Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Преторианская гвардия Кремля

© РИА Новости Илья Питалев / Перейти в фотобанкВоеннослужащие Росгвардии на совместной тренировке пеших парадных расчетов войск Московского гарнизона
Военнослужащие Росгвардии на совместной тренировке пеших парадных расчетов войск Московского гарнизона
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Старший научный сотрудник Упсальского университета рассуждает, как Кремль готовится к потенциальной цветной революции в России. Сам Путин и его приближенные уверены, что они и есть Россия, поэтому они усиливают личную безопасность. Прошлогоднее решение Кремля создать Национальную гвардию может иметь большие последствия. Главное, чтобы не вышло как с римскими преторианцами.

Прошлогоднее решение Кремля создать Национальную гвардию России стало самым масштабной и потенциально имеющей наиболее значительные последствия реформой правоохранительных органов страны за последние десять лет. Майский указ также позволяет отдать вооруженные силы под командование новой Национальной гвардии, численность которой в настоящее время по оценкам превосходит численность сухопутных войск российской армии. Старший научный сотрудник Упсальского университета Игорь Торбаков объясняет, как Кремль готовится к потенциальной «цветной» революции в России.


По мере углубления кризиса в отношениях между Россией и Западом Кремль оценивает угрозы с гораздо большей тревогой. В то же время, крайне персонализованный политический режим, подкрепленный 17-летним правлением президента Путина, подталкивает стратегов Кремля напрямую идентифицировать российские национальные интересы с интересами верховного лидера страны. Растущий авторитаризм и отношение к угрозам, сформированные как внешним давлением, так и призраками вероятных внутренних беспорядков, стоят за решением об основательном пересмотре устройства разрастающихся российских правоохранительных структур и аппарата безопасности.


«Западные политики не понимают сущности России и ее основополагающих принципов», — посетовал Вячеслав Володин, заместитель начальника штаба Путина, во время своего выступления на одном из закрытых заседаний Клуба «Валдай» — дискуссионной площадки, на которой в конце октября встречаются ведущие российский политики и западные лидеры общественного мнения. Дело в том, что российский народ воспринимает критику Запада в отношении президента как критику их страны. Володин подытожил свое выступление предложением, на вид нелепым: «Если есть Путин, есть Россия. Нет Путина — нет России».


Каким бы смешным ни казалось это заявление, было бы неразумно просто отмахнуться от него как от несуразной попытки кремлевского придворного угодить своему боссу. Похоже, что политическое воображение Володина, рисующее Путина как физическое воплощение России, разделяют широкие слои российской политической элиты. Более того, кажется, его разделяет и сам президент Путин, который стал видеть свою судьбу тесно переплетенной с судьбой России.


Однако такая точка зрения неизбежно размывает границы между национальной безопасностью России и безопасностью ее лидера. В России связь между защитой общественного блага и сохранением нынешнего политического режима и лица, возглавляющего его, стала зловеще неясной с того момента, как Кремль решил создать Российскую национальную гвардию.


5 апреля 2016 года президент Путин подписал указ № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации». В соответствии с президентским указом, постановлено «преобразовать внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации в войска национальной гвардии, которые будут входить в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации». Другим указом, подписанным в тот же день, Путин назначил Виктора Золотова директором Федеральной службы войск национальной гвардии и главнокомандующим войсками национальной гвардии, которые буду отчитываться непосредственно перед ним.


Навскидку все эти передвижения показались лишь обычной реорганизацией. Но по факту это стало самой масштабной и потенциально влекущей за собой серьезные последствия реформой правоохранительных органов России за последние десять лет. Было предпринято гораздо больше, чем эти два декрета, на которые в первую очередь падает взгляд. Во-первых, с ее 170 тысячами бывших бойцов Министерства внутренних дел, усиленными подразделениями ОМОНа, спецназа и служб безопасности, недавно сформированная Национальная гвардия представляет собой отдельную армию, живущую по собственным законам.


Во-вторых, назначение генерала Золотова главнокомандующим очень показательно. Золотов был телохранителем Путина, а затем много лет служил главой Службы безопасности президента, подразделения Федеральной службы охраны (ФСО). Тот факт, что его сняли с этой позиции и сделали главнокомандующим войсками Министерства внутренних дел в 2013 году, указывает, что амбициозная реформа правоохранительных органов готовилась уже давно.


