В Соединенных Штатах широко распространены центры стратегических исследований, которые изучают перспективы развития в политической, экономической и военной областях и продвигают свою позицию среди лиц, принимающих решения, чтобы те руководствовались ею в своей внутренней и внешней политике. В России в последние годы тоже появляются подобные центры.
В первую очередь речь идет о центре, который возглавляет бывший министр финансов России Алексей Кудрин, в настоящее время занимающий пост заместителя председателя Экономического совета при президенте. В последнем исследовании, проведенном этим учреждением, положению России на энергетических рынках в странах Европейского Союза дается негативная оценка. Авторы исследования также указывают на необходимость диверсификации российской экономики, а также диверсификации рынков для экспорта российских нефти, газа и других товаров.
Другим важным вопросом является необходимость воздерживаться от вмешательства во внутриполитические проблемы в странах Евросоюза с целью предотвращения политизации сотрудничества последнего с Москвой в энергетическом секторе.
В то же время верно и то, что российская экономика главным образом зависит от экспорта нефти и газа, который сегодня обеспечивает государству более 40 процентов всех поступлений. Из-за низких цен на нефть и европейских и американских экономических санкций, введенных против Москвы на фоне украинского кризиса, а также больших расходов на военное вмешательство в Сирии в поддержку режима Асада, необходимости дополнительного увеличения военных расходов и модернизации оружия, строительства баз (в докладе Стокгольмского международного института исследований проблем мира указывается, что Россия увеличила свои военные расходы в 2016 году на 5,9%, заняв третье место в мире), российская экономика регулярно сталкивается с дефицитом бюджета.
Бюджетный дефицит способствовал тому, что почти половина резервов страны, накопленных в годы высоких цен на нефть, была исчерпана. Можно упомянуть заявление министра финансов Антона Силуанова, сделанное им в 2015 году, о том, что резервы страны постепенно сокращаются, и Россия может прибегнуть к использованию средств из других источников, включая фонд суверенного благосостояния, который в основном предназначен для социального обеспечения. Эти средства могут расходоваться на строительство инфраструктуры и спасение местных банков от банкротства, а также поддержку курса рубля.
Известно, что причиной российских проблем является отсутствие возможности занимать у международных банков средства для поддержки своей экономики из-за западных санкций. Они также препятствуют привлечению крупными компаниями (такими как «Газпром», «Новатэк» и «Роснефть») западных средств для финансирования модернизации своих нефтяных объектов или запуска новых промышленных и нефтяных проектов.
Нет необходимости напоминать, в какой степени обычный российский гражданин пострадал от этих изменений с точки зрения занятости, инфляции и величины располагаемого им дохода. Разумеется, некоторые российские официальные лица не согласны с пессимизмом авторов исследования и поспешили опровергнуть приведенные в нем данные. Они заявляют, что роль российской нефти на европейском рынке в ближайшем будущем возрастет из-за снижения объемов производства и экспорта в некоторых нефтяных странах, а также из-за растущей потребности Европы в энергоресурсах. Они указывают на то, что, пережив первый шок в связи западными санкциями, российская экономика восстанавливается шаг за шагом благодаря решению Москвы продать принадлежащие государству доли в крупных компаниях для получения миллиардов долларов прибыли.
В 2015 году экономика сократилась на 3,7%, тогда как годом позже сокращение не превысило 0,7 процента. Независимые наблюдатели говорят, что 2018 год может ознаменовать собой конец экономического спада в России, считая, что это будет обусловлено ослаблением западных санкций, сокращением военных расходов Москвы и завершением зарубежных авантюр на территории бывшего Советского Союза.
Нельзя не отметить, что в докладе Центра стратегических разработок содержится специальный раздел о Ближнем Востоке и роли России в этом регионе. Подобно тому, как авторы доклада критикуют Москву за отсутствие возможностей для модернизации страны и увеличения доходов своих граждан в связи с конфронтацией с Западом по поводу систем противоракетной обороны, вооружений и сфер влияния, они критикуют ее за противостояние с важными региональными державами.
Причиной последнего, как известно, является российская заинтересованность в защите сирийского режима. На первый план вышли также те, кому не понравились эти критические замечания. Они утверждают, что Москва поддержала не Асада, а сирийское государство, чтобы сохранить его единство и предотвратить создание ситуации, подобной той, что возникла в Ираке. Они также отмечают, что поддержка Дамаска Москвой не имела негативных последствий для ее отношений с арабскими странами, враждебными режиму Асада. Каналы связи с последними остаются открытыми, проводятся встречи на высоком уровне, равно как и переговоры по обороне, оружию, альтернативной энергетике, техническому сотрудничеству, совместным инвестициям и многим другим вопросам.