Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как Россия пользовалась гневом американцев, чтобы изменить политику США

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Как показал анализ многочисленных постов, одними из самых мощных орудий, которые российские агенты использовали, чтобы изменить политику США, были гнев, энтузиазм и дезинформация, которую настоящие американцы распространяли в социальных сетях. В конечном счете все эти сообщения и видео стали удобным материалом для целой сети страниц в Facebook, связанных с некой российской организацией.

Видео на сайте YouTube о том, как полицейские избивают людей на улицах американских городов. Широко распространившаяся интернет-утка о мусульманских мужчинах в Мичигане, получающих пособие сразу на нескольких жен. История о том, как холодным зимним вечером два ветерана подверглись жестокому нападению.


Все это было записано и выложено в сеть американцами. Однако в конечном счете все эти сообщения и видео стали удобным материалом для целой сети страниц в Facebook, связанных с некой российской организацией, которая по заказу Кремля проводила пропагандистские кампании и которая, как сейчас постепенно выясняется, находилась в центре масштабной российской программы, нацеленной на то, чтобы повлиять на исход президентских выборов в США.


Как показал анализ этих многочисленных постов, проведенный New York Times, одними из самых мощных орудий, которые российские агенты использовали, чтобы изменить политику США, были гнев, энтузиазм и дезинформация, которую настоящие американцы распространяли в социальных сетях.


Странички российских групп — с такими названиями, как «Being Patriotic» («Патриот»), «Secured Borders» («Защищенные границы») и «Blacktivist» («В защиту прав афроамериканцев») — брали за основу жалобы на федеральных агентов, публикуемые на одном консервативном сайте, и также статью об одном ветеране, ставшем предпринимателем, которая была опубликована в журнале People. Они находили описания и видеозаписи жестоких действий полиции на сайте YouTube и в различных аккаунтах на Фейсбуке, а затем репостили их, иногда внося в них незначительные изменения для достижения максимального эффекта.


В других постах на российских страницах можно было встретить множество высокопарных или откровенно странных выражений, которые очень редко используются в американском английском. Однако тот факт, что они использовали идеи и аргументы, позаимствованные у американцев и уже вызывающие серьезный резонанс среди консерваторов и либералов, указывает на их глубокое понимание особенностей политической ситуации в США. Русские также платили Фейсбуку за продвижение их постов в лентах американских пользователей этой социальной сети, что позволяло им выяснять, какой именно контент будет распространяться быстрее всего и среди каких пользователей.


«Это культурный взлом, — отметил Джонатан Олбрайт (Jonathan Albright), директор по исследованиям Центра цифровой журналистики Колумбийского университета. — Они используют системы, которые были созданы этими платформами, чтобы увеличить число и активность своих пользователей. Они разжигают гнев — это легко, потому что люди охотно делятся тем, что вызывает у них гнев или какие-то другие сильные эмоции».


За последние несколько недель Facebook закрыл все эти страницы, и сейчас компания проводит внутренний анализ того, насколько глубоко русские проникли в ее социальную сеть. Однако CrowdTangle — сервис, который позволяет отслеживать и оптимизировать контент для социальных сетей — и г-н Олбрайт сумели собрать массу данных, касающихся характера контента и показателей вовлеченности пользователей, которые относятся к опубликованным русскими постам.


На одной российской странице в Facebook — United Muslims of America — часто публиковался контент, делающий акцент на дискриминации против мусульман. В июне 2016 года на этой странице появилось видео, сделанное 23-летним Вакасом Шахом (Waqas Shah) из Статен-Айленда. В нем г-н Шах, одетый в традиционную длинную одежду арабских мужчин, прошел по площади Юнион-Сквер в Нью-Йорке, где на него нападал и оскорблял другой актер, притворявшийся хулиганом, чтобы посмотреть, как на все это будут реагировать прохожие.


В конце этого видеоролика г-н Шах говорит о лицемерии Нью-Йорка: этот город называет себя «плавильным котлом», однако ни один из прохожих не захотел вмешаться в тот момент, когда г-н Шах подвергался нападкам. Первоначальный видеоролик, размещенный г-ном Шахом в июне 2016 года, быстро распространился в сети и собрал более трех миллионов просмотров. Спустя неделю после его публикации, группа United Muslims of America скопировала это видео на свою страницу, не предоставив, однако, ссылку на оригинальную страницу YouTube. В результате видео г-на Шаха стало самым популярным постом на этой российской странице, собрав более 150 тысяч репостов.