Под командованием Золотова войска Министерства внутренних дел пережили тщательную реконструкцию: с 2013 года число служащих по контракту резко возросло, а число призывников было снижено до 10%. Это значит, что на момент своего создания Национальная гвардия была самой профессиональной военной структурой страны, чьи силы примерно были сопоставимы с сухопутными войсками России, а войска расположены во всех семи военных округах.


Наконец, очень символично, что новая грозная служба безопасности возглавляется бывшим телохранителем. Российские комментаторы подчеркнули разницу в методах обучения и работы с другими силовиками России (военным командованием, полицейскими офицерами и шпионами) и членами службы безопасности высшего руководства. В то время как первых обучали защищать государство, и предполагается, что они ориентируются на национальные интересы, последние сосредоточены исключительно на физической безопасности человека, которого их назначили охранять. С созданием Национальной гвардии построение путинской «вертикали безопасности», похоже, завершено. Вдобавок к ФСО, российский президент теперь может опереться на устрашающую военную машину, возглавляемую человеком, который безусловно верен ему.


В конце мая командование Росгвардии сообщило, что численность ее военнослужащих в два раза выше, чем у бывших войск Министерства внутренних дел. Согласно оценке Александра Гольца, уважаемого московского военного аналитика, это значит, что ее общая мощь сейчас составляет примерно 360-380 тысяч человек, что намного превосходит размеры сухопутных войск страны.


Параллельно с этим объявлением был издан еще один указ, согласно которому «соединения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, иные воинские формирования и органы могут быть переданы в оперативное подчинение командующего округом [Национальной гвардии] для выполнения задач, возложенных на войска национальной гвардии».


Результат этого значительного шага предельно ясен: если понадобится, Национальная гвардия будет усилена подразделениями вооруженных сил. Примечательно, что если это когда-либо произойдет, то последние будут подчиняться первой.


После того как этот указ был опубликован в «Независимом военном обозрении» 26 мая, за ним последовала обширная программная статья, написанная Юрием Балуевским, бывшим начальником генерального штаба и нынешним главным помощником генерала Золотова. Это примечательный документ, в котором недвусмысленно объясняется, почему руководство России решило создать Росгвардию. Генерал Балуевский начал свое откровение с заявления, что «целью войн в XXI веке будет не захват территорий, а подчинение государственного аппарата и формирование системы внешнего управления проживающими на этих территориях народами». Затем он мрачно заметил, что «в конце XX — начале XXI столетия произошло более 30 цветных революций. Ничего хорошего они не принесли народам тех стран, которые подверглись чудовищным экспериментам заокеанских стратегов».


Далее Балуевский указал, что западные военные планировщики считают разжигание внутренних ненасильственных протестов на территории врага легитимным способом ведения войны. «Если это так, — рассуждает он, — то и защищаться от массовых беспорядков на улицах наших городов тоже надо в терминах войны. Государственный переворот в Киеве [в феврале 2014 года], конечно, стал одним из доводов в пользу создания в России войск Национальной гвардии… Появление войск Нацгвардии — это ответ на брошенный нашему обществу вызов, на угрозу применения технологий так называемого ненасильственного сопротивления, которое все-таки точнее называть цветной революцией».


С изумительной прямотой генерал Балуевский заявил, что конечная цель создания Росгвардии — подавлять внутренние беспорядки. «Многовековая история доказала, что извне Россию не победить, — говорит он, — Основные угрозы России могут находиться не вне ее, а внутри. Мы должны быть готовы не допустить угроз изнутри».


Может показаться, что при создании Национальной гвардии лидер Кремля выдернул лист из учебника истории древнего Рима. В период Империи Преторианская гвардия (cohortes praetoriae) представляла собой элитную силу, защищавшую императора. В преддверии потенциально турбулентного избирательного цикла в 2018 году президент Путин, похоже, решил не рисковать. Однако, если судить по истории, кремлевский «император», возможно, совершил ошибочный шаг: в имперском Риме ряд императоров были убиты при участии Преторианской гвардии. Такова была ирония судьбы в истории древнего Рима: сущность, созданная специально для того, чтобы защищать личность императора, становилась для него главной помехой.

