Получит ли Россия нового Путина, если он останется у власти, или же он пытается создать собственную копию? Все остальные варианты приведут к беспорядкам, во всяком случае в собственном представлении Путина, говорит профессор Кристиан Гернер из Лундского университета.
В заключительном номере политического цирка Бориса Ельцина в конце 1990-х в свете прожекторов внезапно оказался молчаливый человек из российского аппарата органов безопасности.
Ельцин успел четыре раза отправить в отставку правительство, но молчаливый человек проявил верность. Речь идет о бывшем агенте КГБ и руководителе службы безопасности Владимире Путине.
Уже тогда у него было прозвище «Серый кардинал» — человек, держащийся в тени, но имеющий власть. Он привлек особое внимание тогдашнего президента Ельцина. Он стал пятым премьер-министром за короткое время в России, стремящейся назад к политическому контролю.
Владимир Путин оказался намного более живучим, чем кто-то мог представить себе в те времена. 65-летний серый кардинал уже пробыл у власти 17 лет.
Он стал синонимом сегодняшней России, и это именно то, чего он хочет.
Из холодной войны Россия вышла израненной. Сегодня же, напротив, говорится о высокой степени активности России, которую обвиняют в том, что она управляла выборами в США. Страну упоминают в различных внешнеполитических контекстах во всевозможных областях.
Именно Владимир Путин привел Россию от прежнего к нынешнему состоянию. В основе — два центральных для российского лидера момента.
«Путин довольно быстро начал вспоминать советскую эпоху в истории России как нечто ценное. Путин утверждает, что Россия покоится на двух столпах — русской православной традиции и Великой отечественной войне, то есть советской части Второй мировой войны, — поясняет Кристиан Гернер. — Смысл Великой отечественной войны — в том, что Советский Союз спас мир от фашизма, но Запад этого не понимает или же отказывается признать».
В России постоянно происходят бурные протесты против Путина и его правления. Страна была замешана и в резонансных убийствах журналистов и политиков.
По словам профессора Кристиана Гернера, Путин вывел сознательную стратегию власти: некоторые вещи упоминать нельзя, в то время как другие надо выводить на первый план.
Сегодня Владимир Путин оказался перед выбором. И можно выделить три альтернативных сценария.
Он остается, и все продолжается так же, как было при нем раньше. Или он воспитает кого-то, кто пойдет по его стопам, примет и понесет дальше его наследие. Или же Путин не будет участвовать в грядущих выборах президента в 2018 году. Это самое невероятное предположение.
«Если он выставит свою кандидатуру, все пойдет как раньше, это будет продолжение. Если он не станет баллотироваться, может возникнуть мощнейшая динамика, вероятно, сформируется общество диалога», — считает Кристиан Гернер.
«Сценарий, который представляется мне вероятным: Путин выпустит на сцену кого-то, кто продолжит его линию, человека, который, по его мнению, понял, чего хочет российское общество».