Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Цюрихские соглашения за пределами повестки Путина и Эрдогана

© РИА Новости Михаил Климентьев / Перейти в фотобанкПрезидент РФ Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган во время встречи во дворце президента Турецкой Республики в Анкаре. 28 сентября 2017
Президент РФ Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган во время встречи во дворце президента Турецкой Республики в Анкаре. 28 сентября 2017
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вопрос в том, что, конечно, можно предвидеть, что в будущем вопрос нормализации армяно-турецких отношений вновь вернется в политическую повестку. Однако это будет спустя годы после окончания срока правления президента Саргсяна. Этого нельзя исключать, и этот вопрос очень тонкий. В сложившейся ситуации не стоит ожидать какого-либо прогресса.

Президент Армении Серж Саргсян с высокой трибуны Генеральной ассамблеи ООН объявил ультиматум Турции относительно извлечения Цюрихский протоколов (подписанные в 2010 году протоколы о нормализации армяно-турецких отношений — прим. ред.) из темных хранилищ официальной Анкары и их ратификации. «Руководство Турции ошибается, если думает, что оно может вечно держать в заложниках эти документы и ратифицировать их при удобном для себя случае. Переговоры по протоколам велись в нынешних условиях, для нахождения решений существующих проблем. В условиях продолжительного отсутствия какого-либо позитивного сдвига в направлении их претворения в жизнь Армения объявит эти два протокола недействительными и не имеющими никакой юридической силы. Мы вступим в весну 2018 года без этих, как показал опыт, к сожалению, тщетных протоколов», — сказал Серж Саргсян.


Аналитики, замечающие российский след в основе армяно-турецких протоколов, считали, что тема не может не обсуждаться на российско-турецкой встрече на высшем уровне. Однако во время визита президента РФ Владимира Путина в Турцию и его встречи со своим турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом эта тема никаким образом не затрагивалась. Во всяком случае, ни в российской, ни в турецкой прессе нет никаких упоминаний этого армянского вопроса. Говорится, что результатом около четырех часовой встречи были заверения о поддержке территориальной целостности Ирака и Сирии и, конечно, договоренность о возвращении турецких помидоров в Россию.


Примечательно, что активация темы армяно-турецких протоколов последовала после заявления турецкой стороны о предложении таможенного сотрудничества с ЕАЭС. А наземный путь Турции для создания свободной зоны с ЕАЭС — это Армения.


Официальный Ереван не владеет сведениями о том, затрагивался ли вопрос армяно-турецких протоколов на встрече Путин-Эрдоган. Замминистра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян в беседе с «168жам» выразил недоумение по поводу того, зачем должны были президенты обсуждать этот вопрос. Турции, по словам Кочаряна, никакого предложения от ЕАЭС не поступало. Также не было обращения и со стороны Турции.


«Было заявление со стотоны их чиновника, что они желают присоединиться к таможенному пространству, что, согласно договору ЕАЭС, не возможно. Потому что договор не предусматривает частичного членства. Другое дело, что есть государства, с которыми ведутся переговоры о более профессиональном режиме торговли, как это случилось с Вьетнамом, а теперь ведутся переговоры с Ираном и рядом других стран. Но Турция не обращалась по этому вопросу. А любое действие в ЕАЭС совершается в результате консенсусного решения всех членов»,- заявил заместитель главы МИД Армении.


По мнению политолога Эдгара Варданяна, на встрече руководителей Турции и России к армяно-турецким протоколам определенном образом, конечно, обратились. «Вообще, во время таких встреч не возможно полностью обходить этот вопрос. Понятно, что в сложившейся политической и геополитической ситуации не стоит ожидать какого-либо изменения или прогресса от какой либо стороны, как минимум, в ближайшее время. Вопрос в том, что, конечно, можно предвидеть, что в будущем вопрос нормализации армяно-турецких отношений вновь вернется в политическую повестку. Однако это будет спустя годы после окончания срока правления президента Саргсяна, даже спустя десятилетия. Этого нельзя исключать, и этот вопрос очень тонкий», — отметил Варданян.


В любом случае, по словам Варданяна, в дальнейшем будет предпринята попытка достичь новых договоренностей на основе прецедента подписания или парафирования этих протоколов. «Однако, я не считаю, что это возможно в ближайшем будущем, потому что есть некий статус-кво, и все заинтересованные стороны деманстритуют, что намерены сохранить его, а не менять. Должно произойти какое-то радикальное изменение или изменения, в основном геополитического характера, конечно, в некотором плане также внутренние изменения, чтобы этот вопрос стал актуальным, и стороны попытались бы вдохнуть новую жизнь во все это», — сказал он.


Варданян считает маловероятным, что таможенное сотрудничество ЕАЭС-Турция может быть этим геополитическим изменением. «Это вопрос несколько иного характера. Аргументы, которые стали основой для создания такого статус-кво, связанные как с армяно-турецкими протоколами, так и отношениями, не пересматривались, и никакого геополитического изменения, связанного с этими аргументами, не происходило. Проблема эта — естественно, Карабах. В плане вовлеченности сверхдержав, крупных игроков в региональных отношениях здесь изменений нет. Те же игроки вовлечены тем же образом, и в их отношениях тоже нет радикальных изменений», — отметил эксперт.