Глава российской компании оборонно-промышленного комплекса «Ростех» Сергей Чемезов заявил, что прежде чем системы ПВО С-400 будут установлены в Турции, с Турцией будет подписано соглашение о военно-техническом сотрудничестве. Предполагается, что в соответствии с этим соглашением Россия до передачи С-400 может запросить базу в Турции и разместить на ней своих военных.
В ходе визита президента России Владимира Путина в Анкару был достигнут значительный прогресс по вопросу приобретения систем противовоздушной обороны большой дальности С-400. Как сообщает Бюлент Айдемир (Bülent Aydemir) из газеты Habertürk, Россия, нацеленная на обеспечение безопасности воздушного пространства по оси Крым — Черное море — Турция — Сирия и усиление своей интегрированной стратегии на Ближнем Востоке и в Сирии, готова передать Турции четыре дивизиона С-400 и стремится к этому.
С точки зрения Турции миссия, которую возьмут на себя С-400, носит более экстренный и критический характер. Турция с помощью С-400 рассчитывает пресекать операции, проводимые США / CENTCOM совместно с Отрядами народной самообороны (YPG) в Сирии, препятствовать блокированию ВС Турции, которое США могут совершать с воздуха во время борьбы турецких военных с терроризмом, и предотвращать исходящие отсюда косвенные угрозы методами электронной войны. CENTCOM, с одной стороны, оказывает YPG в Сирии значительную поддержку с воздуха, с другой — поддерживает эту террористическую организацию средствами технической разведки, способными нейтрализовать ВС Турции. Все имеющиеся материальные, разведывательные, технологические средства США используют через аппарат Рабочей партии Курдистана (РПК) / YPG.
Сначала на сирийской границе
Охватывает ли подписание этого соглашения только продажу С-400 — со временем станет известно, но соглашение о военно-техническом сотрудничестве подразумевает следующее. Россия, прежде чем передать С-400, может запросить базу на территории Турции и разместить на ней своих военных. Где будут дислоцированы российские военные, где будут развернуты С-400, предполагаемый срок службы и другие детали будут прописаны в этом соглашении. Два первых дивизиона С-400 будут размещены на сирийской границе, а другие будут обеспечивать безопасность близ Средиземного моря и на линии Мраморное море — проливы — Эгейское море — Черное море.
С-400 весьма усилят систему противовоздушной обороны Турции, повысят ее потенциал. С С-400 ВС Турции, которые эффективно используют в борьбе с терроризмом беспилотники отечественного производства, в том числе вооруженные, не только сохранят это свое преимущество, но и смогут устранять возможные риски и попытки нейтрализации с воздуха. Ранее Россия, продавшая Греции и Ирану С-300, получала доступ к портам, военным аэропортам и определенные права на перемещение военных. К Турции могут быть обращены похожие запросы. Также требуется создание и некоторых дополнительных систем для защиты С-400. Радары и дополнительные системы защиты прежде всего против пусков ракет с подводных лодок тоже обеспечит преимущественно Россия. Крайне важны и такие детали, как исходные коды С-400, система опознавания «свой — чужой».
У России высокая мотивация по ракетам
Хотя Россия объявила о выводе своих военных из Сирии, с сохранением российских баз в этой стране и новыми военными соглашениями Россия на Ближнем Востоке и в Сирии преследует филигранную интегрированную стратегию. Россия заключила с Египтом соглашение о взаимном использовании воздушного пространства и авиабаз двух стран. США тоже не сидят сложа руки. Официальный представитель министерства обороны США Роб Мэннинг (Rob Manning) после теракта в египетской мечети заявил о возникновении «потребности вмешательства США в регион». Может ли Россия с поставкой С-400 обзавестись базами в Турции и использовать их? Хотя говорить об этом пока рано, невысокая цена, кредитное соглашение — все это показывает, что у России тоже большая мотивация относительно сделки по С-400. Учитывая базы и размещение США в Сирии, Ираке, на Ближнем Востоке в целом, развертывание С-400 в Турции критически важно и для России, это будет продолжением ее обороны.