 

Игорь Торбаков — старший научный сотрудник Упсальского университета и Шведского института иностранных дел в Стокгольме.

Популярные комментарии
as99
10
///...решение Кремля создать Национальную гвардию может иметь большие последствия. Главное, чтобы не вышло как с римскими преторианцами. Главное, чтобы не вышло как у Каддафи в Ливии: нет ни Каддафи, ни Ливии.
M
Mich2
14
С изумительной прямотой генерал Балуевский заявил, что конечная цель создания Росгвардии — подавлять внутренние беспорядки ============================================================================= И что в этом ужасного или даже просто плохого? Особенно, с учетом того, что уважаемый генерал сначала, со столь же изумительной прямотой, явно и ясно указал на наиболее опасную форму этих самых "внутренних" беспорядков - организованные, инспирированные и финансируемые извне беспорядки в виде так называемых "цветных революций", направленных по своей сути в целом и, главное, по своим конечным результатам на удовлетворение корыстных интересов сторонних субъектов - инициаторов "революций", а отнюдь не на улучшение местных нравов и порядков. Кроме того, "изумительная простота" генерала - есть честное предупреждение для желающих поиграть в эти игры о неизбежных последствиях. Что в этом плохого? Что в этом неправильного? Или, по мнению автора статьи, лучше лицемерить и маскировать свои мысли и цели лапшой о "ценностях"? PS Все свои ошибки и успехи мы должны сделать сами без всякого участия любого рода "прогрессоров", пусть даже самых чистых и искренних(ну, вдруг кто-то верит в существование таких:)), не говоря уже о лживых корыстных конкурентах. А для этого совершенно необходимо уметь и мочь защитить себя от разрушительных эксцессов любой природы - хоть внешних, хоть внутренних.
Обсуждение
Комментариев: 48
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
as99
31 августа 2017, 00:57
///...решение Кремля создать Национальную гвардию может иметь большие последствия. Главное, чтобы не вышло как с римскими преторианцами. Главное, чтобы не вышло как у Каддафи в Ливии: нет ни Каддафи, ни Ливии.
Консервативный реакционер
1 сентября 2017, 09:10
as99, информация к размышлению Преториа́нская гва́рдия (преториа́нцы, лат. praetoriani) — личные телохранители императоров Римской империи. Название использовалось cо времен Римской республики, обозначая охрану римских полководцев, существовавшую с 275 года до н. э. Имя преторианцев стало синонимом интриг, заговоров, неверности и убийств, но в двух первых столетиях нашей эры они оказали большую услугу римскому государству. В это время они свергали (или пытались свергнуть) жестоких, слабых и непопулярных императоров, поддерживая только сильных и популярных. Защищая их, они расширяли их власть, сдерживая беспорядки римской толпы и интриги в сенате. Преторианская гвардия даровала империи стабильность, способствовавшую периоду Pax Romana. Источник - неполживая Вики ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F Т.е. минимум 300 лет гвардия обеспечивала безопасность и благополучие Римской Империи. 300 лет - хороший срок, дай Бог наши столько продержатся...
Alex
31 августа 2017, 00:58
Мдя...Всего лишь переименовали ВВ в Росгвардию, а чего раньше не скулили по ВВ?
Консервативный реакционер
31 августа 2017, 05:56
Alex, да нет, там реально много поменяли. Это - не пустое переименование. Иначе бы либерасты и друзья Америки не скулили бы так. Рутин действительно создал механизм, позволяющий ему обоздать майдан в России, сколько бы амеры печенек с Вики Нуланд не присылали.
Стервятник
31 августа 2017, 07:41
Alex, ВВ были малопригодны для выполнения полицейских функций. Поэтому и не скулили.
т
т-34
31 августа 2017, 01:46
"Кремль готовится к потенциальной «цветной» революции в России" - автор выдает желаемое за действительное? А у себя в Швеции не желает революции - цветной, но без кавычек? Чтобы к радужным и другие цвета добавились?
l
liova01
31 августа 2017, 01:49