По словам г-на Шаха, когда он увидел свой видеоролик на этой странице в Facebook, он сразу же написал администратору этой группы, попросив добавить ссылку на его оригинальное видео на YouTube. Он был в первую очередь обеспокоен тем, что администраторы этой страницы пытаются присвоить себе его взгляды. Когда ему сказали, что российские аккаунты использовали его видеоролик, чтобы посеять смуту в США, г-н Шах ответил, что он никак не может исправить ситуацию.


«Всегда будут люди, которые манипулируют фактами ради собственной выгоды», — сказал он.


Когда в прошлом году группа Being Patriotic опубликовала короткое сообщение, призывая американцев сопротивляться против расширения поселений для беженцев в США, более 750 тысяч пользователей поставили ей лайк или сделали ее репост. В конце концов это сообщение попало в ленту 64-летнего Лена Суонсона (Len Swanson), республиканца и активиста из Хьюстона, который был убежденным сторонником Трампа.


Г-н Суонсон, который часто пишет длинные посты в LinkedIn и Facebook, воспользовался этим сообщением и содержащейся в нем фотографией, чтобы написать собственный пост, в котором он критиковал Хиллари Клинтон и демократов. Та идея, которую позаимствовал г-н Суонсон, также появилась на одном консервативном сайте в сопровождении фотографии, которая, как написала одна газета, была сделана службами ВМФ США.


«Обычно я публикую по несколько статей в неделю, чтобы поддерживать интерес к этим темам», — сказал г-н Суонсон в интервью. По его словам, его не волновало, что он невольно может стать шестеренкой в российской пропагандистской машине. «Знаете, здесь, в США, мы делаем то же самое, — сказал он. — Или вы думаете, что мы святые?»


В начале 2016 года группа Being Patriotic скопировала и опубликовала на своей странице статью с сайта InfoWars, где говорилось, что сотрудники федеральных агентств забрали «землю у собственников за бесценок». На российской страничке, однако, к тексту этой статьи было кое-что добавлено: «Страна больше не может доверять федеральному правительству. Какой позор!»


В марте группа Secured Borders разместила на своей странице видео, которое, по словам ее администраторов, изначально было опубликовано на сайте Conservative Tribune, одном из протрамповских и консервативных сайтов, принадлежащих Патрику Брауну (Patrick Brown). Это видео, где говорится о том, что Мичиган позволяет мусульманским иммигрантам получать пособия и другие льготы на нескольких жен, изначально появилось на канале YouTube под названием CleanTV.com. Это видео было удалено со страницы группы Secured Borders в Facebook, однако его версию до сих пор можно найти на сайте Me.Me.


Г-н Браун не отреагировал на просьбу прокомментировать ситуацию. Но Джеральд Макглотлин (Gerald McGlothlin), президент CleanTV и автор материалов, публикуемых на других сайтах г-на Брауна, подтвердил в своем электронном письме, что именно его компания создала оригинальное видео, появившееся на YouTube.


Группа Blacktivist в Facebook, по всей видимости, специализируется на осуждении и горячей критике системы уголовного правосудия и на вирусных видеороликах, демонстрирующих жестокость полиции — многие из этих роликов были позаимствованы с сайта YouTube и Facebook. В мае группа Blacktivist опубликовала сообщение, в основу которого легли сообщения прессы о смерти Джейсона Негрона (Jayson Negron), подростка из города Бриджпорт, штат Коннектикут, который погиб в результате конфликта с полицейскими. Подобные посты очень быстро находили свою аудиторию среди американцев: этот пост был повторно опубликован на странице в Facebook, принадлежащей группе Black Lives Matter Chicago.


Пока законодатели обсуждают вопрос об ужесточении регулирования деятельности таких компаний, как Facebook, следы деятельности русских в социальных сетях указывают на то, насколько трудно будет очистить эти платформы от иностранного влияния или даже просто противостоять скрытым пропагандистским кампаниям, которые в социальных сетях проводят Россия, Китай и другие страны.


