В порту Засница на острове Рюген уже складируются трубы. В конце этого года здесь должно начаться строительство «Северного потока — 2». Тот факт, что бывшему канцлеру ФРГ Герхарду Шрёдеру предлагается должность в российском нефтяном концерне Роснефть, вновь обращает внимание общественности на этот второй проект, который как никакой другой связан с именем Шрёдера — и о котором сейчас в Брюсселе идут жаркие споры.
Этот трубопровод должен поставлять в Европу российский газ. Собственником является одна дочка Газпрома, строительство будет осуществляться с финансовым участием двух немецких фирм, а также французских, австрийских и голландских предприятий. Еще будучи канцлером ФРГ, Шрёдер сделал возможным в 2005 году путем государственного поручительства строительство параллельного трубопровода Северный поток и перешел затем в наблюдательный совет консорциума — того консорциума, который хочет сооружать не менее спорный трубопровод «Северный поток — 2».
Атака на энергетический союз?
Этот проект считается весьма взрывоопасным не только из-за работы Шрёдера в Газпроме. Он раскалывает Европейский союз и способствует разладу в большой коалиции. Поэтому в настоящее время неясно, будет ли германское правительство и после выборов в бундестаг столь же яростно как теперь защищать этот проект в Брюсселе, и будет ли этот проект после выборов все еще пользоваться политической поддержкой, как сейчас.
На этом длительном заседании речь шла в первую очередь о правовых вопросах. Но за этим скрывалась принципиальная досада: «Северный поток — 2» рассматривается, особенно Польшей и балтийскими странами, но также и комиссией, как атака на энергетический союз и совместную геополитическую стратегию, состоящую в том, чтобы сократить одностороннюю зависимость Европы от российского газа. На Россию приходится около одной трети импорта газа в Германии и в ЕС.
Еврокомиссия опасается за безопасность энергоснабжения
Еще в июле Еврокомиссия заявила, что будет добиваться от глав государств и правительств мандата на право самой вести переговоры с Россией о принципах эксплуатации «Северного потока — 2». Это является попыткой отвоевать право Европы определять стратегию в энергетической политике, которое немцы, по мнению многих в Брюсселе, подрывают проектом«Северный поток — 2». По аргументации этой комиссии, «Северный поток — 2» позволяет «единственному поставщику» — то есть Газпрому — проще «укрепить свои позиции на газовом рынке ЕС».
Таким образом подвергаются, мол, опасности существующие транспортные пути, например, через Украину. В своем кругу комиссия высказывается еще отчетливее: «Северный поток — 1» и «Северный поток — 2» представляют собой «значительный риск для безопасности энергоснабжения ЕС», — заявил, согласно протоколу, один представитель этой комиссии в Брюсселе в конце июля. Поэтому, мол, необходим отдельный договор ЕС с Россией.
В рабочей группе по энергетике Европейского совета немцы при поддержке Австрии выступили против намерений комиссии, поставив принципиально под сомнение ее компетентность для переговоров с Россией. При этом немцы ссылаются на один анализ юридической службы совета. В качестве основания немецкие представители на заседании рабочей группы приводили аргумент о том, что речь идет об экономическом, а не о политическом проекте. Некоторые в Брюсселе опять же рассматривают немецкий выпад против компетенции комиссии как попытку превратить юридическую службу совета в инструмент для политических целей.
Сама комиссия отвергает сомнения в ее компетенции. «Это не первый случай, когда комиссия добивается такого мандата, — заявила в беседе с Tagesspiegel представитель комиссии по энергетической политике Анна-Кайса Итконен (Anna-Kaisa Itkonen). — Это нормальный процесс. Для этого в договорах имеется правовая основа». Она ссылается на аналогичные переговоры ЕС с Азербайджаном и Туркменистаном в 2011 году, которые эта комиссии также проводила по поручению совета. Кроме того в комиссии ссылаются на то, что в совете хотя и дискутируют о размере мандата, но отнюдь не о компетенции. «Мы хотим получить гарантии, чтобы трубопровод, если «Северный поток — 2» будет строиться, использовался прозрачно и без какой-либо дискриминации, как это предусматривают принципы международного и европейского права», — говорит Итконен.
Выборы в бундестаг могут оказать существенное влияние на проект
У европейских «зеленых» — похожая точка зрения. «Комиссия совершенно права, — считает их председатель Райнхард Бютикофер (Reinhard Bütikofer). — Вопреки мнению господина Габриэля, такой проект не может осуществляться вне правового поля или в правовом поле России. Необходимы переговоры с Российской Федерацией».
Они воспользовались приглашением Шрёдера на работу в Роснефть в качестве повода, чтобы возобновить свою критику. «Северный поток» является политическим проектом, — заявил Брок во вторник в беседе с Tagesspiegel. — Мы должны наконец понять, что энергетическая политика является также политикой безопасности. Ни одно иностранное государственное предприятие не имеет права играть ведущую роль на нашем рынке. Когда пройдут выборы в бундестаг, мы в Германии должны сесть вместе и открыто и честно обсудить это».
Какую поддержку «Северный поток — 2» сможет получить в будущем в Брюсселе, зависит также и от исхода выборов. Ангела Меркель по этому вопросу пока не высказывалась открыто против СДПГ. В любом правительстве без участия СДПГ «Северный поток» может лишиться политической поддержки. А участие в правительстве «зеленых» будет означать, по-видимому, конец этого проекта.