Надо маленько "пошерудить" в Европах. Там цветных много...
Консервативный реакционер
31 августа 2017, 05:36
liova01, дык Игорек к тому и призывает, просто в завуалированной форме :) P.S. Игорь Тобаков - украинский "историк-аналитик" (так в его био написано - юзайте демократический Гугл, он не солжёт).
M
Mich2
31 августа 2017, 02:15
С изумительной прямотой генерал Балуевский заявил, что конечная цель создания Росгвардии — подавлять внутренние беспорядки ============================================================================= И что в этом ужасного или даже просто плохого? Особенно, с учетом того, что уважаемый генерал сначала, со столь же изумительной прямотой, явно и ясно указал на наиболее опасную форму этих самых "внутренних" беспорядков - организованные, инспирированные и финансируемые извне беспорядки в виде так называемых "цветных революций", направленных по своей сути в целом и, главное, по своим конечным результатам на удовлетворение корыстных интересов сторонних субъектов - инициаторов "революций", а отнюдь не на улучшение местных нравов и порядков. Кроме того, "изумительная простота" генерала - есть честное предупреждение для желающих поиграть в эти игры о неизбежных последствиях. Что в этом плохого? Что в этом неправильного? Или, по мнению автора статьи, лучше лицемерить и маскировать свои мысли и цели лапшой о "ценностях"? PS Все свои ошибки и успехи мы должны сделать сами без всякого участия любого рода "прогрессоров", пусть даже самых чистых и искренних(ну, вдруг кто-то верит в существование таких:)), не говоря уже о лживых корыстных конкурентах. А для этого совершенно необходимо уметь и мочь защитить себя от разрушительных эксцессов любой природы - хоть внешних, хоть внутренних.
m
micra
31 августа 2017, 02:24
Кремль готовится к потенциальной «цветной» революции в России. ----- Что же в этом плохого, в Кремле должны рассматривать любые угрозы которые могут исходить государству. Более того с иностранными агентами и агентами влияния государству давно пора разобраться.
Консервативный реакционер
31 августа 2017, 06:53
micra, как чего плохого?!? Гешефтик не состоится! А поссоны-то рассчитывали...
m
micra
31 августа 2017, 19:46
Консервативный реакционер, Рассчитывали... )))) Пускай рассчитывают на камеру,b длительны срок, надеюсь государство с ними больше играть не будет уж больно сильно оно заигрались
a
anakoshyka
31 августа 2017, 03:11
Нужен лидер из провинции, а не вождь - столичный бездельник. Хотя украинцы выбрали Януковича, а американцы Трампа... Похоже все империи ждет одинаковый конец: - орды варваров, насилующих не успевших сбежать горожан метрополисов.
N9
N 99
31 августа 2017, 03:33
anakoshyka, а что, с неимпериями как-то по другому было?
l
liova01
31 августа 2017, 05:03
anakoshyka, Увы, киевляне изнежены и не смогли защитить себя от толп селюков...
Консервативный реакционер
31 августа 2017, 05:33
anakoshyka, чо? Лидер з провинции? Это кто - Саакашвили, Тягнибок или сразу Дмитро Ярош?
Э
ЭР
31 августа 2017, 07:26
anakoshyka, крепко тебе пиписку отдавили столичные бездельники, даже обидно за безропотного трудягу...
П
Пингвин
31 августа 2017, 08:49
кастрюлька всё пытается доказать,что россиянин)
diolymmyloid
31 августа 2017, 10:06
anakoshyka, Нужен лидер из провинции, ...... ====================== Селюк, что ли? Чи рогуль? Так у вас весь Киев УЖЕ под ними. Им преподавайте.
s
shg200
31 августа 2017, 12:26
"Похоже все империи ждет одинаковый конец: орды варваров, насилующих не успевших сбежать горожан метрополисов." ------------------------------------------------- Твой кастрюленосный народ, anakoshyka, показал изумительный вариант этого правила: толпы варваров собственного производства, насилующие собственную страну.
Консервативный реакционер
31 августа 2017, 05:30
Надеюсь, преторианская гвардия Кремля и Игоря Торбакова пропутит через "мясорубку беспредела и нарушения либеральных прав"...
Серж ЕКВ
31 августа 2017, 05:38
