Мы вот все спорим о том, кто он — «настоящий эстонец»? Понятно, что он, конечно, очень хороший, но какой именно? Вопрос важный, и ответ на него, возможно, нужно искать строго научным способом — в лабораториях. В России к этому относятся серьезно. Ведь ответ на вопрос «кто он — настоящий россиянин?» интересует не только самих россиян, но и нехорошие западные спецслужбы.
В конце октября президент Владимир Путин неожиданно заявил, что некие иностранные организации «последовательно и целенаправленно» собирают биоматериалы россиян. Заявление прозвучало на встрече с членами президентского Совета по правам человека. Правозащитники и журналисты в течение полутора часов жаловались президенту на все более ухудшающуюся ситуацию с правами человека в России и на трудности, с которыми в своей работе сталкиваются НКО, многие из которых уже признаны в соответствии с российским законодательством «иностранными агентами». В ответ на эти жалобы президент и сообщил собравшимся — иностранные агенты не спят, собирают таинственные «биоматериалы» россиян. «С какими целями — неизвестно», — подчеркнул Владимир Путин. Заседание Совета по правам человека завершилось, таким образом, в атмосфере таинственной угрозы.
Именно ученых, а не правозащитников слова президента по-настоящему напугали. Ведь сбор биоматериалов россиян ведут в первую очередь сами россияне. Главный проект в этой сфере — «Российские геномы» — имеет государственное финансирование и проводится Санкт-Петербургским университетом. Другой проект — «CoBrain-Аналитика» — реализуется центром инноваций Сколково, опять же в интересах государства. В рамках этих проектов ученые собирают данные о генах россиян, принадлежащих к различным этносам и проживающих в самых разных российских регионах. Цель у всех подобных проектов — создание «медицины будущего» и получение новых знаний о происхождении человека. Теперь, после заявления президента, ученые опасаются, что получать биоматериалы станет сложнее — местные власти будут видеть в научных работниках «пятую колонну», действующую в интересах Запада.
Впрочем, биоматериалы россиян собирают и иностранцы. Вскоре после заявления президента последовало заявление министерства обороны США. Американцы честно признались, что ведут исследования с использованием биоматериалов россиян, начиная с середины 1990-х годов. Летом этого года одна из лабораторий американских военно-воздушных сил разместила на своем сайте тендер на поставки суставной жидкости, причем только от россиян европеоидной расы, проживающих на территории России. Видимо, именно эта информация и стала поводом для заявления Владимира Путина.
Между тем, объясняется все довольно просто. Дело в том, что по статистике россияне гораздо реже страдают от болезней суставов, в частности, коленных, чем американцы. Причиной таких болезней часто бывают травмы. Американские ученые предположили, что причина таких различий находится на генетическом уровне. При этом все делалось абсолютно легально — для вывоза любого биоматериала из России необходимо представить длинный список документов. Вряд ли возможно взять у человека анализ жидкости из колена так, чтобы он этого не заметил, и тайно отправить за рубеж. При этом таких людей должно быть не менее тысячи. Кроме того, физическое лицо по российским законам вывозить биоматериалы за рубеж вообще не имеет права — то есть россиянин, который захочет послать, например, в Германию свой анализ мочи или крови, не сможет это сделать. Между тем, биоматериалы не могут долго храниться, так что для исследований, которые длятся годами, нужны все новые и новые партии биоматериалов.
Но поскольку в России практически любая информация воспринимается на государственном уровне с точки зрения угрозы безопасности страны, слова президента о биоматериалах стали поводом для очередной охоты на ведьм. Геннадий Онищенко, бывший главный санитарный врач России, а ныне депутат Госдумы, уже обвинил крупнейшую российскую сеть лабораторий InVitro в работе на американские спецслужбы.
Но президент не был бы президентом, если бы не знал заранее ответа на любой свой вопрос. И уже 4 ноября, в День народного единства Владимир Путин рассказал о «генетическом и культурном коде россиян». Код оказался довольно простой. Состоит он, по словам президента, всего из четырех компонентов: «Бережное отношение к Родине, забота о ней, верность искренней дружбе и неприятие какого-либо давления извне».
Какой из этих четырех компонентов отсутствует у американцев, из-за чего они так часто болеют артритом, пусть выясняют сами американцы. Возможно, американцы не верят в дружбу или наплевательски относятся к своей стране — отсюда и все проблемы. Легко представить себе диалог где-нибудь в Техасе: «Джон, почему ты с палкой ходишь?— Колени болят! — А что сказал доктор?— Говорит, это потому что я не люблю Америку». Непонятно, какое лекарство в таком случае может помочь хромающему Джону — но это уж точно не проблема россиян и их президента.
Если же мы сможем расшифровать «генетический и культурный код» «настоящего эстонца», это станет огромным шагом в нашей медицине. «Доктор, у меня болят колени! — Это потому что вы недостаточно любите Эстонию, с вашей работой и в вашем возрасте это нормально. — Но что же делать?— Я вам выпишу рецепт на флаг и два факела. — И как их принимать?— Флаг повесьте на дом, а факелы зажгите и каждый вечер ходите вокруг дома».
Что? Не подействует? Спросите у Марта Хельме, болят ли у него колени!