избежать последствий.
В итоговом коммюнике, опубликованном после арабо-исламо-американского саммита в Эр-Рияде, сообщается о принятии чёткой позиции по отношению к Ирану, призванной остановить распространение терроризма в мире под угрозой будущих санкций для Тегерана. Но наиболее важный момент в заявлении заключается в формировании военного контингента для вмешательства в Сирию и Ирак.
По мнению исследователя, существует золотая возможность одновременно избавиться от двух проблем: терроризма и Ирана. Он отметил, что происходящее на политической сцене соответствует планам военных действий. Особенно, что касается создания зон безопасности, где должна быть размещена нейтральная военная сила, чтобы отделить сирийские правительственные войска и остальные оппозиционные силы, которые останутся в Сирии после завершения борьбы с ИГИЛ.
Рассуждая о возможности введения новых санкций в отношении Ирана, Акум говорит, что доказательства для их введения будут строиться на основе штурма дипломатических зданий Саудовской Аравии в Иране, испытании баллистических ракет и отправке боевиков и оружия в Сирию и Ирак, что запрещено международными соглашениями. Имеются неопровержимые доказательства относительно тысячи боевиков, которых Иран направил из Ирака, Ливана, Афганистана и Пакистана для ведения военных действий в Сирии.
Москва затрудняет сделку
Иорданский аналитик Мишель Ханна считает, что Сирия не падет жертвой экономического соглашения между Трампом и Саудовской Аравии из-за роли России, которая будет противостоять любому вмешательству США.
Он заявил, что Вашингтон сыграл важную роль в борьбе против хуситов в Йемене. Соединенные Штаты предоставляли Саудовской Аравии разведывательную информацию и инструкции, чтобы помочь Королевству добиться военной победы, в которой крайне нуждался заместитель наследного принца Саудовской Аравии и министр обороны, стоящий за огромной оружейной сделкой с США (имеется ввиду Мухаммед ибн Салман — прим. ред.). Ему нужна победа, чтобы укрепить свой имидж в качестве Наполеона современности.
Негласное разделение
Египетский исследователь международных отношений Анас Аль-Кассас считает, что Сирия остается открытой ареной для длительного конфликта, который не будет завершен так легко, говоря, что в интересах всех сил оставить Сирию единой.
Что касается России, то США показывают ей свою силу через Израиль, предоставляя ему истребители последнего поколения F-35, которые российская система S-400 не может распознать. Эти самолеты способны обходить современные российские системы ПВО, пытаясь ограничить российское присутствие в Сирии. Кроме того, НАТО с территории Турции и Восточного Средиземноморья будет использовать все свои возможности для того, чтобы противостоять российским воздушным силам.
Непростой союз
Иракский исследователь Мохаммед Хагани, считает, что сирийская проблема, возможно, изменится в будущем в свете нового американского подхода, который подразумевает борьбу исламского союза с терроризмом в регионе при участии США в качестве союзника Саудовской Аравии.
Хагани в своем заявлении для газеты Al Ahram сообщил, что война с иранским терроризмом будет включать в себя, в первую очередь, Ирак, Сирию и Йемен, потому что Иран имеет серьезное влияние в этих странах. Однако союзникам будет сложно прийти к согласию в свете непростых отношений у сторон конфликта. Турция, к примеру, играет активную роль в Сирии, но не ладит с Египтом. Она находится в дружеских отношениях с Саудовской Аравией, но ее интересы отличаются от интересов Королевства. Все это в настоящее время приводит к атмосфере политического напряжения. А тем временем Иран — единственный, кто пострадал из-за этих стремительно развивающихся событий после переизбрания Роухани. США бросили вызов Ирану, обвинив его в поддержке терроризма в Сирии, Ираке, Йемене и Ливане.
Также Хагани отметил, что все это может измениться после первого «теста». Сирия может стать первой страной, в которой произойдет политическое урегулирование благодаря совместным усилиям России, Турции и Ирана.