Где такой город или область Упс
b
bathoryov
31 августа 2017, 07:28
Серж ЕКВ, тоже обратил внимание - Главный Университет деревни Гадюкино!(тм)
tozubr
31 августа 2017, 07:56
Серж ЕКВ, это бывшая столица Швеции, а сейчас очень симпатичный научный город недалеко от Стокгольма. В нем два университета и оба мирового уровня
J5
Jackson 57
31 августа 2017, 11:05
tozubr, Так-то да. Но в придачу есть и политические бездельники типа того же Торбакова, и конторки, выпасающие этих уродцев.
Э
ЭР
31 августа 2017, 07:24
...Упс-университет провёл глубочайший изыск и теперь точно знает кто чего хочет в России. Правда в качестве исследователей часто выступает отвергнутый Отечеством человеческий материал...
tozubr
31 августа 2017, 07:53
Путин избран народом напрямую безо всяких выборщиков. Поэтому он и есть - Россия
городок оке
31 августа 2017, 08:24
tozubr, К сожалению, олицетворением России являетесь именно Вы.
tozubr
31 августа 2017, 10:31
городок оке, а вам бы хотелось любимчика госдепа США Навального?
0
0ncnjqybr
31 августа 2017, 08:06
"Володин подытожил свое выступление предложением, на вид нелепым: «Если есть Путин, есть Россия. Нет Путина — нет России»." Володин, в отличие от Тарбакова, показал свою глупость в краткой и афористичной форме.
J5
Jackson 57
31 августа 2017, 11:14
0ncnjqybr, А вот не скажите. В определённый исторический момент это именно так. Для начала вспомните Кутузова и его фразу насчёт армии и Москвы. А здесь я понял сказанное так - после длительного периода развала, когда амеры особо нас не теребили - типа, и так само развалится - в 12-м году они спохватились и со свойственной этой публике бесцеремонностью начали свою войну (да-да, именно войну, по-другому то, что тогда происходило, и не назовёшь...) против России. А любая война, в первую очередь, требует максимального единения народа и объединения его вокруг лидера(лидеров). Собственно, об этом и есть та фраза. И холодно-валютная война не переходит в огненно-ядерную всего лишь из-за возможности немедленной жёсткой ответки.
П
ПетроДворцовый
31 августа 2017, 08:15
Игорёк (это я к автору), в США построено 800 (Восемьсот!) новеньких концлагерей с колючей проволокой ВНУТРЬ и штабелями герметичных пластиковых ГРОБОВ на всю семью. Не подскажете, для кого такие приготовления и кого положат в герметичные пластиковые гробы целыми семьями?
Мехханик
31 августа 2017, 08:52
Я не понял мыслей этого либерала. Нац. гвардия в США - это хорошо, то, что она подавляет внутренние беспорядки-это хорошо, то, что она защищает гос-во от внешнего влияния-тоже хорошо. Но вот в России нац.гвардия-это плохо, и бороться Россия с внешними проявлениями не должна и предотвращать проплаченные революции не может. У автора болезнь мозга под названием: "полюбила я янки, а что делает мой любимый-все хорошо, а кто против моего любимого, тот сволочь"
l
liova01
31 августа 2017, 21:50
Мехханик, Нормальный ход мыслей. В Штатх депортация японцев - нормально, а в СССР депортация немцев - преступление. В одно и тоже, примерно, время.
n
n-tutynin
31 августа 2017, 09:17
Смотрите, как бы у вас не произошли события которые относят к т. н. «Арабской весне».
K
Krimnash
31 августа 2017, 09:30
Володин имел ввиду, что нехрен нас учить, мы и сами знаем кто что из себя представляет, а иностранные пояснения нам нафиг не нужны
a26709042
31 августа 2017, 09:34
а что за Игорек, кстати? что показательно, он никак не опровергает рассуждений про "революции" и т.п. как КО пересказывает и так очевидные вещи
городок оке
31 августа 2017, 09:43