Копирование чужого контента без указания ссылки на оригинал может быть нарушением правил, действующих в социальных сетях. Однако сам этот контент — видео, посты и Instagram-мемы, которые заимствуют и которыми делятся российские страницы — не является откровенно насильственным или дискриминационным, поэтому он не нарушает правила, действующие в соцсетях. Более того, он является как раз таким контентом, которым пользователи соцсетей делятся охотнее всего.


Очевидно, российская кампания была разработана таким образом, чтобы использовать собственные стратегии компаний для увеличения вовлеченности пользователей. К примеру, Facebook подталкивал людей к более активному взаимодействию в группах, подобных тем, которые создавались россиянами, где пользователи могут «находить общие интересы и выражать свое мнение» касательно какой-то общей цели. LinkedIn — социальная сеть для профессионалов, принадлежащая Microsoft — побуждает пользователей, таких как г-н Суонсон, писать статьи и публиковать иной контент.


«Стратегии не являются тайной, — сказал Майкл Стрэнджлав (Michael Strangelove), читающий лекции по интернет-культуре в университете Оттавы. — Иностранные державы играют в рамках тех правил, которые написали мы».


Представитель компании Facebook отказался прокомментировать ситуацию. Представитель LinkedIn отметил, что пост г-на Суонсона не нарушает правил этой соцсети.


«Те угрозы, которые представляет собой распространение фейковых новостей и другого вредоносного контента посредством технологических платформ, являются серьезными, — сказала Николь Леверич (Nicole Leverich), представительница LinkedIn. — Мы активно разбираемся с предполагаемыми нарушениями правил LinkedIn, такими как угрозы, фальшивые профили и дезинформация».


Создается впечатление, что россияне незаметно проникли во все американские социальные сети и использовали те же инструменты продвижения контента, которыми пользуются остальные, чтобы делиться видео с кошками, жалобами на авиакомпании и личными мыслями. Во многих постах Being Patriotic совмещаются готовые общедоступные графические иллюстрации с таких сайтов, как ConservativeMemes.com, и другой консервативный контент, специально созданный для распространения в соцсетях.


Благодаря российским аккаунтам этот материал быстро подхватывался другими американскими пользователями Facebook, распространявшими его дальше, в результате чего аудитория становилась еще больше. Россияне занимались активной деятельностью на нескольких платформах: некоторые из аккаунтов в Facebook, включая Being Patriotic, имели привязанные к ним аккаунты в Instagram и Twitter.


Джон Келли (John W. Kelly), основатель коммерческой аналитической компании Graphika в Нью-Йорке, отметил, что россияне, по всей видимости, руководствовались единой стратегией на разных платформах. Graphika отследила тысячи аккаунтов в соцсетях, контент которых имеет отношение к информационной кампании России и которые продвигали статьи и видео о разоблачениях WikiLeaks, об украденных электронных письмах и теориях о кампании «под чужими флагами», связанными с сирийским химическим оружием.


По словам г-на Келли, российские аккаунты смешиваются с реальными группами пользователей в Facebook и Twitter- от белых националистов до сторонников Берни Сандерса — и стремятся манипулировать и радикализировать их.


Находящиеся под влиянием России сети часто продвигают малоизвестные консервативные каналы на YouTube, такие как Next News Network и Trump Breaking News Network, что позволяет этим каналам увеличивать аудиторию и доходы от рекламы. Один видеоролик, опубликованный в феврале ведущим одного консервативного радиоканала, который заявил, что в ближайшее время 30 политиков будут арестованы в связи со скандалом «пиццагейт», собрал на YouTube более 300 тысяч просмотров. Другой видеоролик на YouTube, где говорится о том, что Мишель Обама пользуется услугами 214 личных ассистентов и приобрела четыре яхты на деньги налогоплательщиков, собрал почти миллион просмотров.


По словам г-на Келли, вместо того чтобы формировать основу для народной поддержки своих идей — стратегию, которую называют астротерфингом — россияне стремились оказывать влияние на реальные политические движения.


«Это не астротерфинг — они бросают семена и удобрения в социальные сети, — объяснил он. — Вы хотите, чтобы семена проросли, поэтому вы делаете так, чтобы оказывать некоторое влияние на этот процесс».