Неудачный завтрак 27 мая 2015 года в роскошном цюрихском отеле Баур-о-Лак (Baur au Lac) стал центром мощного скандала, вскрывшего целую систему подкупов и коррупции в ФИФА. Это был серьезный удар по главной футбольной структуре мира.


В Швейцарии до сих пор слышны отзвуки полицейской операции, в результате которой были арестованы руководители и бизнесмены, связанные с ФИФА. «Ядовитая организация», — высказался о ней Патрик Налли (Patrick Nally), специалист в области спонсирования спорта, чьи слова приводит газета «Нью-Йорк Таймс» (The New York Times) в одном из своих ноябрьских номеров. Это весьма напоминает выражение «ядовитый брэнд» (toxic brand), появившееся в сообщении газеты «Телеграф» (The Telegraph) через четыре дня после операции, проведенной агентами ФБР. Эта атмосфера отпугивает спонсоров, и сейчас поддержку ФИФА оказывают только Россия, Катар и Китай.


«Лишь в Китае или где-нибудь в подобном месте никого не беспокоит, что представители ФИФА предстали перед судом Нью-Йорка по обвинению в коррупции, ни одна компания не желает вступать с ней в отношения», — пояснил Налли. А если к этому добавить использование допинга в российском спорте, поощряемое на государственном уровне, а также обвинения, выдвигаемые в отношении Катара, то обстановка перед приближающимся ЧМ становится еще более напряженной. Таким образом, тенденция превратилась в правило, и за последние годы единственными спонсорами ФИФА стали компании из трех вышеназванных стран.


В пекинском Национальном центре собраний представители ФИФА сделали заявление в связи с будущим ЧМ в России. 20 декабря прошлого года главный исполнительный директор молочной компании Менгнью (Mengniu) Джефри Лу (Jeffrey Lu) и коммерческий директор ФИФА Филипп Ле Флок (Philippe Le Floch) подписали соглашение о том, что молочный гигант станет одним из спонсоров проведения ЧМ. В соглашении фигурируют новые официальные продукты, такие как питьевой йогурт, мороженое и порошковое молоко. Логотип молочной компании займет вторую строчку в списке спонсоров.


Пирамида спонсоров


Маркетинговая структура ФИФА включает в себя две основные группы и так называемый региональный уровень — партнеров ФИФА (традиционных, таких как «Адидас», «Кока-Кола» и «Виза») и спонсоров ЧМ («Будвейзер», «Макдональдс»). Именно им принадлежит все рекламное пространство, хотя есть также и компании, приобретающие пакеты регионального спонсорства. Даже беглый просмотр любого из этих двух списков дает впечатление о масштабах произошедших изменений.


Там уже нет японской «Сони» (Sony) и авиалиний «Эмирэйтс» (Emirates), их заменили российский «Газпром», китайская Ванда Групп (Wanda Group) и «Катарские авиалинии» (Qatar Airways). «Адидас», «Кока-Кола», «Хёндэ-Киа» и «Виза» занимают те же позиции, что и при проведении ЧМ в Бразилии в 2014 году.


Во второй группе ФИФА шесть позиций, из которых пять уже заняты. К «Будвейзеру» и «Макдональдсу» присоединились китайская телефонная компания «Виво» (Vivo), компания по производству электробытовых приборов Хисенсе (Hisense) и Менгнью. В России не будет рекламных щитов компаний «Кастрол» (Castrol), «Континенталь» (Continental) и «Джонсон и Джонсон» (Johnson & Johnson). ФИФА под руководством Джанни Инфантино стремится найти выход при помощи нефтедолларов и современных технологий. Помощь поступает от набирающихся силу новых мировых центров и Китая. А также от старых знакомых: президента и главного исполнительного директора спортивного отделения Wanda Group — «Инфронт Медиа Спортс» (Infront Media Sports) Филиппа Блаттера (Philippe Blatter), дядя которого возглавлял ФИФА до октября 2015 года.


Третья категория компаний, которые на ЧМ 2014 года в Бразилии считались «национальными брэндами», а сейчас являются региональными, изо всех европейских спонсоров представлена лишь одним спонсором ЧМ 2018 года, который состоится в России. Это «Альфа-Банк», крупнейший российский частный банк. Остаются вакантными еще четыре позиции по регионам, обозначенные ФИФА: Европа; Африка и Средний Восток; Северная и Центральная Америка; Южная Америка и Азия. Если только что-то не изменится в последний момент, то это будет первый ЧМ после 1998 года без спонсорства со стороны телекоммуникационных компаний.


Чемпионаты в Бразилии, Южно-Африканской Республике, Германии и Корее/Японии проходили при спонсорской поддержке Дойче Телеком (Deutsche Telekom), МТН (MTN) и Кореа Телеком/НТТ (Korea Telekom/NTT). Пока идут окончательные приготовления и тренировки команд, ФИФА пытается привести себя в форму, чтобы приехать в Россию с гордо поднятой головой и хорошим финансовым обеспечением. Но, кроме стран, которые выделяют ФИФА немалые суммы, в целом Запад не желает иметь дела с этой организацией. Что ожидал Инфантино, когда возглавил ФИФА? «Ничего особенного. Думаю, что моя задача на посту президента ФИФА — служить футболу, работать во имя футбола. Вопрос должен быть поставлен наоборот. Те, кто связан с футболом, полагают, что я делаю то, что обещал, ради развития футбола?», — задался он вопросом в октябре во время интервью газете «Насьон» (La Nación).


— Новые спонсоры. Из общего числа 12 спонсоров (относящихся к первой и второй группе структуры ФИФА) половина представлена российскими, катарскими и китайскими компаниями.


— 100 миллионов долларов в качестве чистого результата. Помимо недостатка спонсоров, ФИФА ожидает положительных результатов после ЧМ 2018 года в России, который завершит четырехгодичный цикл. В 2015 — 2016 годах организация сообщала об убытках.


— 392 миллионов долларов. Контракт с «Кока-Колой» до 2022 года. Эта компания делает наибольшие денежные взносы, по информации газеты «Телеграф».