В последние дни все мы восхищаемся Путиным!
Президент Тайип Эрдоган встретился с ним в седьмой раз за год.
Его походку, выправку в седле, рыбную ловлю на дикой природе, личную жизнь мы знаем практически назубок.
Все мы принимаем его за «харизматического спасителя», «супергероя», боготворя его за то, что он начал отменять санкции, введенные против Турции после уничтожения турецкими ВВС российского военного самолета.
Я не удивлюсь, если скоро услышу: «Путин же с нами, нас не положат на лопатки».
В понедельник, 11 декабря он посетил Египет, заехал в Сирию, прибыл в Анкару.
Просто «супергерой». Да настолько, что рассматривая это стремительное движение вместе с кризисом вокруг Иерусалима, фитиль которого зажег президент США Дональд Трамп, я вдруг поймал себя на мысли: «Если Путин захочет и вмешается, в иерусалимском вопросе будет прогресс. Путин — единственный, кто может помешать этой затее».
Тем не менее при взгляде на общий фон этих визитов я увидел, что ситуация складывается иначе. Иерусалимскую тему он обошел, повторив известную дипломатическую позицию России.
Вспомните, с тех пор как президент США Дональд Трамп вступил в должность, он множил дипломатические кризисы, а затем продавал оружие в страны, которые переживали кризис или находились под угрозой. В ходе кризиса между Саудовской Аравией и Катаром Трамп продал саудитам оружия на 300 миллиардов долларов, а Катару — на 13 миллиардов. Он также предложил оружие Южной Корее и Японии, сказав: «Северная Корея угрожает вам ракетами, атомной и водородной бомбой».
Путин может отставать от Трампа?
И Путин делает то же самое во имя благородных интересов России.
Например, первым пунктом повестки дня визита Путина в Египет с нашей точки зрения был кризис вокруг Иерусалима, но главной причиной этого визита было подписание готовившегося с 2015 года соглашения по атомной электростанции (АЭС) «Эль-Дабаа» между Египтом и Россией.
Поездка Путина в САР была сосредоточена на процессе «обеспечения устойчивого мира» и «восстановления» Сирии, которая в значительной степени была освобождена от терроризма ИГИЛ (запрещена в РФ — прим. ред.).
За время боев, продолжавшихся более пяти лет в Сирии, многие сирийские города, прежде всего Алеппо, сровнялись с землей, и в новый период восстановление Сирии подогревает аппетит многих стран. Очевидно, Путин, который встретился с Башаром Асадом сначала в Сочи, а затем в Сирии, желает вступить в этот период как «тот, кто раздает куски пирога».
Когда же Путин прибыл в Анкару, мы были сосредоточены на Иерусалиме, а он хотел завершить соглашение по ракетам С-400.
Какое соглашение выгоднее
Между тем, когда я читал новости египетской прессы о визите Путина в Каир, мое внимание привлекла одна интересная деталь. АЭС, которую российская компания «Росатом» построит в городе Эль-Дабаа на севере Египта, и АЭС «Аккую» будут практически идентичны. Обе АЭС будут включать четыре реактора, мощность каждого из них — 1200 мегаватт. На обеих АЭС будут установлены реакторы типа ВВЭР-1200 поколения «3+».
При таком сходстве я непроизвольно сравнил модели финансирования и стоимость двух станций. Поделюсь получившейся у меня картиной, а вы решите, кто подписал более удачное соглашение: Египет или Турция?
Право собственности.
— АЭС «Эль-Дабаа» будет принадлежать Египту.
— Изначально предполагалось, что АЭС «Аккую» в течение 60 лет будет полностью принадлежать России. Но в июне этого года «Росатом» и три турецкие компании подписали предварительный протокол о передаче 49% акций АЭС «Аккую» турецким компаниям. Ожидалось, что окончательное соглашение будет подписано до конца 2017 года. Но за день до визита Путина в Анкару глава «Росатома» Алексей Лихачев при ответе на вопрос «когда будет подписано инвестиционное соглашение» сказал: «Мы подпишем соглашение, когда согласуем условия».
Стоимость.
— АЭС «Эль-Дабаа» обойдется в 30 миллиардов долларов.
— По стоимости АЭС «Аккую» я не смог найти официальных данных, но во всех новостях на эту тему упоминается цифра 20 миллиардов долларов.
Модели финансирования.
— 25 миллиардов долларов из 30 миллиардов, необходимых для строительства АЭС «Эль-Дабаа», профинансирует Россия за счет кредита под 3% годовых. Египет будет возвращать России денежные средства в течение 22 лет начиная с 2029 года. 5 миллиардов долларов профинансируют египетские банки.
— Средства, необходимые на строительство АЭС «Аккую», изначально должна была полностью обеспечить Россия. Но поскольку было принято решение о передаче 49% акций АЭС турецким компаниям, они тоже будут вынуждены обеспечить финансирование пропорционально своим долям.
Гарантии и плата.
— Россия дала Египту гарантии поставки топлива для АЭС «Эль-Дабаа» в течение 60 лет, техническую поддержку и сервис в течение первых десяти лет. Гарантии покупки электроэнергии нет. Ожидается, что стоимость одного киловатт/часа составит 7-8 центов.
— АЭС «Аккую» в течение 60 лет будет принадлежать консорциуму. Турция на протяжении 15 лет должна будет покупать производимые компанией 17,5 миллиарда киловатт/час в год и платить 12,5 цента за киловатт/час. В последующие 45 лет цена будет определяться условиями свободного рынка. (В последнее время цена продажи одного киловатт/часа на свободном рынке составляет около 4,5 цента).