Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Anadolu Ajansı (Турция): cсора братьев-славян в Черном море

© REUTERS / Mykola Lazarenko/Ukrainian Presidential Press Service/Handout via REUTERSПрезидент Украины Петр Порошенко
Президент Украины Петр Порошенко
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Напряженность между двумя братскими странами проявляется во всех сферах: удар Киева по идеалу «Москва — третий Рим», столкновение в Керченском проливе. Последний кризис можно связать с «Турецким потоком», который наносит вред интересам Украины. Теперь под давлением США страны ЕС не захотят иметь дела с «такой плохой Россией», рассуждает турецкий эксперт по России Ильяс Кемалоглу.

Одним из важнейших событий, которые происходят на евразийском пространстве во второй половине 2018 года, является напряженность между Россией и Украиной. Конфликт между двумя «братскими» странами происходит во всех сферах. В то время как киевская администрация через обеспечение независимости украинской церкви в том числе с помощью Константинопольского патриархата наносит удар по мечтам Москвы о «третьем Риме», Москва с реализацией проекта «Турецкий поток», который строится как альтернатива проходящему через Украину «Западному маршруту», пытается уменьшить влияние Украины в этой сфере. Столкновение сторон в районе Керченского пролива тоже является продолжением этого процесса.

Несомненно, эта борьба началась не сегодня. Отношения между двумя странами ухудшились после отстранения от власти на Украине сторонника России Виктора Януковича в результате поддержанной Западом цветной революции (2014), а затем аннексии Крыма Москвой. Мало того, что все эти события негативно повлияли на отношения между двумя странами, они также привели к повышению градуса новой «холодной войны», которая началась особенно в третий президентский срок Владимира Путина. Не говоря уже о том, что Украина и так представляла собой одну из арен этой холодной войны. Так, после распада СССР Украина стала важнейшим предметом конфронтации между Россией и Западом. Украина имела большое значение для России, которая вновь стала набирать силу при Путине. Все бывшие республики СССР, кроме Прибалтики, Москва до сих пор считает своей зоной влияния. В этот период Кремль, используя такие образования, как Содружество независимых государств, Шанхайская организация сотрудничества, Евразийская организация экономического сотрудничества, и имеющиеся козыри, пытается сохранить свое влияние на постсоветском пространстве и не позволить особенно США усилить свои позиции в регионе. И в этом контексте Украина не исключение. Даже наоборот, принадлежность к одному этносу и к одной религии, значительная доля русского населения в этой стране и то, что Украина — самая большая и сильная среди других постсоветских республик (по крайне мере, была до недавнего времени), — все это делает Украину важной для России. С другой стороны, Запад желает привлечь Украину на свою сторону (но не предоставляет необходимой для этого финансовой поддержки). В силу всех этих причин цветная революция и смена власти на Украине в 2014 году испортили отношения как между Москвой и Киевом, так и между Москвой и Вашингтоном. Проблема, возникшая в Азовском море, тоже образует маленькую часть этой большой картины.

Аннексия Крыма нарушила балансы

Последний кризис возник из-за того, что российские военно-морские силы задержали три украинских корабля, которые, по мнению Москвы, нарушили границы России, и не позволили им пройти через Керченский пролив. Украинские власти не признают аргументов России. Стороны обвиняют друг друга в осуществлении провокационных действий. На самом деле после распада СССР Россия и Украина решили проблему Азовского моря и Керченского пролива, хотя и после продолжительных переговоров. Но аннексия Крыма снова нарушила все балансы. Поскольку обе стороны считают Крым своей территорией, у них разные представления о морской границе в этом регионе. Поэтому каждая из сторон считает правой себя.

Здесь обращает на себя внимание тот факт, что эта проблема возникает только сейчас несмотря на то, что аннексия Крыма произошла около четырех лет назад. В этой связи следует отметить, что этот кризис на руку Украине и, наоборот, не в интересах России. Прежде всего 31 марта 2019 года на Украине состоятся президентские выборы. Практически ни у кого нет сомнений в том, что действующий президент Петр Порошенко не сможет переизбраться. Но благодаря этому инциденту Порошенко, чуть ли не «бросая вызов» России, так же, как в случае с церковным вопросом, бесспорно, пытается повысить свой престиж и рейтинг. Ходят даже разговоры о том, что объявление военного положения может повлечь за собой перенос даты выборов на более поздний срок. Таким образом, с точки зрения внутренней политики и балансов на Украине этот кризис в интересах Порошенко.

Кризис в Черном море также важен с точки зрения ускорения процесса вступления Украины в НАТО. Несмотря на то, что Запад почти 30 лет пытается оторвать Украину от России, Украину не принимают ни в НАТО, ни в ЕС. А вместе с тем переговоры Украины особенно с НАТО продолжаются. Этот кризис как нельзя лучше подходит для того, чтобы объяснить, что «Украина не чувствует себя в безопасности и должна как можно скорее стать членом НАТО».

Но с точки зрения России ситуация, наоборот, отрицательная. В течение последних нескольких лет Россия активно участвует в гражданской войне в Сирии и тратит большие деньги на это. Открывать новый фронт при наличии «сирийского фронта» нелогично для Москвы ни с политической, ни с экономической точек зрения. Кроме того, этот кризис снова ухудшит отношения России со странами ЕС, которые только-только стали налаживаться. Как известно, после аннексии Крыма как США, так и ЕС начали применять санкции против России. Но в 2018 году особенно под давлением европейских компаний напряженность между Россией и ЕС стала ослабевать. В этих условиях Москве, которая переживает экономически трудные времена, не нужен конфликт с Украиной. С другой стороны, улучшение отношений России с ЕС невыгодно Украине. Следовательно, при взгляде с этой точки зрения можно видеть, что кризис отвечает интересам Украины. Обращает на себя внимание и то, что кризис произошел непосредственно перед встречей Трамп — Путин, которую планировалось провести на полях саммита G-20 в Аргентине 30 ноября — 1 декабря. Если за один-два дня кризис не подойдет к концу, весьма вероятно, что эта встреча отменится.

Турция может взять на себя определяющую роль

Азовский кризис со многих точек зрения также можно связать с проектом «Турецкий поток». Во-первых, часть российских экспертов предполагают, что инцидент спровоцировала Украина в «ответ» на «Турецкий поток», который наносит вред ее интересам. Наряду с тем, что с этой точкой зрения можно спорить, эскалация кризиса затруднит претворение в жизнь второй нитки «Турецкого потока» и другого энергетического проекта России «Северный поток — 2». Поскольку особенно под давлением США страны ЕС не пожелают иметь дела с «такой плохой Россией». Как видно, данный кризис совсем не в интересах России.

Как для России и Украины, так и для стран региона важно скорейшее прекращение этого кризиса. Вооруженные конфликты не пойдут на пользу ни одной стране в регионе. Украина, которая и так переживает трудные времена и фактически остается в тени событий в Сирии, не должна стать второй Сирией. В этой связи Турция может взять на себя важную роль. Поскольку в наши дни Турция — одна из немногих стран, которая состоит в дружественных отношениях и с Россией, и с Украиной. До настоящего времени Анкара благополучно сохраняла этот баланс и завоевала доверие обеих стран. Если Турция возьмет на себя роль посредника в этом кризисе, это, с одной стороны, еще более повысит престиж и влияние Анкары в регионе, с другой — препятствует дальнейшему разрастанию кризиса, которое негативно отразится и на ее собственных интересах.