Решения по удержании власти , долговременно продуманные ,принимает не Путин. Обаятельному в разговоре и человеческом общении ВВП ,с отличной реакцией в оценке окружающей психологической обстановки, Бог отказал в личном даре стратегического предвидения и планирования. А тут долговременный учёт всех деталей процесса удержания власти : внесение в конституцию маленького слова п о д р я д ,увеличение срока с 4 до 6 лет, ужесточение законодательства по проведению референдумов , драконовские законы по проведению общественных акций ,полный контроль над федеральными каналами со стороны его имеджимейкеров , образование национальной гвардии , подконтрольной не министерству обороны , а президенту . Это планирование осуществляется силами тех , кто его чиновника , а не политика с идеями, посадил на эту должность в 2000году , кто был и есть власть и которая почувствовала опасность , что её представляет больной пьяница Ельцин. Сейчас для значительной части людей этой власти, прежде всего с англосаксонским вектором ориентации ,опасность представляет уже сам германофил Путин . Они думают ,как поступить. Но и он, уже матёрый и авторитетный политик, взвешивает ситуацию, в случае если они ему предложат идти на 4 срок. Если ОНИ ему предложат, а не «правящая партия» наёмных чиновников ЕР во главе с Медведевым.
К
Кнут
31 августа 2017, 10:18
городок оке, да тут вы правы. Ведь всё таки при всех патриотических рефлексах остаётся главный вопрос - почему до сих пор мы нефть продаём за доллары (когда надо за рубли) и почему ЦБ под властью МВФ? Видать что всё таки ниточка к яйцам привязана. Но это лишь мои подозрения. Да и с оппозицией обыграно всё так, что цветная революция в РФ обернётся судом линча над этими горе-оппозиционерами.
Enfield
31 августа 2017, 11:10
городок оке, полностью согласен, ибо кризис показал народу истинное лицо нашего правительства и экономики. Тут вопрос в другом: действительно пойдет Путин на 4 срок? Если да то будет ли он проводить какие никакие реформы, или будет так же как и ЦБ откровенно молится на то чтобы появились цены на нефть. Если не то кто его реально заменит. Жириновский слишком стар, как и Зюганов. Миронов слишком уныл и неинтересен. Навальный? Ну тут без вопросов, любой здравомыслящий человек его никогда не сделает президентом. В итоге и получается что власть сама загнала себя в угол, ибо реального приемника Путина нигде нет. Хотя кто знает. мне кажется что власть может поступить так же как и в далеком 1999 году, когда непонятно откуда взялся никому неизвестный Путин. Ведь давайте признаем что до октября/ноября упомянутого года об этом Путине мало кто слышал. А тут бац появляется никому неизвестный политик, который тут же начинает делать громогласные заявления о том что "замочит боевиков в сортире" и будет типа как бороться с коррупцией. Естественно он сразу же начинает набирать популярность, естественно люди на него начинают тут же молится ведь он "поднимает Россию с колен" и др. Есть очень большие подозрения что нынешняя власть так и поступит. Непонятно тока одно: как народ отреагирует на очередного поднимателя России с колен если внутренние проблемы будут как и раньше решатся через всем известно место?
К
Кнут
31 августа 2017, 10:12
"Однако, если судить по истории, кремлевский «император», возможно, совершил ошибочный шаг: в имперском Риме ряд императоров были убиты при участии Преторианской гвардии." - ну дык этож в Риме было. Сравнил тоже мне какой-то задрипаный Рим и Великую Стольную Златоглавую Москву ))))
l
liova01
31 августа 2017, 21:52
Кнут, Отцы-Основатели Штатов себя с Римом сравнивали...
К
Капасёв
31 августа 2017, 10:14
Даже сфинктерианская гвардия и та не "за!"
T
Tengu
31 августа 2017, 10:28
В отличии от Римских императоров, Путина поддерживает абсолютное и подавляющее большинство граждан России.
GreyCat
31 августа 2017, 11:08
Игорь Торбаков занимается "анализом". Ничего кроме общих рассуждений о "друзьях Путина" автор не продвинулся. Хотя я что-то не слышал, чтобы первые лица назначали в силовые ведомства своих врагов.
l
liova01
31 августа 2017, 13:20
GreyCat, А что с него взять? Кроме анализов...
GreyCat
31 августа 2017, 15:51
liova01, какие анализы. Сразу на навоз пустить.
H
Hatred
31 августа 2017, 11:11
Ну теперь можно народ на хлеб и воду сажать. Любое недовольство - цветная революция со всеми вытекающими.
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем