Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Русская Германия (Германия): за кулисами гибридной войны

Неудобная правда о взаимных торговых успехах России и Украины

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда в позапрошлое воскресенье два украинских военных катера в течение целого дня «храбро» маневрировали под «огнем» российских пограничных кораблей у Керченского пролива, их двигатели питались российским топливом. Это не сенсация, это — статистика, подчеркивает автор, которая могла бы быть сенсацией, если бы ею хоть кто-то целенаправленно заинтересовался…

Возможно, Россия и воюет с Украиной, а Киев объявляет в стране антироссийское военное положение, но обороты торговли стратегически важными товарами между этими странами растут и растут. За газовой завесой чуть ли не полного отказа Украины от поставок Газпрома скрывается колоссальный рост продаж российского дизеля, бензина, мазута, угля, урана и даже живых пчел. В обратную сторону идет нарастающий поток стального проката, труб, других металлоизделий, заводы олигарха Пинчука работают на критическом пределе мощности, поставляя в Россию дефицитные там вагонные колеса.

Несмотря на всю экранную войну с украинскими продуктами питания, по данным Федеральной таможенной службы России, с начала 2018 года Украина увеличила экспорт в Россию даже продуктов животного происхождения (на 292%), продуктов растительного происхождения (на 289%), изделий из кожи и меха (на 275%). Торговое сальдо России в торговле с Украиной, по данным украинского академика Гайдуцкого, за первое полугодие 2018 года в сравнении с тем же промежутком 2017 увеличилось в 2,5 раза. Действительно, Россия ведет войну в Украине: за украинский рынок. И в этом она сенсационно успешна. Киев тоже развивает наступление…

Все прет!

Что же на самом деле происходит между двумя странами под звуки перестрелок и обмены дипломатическими бомбардировками? Если отбросить эмоции и опасения прослыть пожизненно «кремлевской консервой», то из доступных цифр можно сделать простой вывод: упавшая в начале конфликта торговля между Украиной и РФ за последних два года обрела отличную динамику роста. На народном языке это звучит так: все прет!

Даже совсем запретный антрацит из т. н. республик научился обходить препоны и попадать туда, куда он и был предназначен еще советским Госпланом. Просто по пути ему приходится брать псевдоним: донбасский уголь поступает на украинские ТЭЦ под именем южноафриканского. И конечно, набирает в цене: покидая мрачную родину по тарифу 22 доллара за тонну, он добирается к своей цели с ценником 120 долларов за тот же вес. Кажется, для кое-кого эта война стала не испытанием, а даром небес, ведь такую норму прибыли не имеют даже наркобароны!

По оценкам экспертов, доля российского импорта на украинском рынке топлива сегодня составляет 80%. Я повторю, чтобы цифра не проскользнула мимо внимания читателей. Каждые 8 из 10 литров горючего, используемого сейчас в Украине, имеют российское происхождение. Если в результате Керченского конфликта украинская армия пришла в большее движение, то заработали на этом две страны: Россия и Белоруссия. И конечно, многочисленные посредники. Впрочем, белорусские поставки топлива — это тоже эвфемизм: они производятся исключительно из российской нефти.

«Дело в том, что Белоруссия покупает в России нефть на льготных „дружеских" условиях. После переработки на НПЗ, большая часть топлива идет на экспорт, в том числе в Украину — почти 80% рынка. Занимается Белоруссия и реэкспортом российской нефти на наш рынок, — утверждает украинское информагентство УНИАН. — По данным компании Укрнафта, РФ опосредованно, через поставки из Белоруссии, контролирует до 80% украинского рынка дизтоплива, до 75% рынка сжиженного газа и до 50% — бензина», — делает вывод аналитик государственного информагентства.

Речь идет не только о поставках через Белоруссию, которая продает Украине уже готовое топливо из российских нефтепродуктов. В Украину идет почти половина реэкспортируемых из России через Белоруссию бензина, солярки и природного газа. По информации Нефтегазовой ассоциации Украины, 45% украинского рынка бензина и 35% солярки идут с территории северного соседа. Белоруссия обеспечивает поставками 40,31% украинского топливного рынка, Россия — 37,41%, Литва — 9,63%, а еще 12,65% — другие страны.

Сравним с довоенным 2013 годом: в общей поставке бензина и дизеля около 49% приходилось на Белоруссию, 16,4% — на Россию, 14,7% — на Литву.

Дизельный передел

Как пишет специализированный журнал cfts.org.ua, с 2016 года единственным поставщиком дизтоплива в Украину стала Роснефть. Все поставки шли по трубопроводу «ПрикарпатЗападТранс» через швейцарскую Proton Energy израильского бизнесмена Нисана Моисеева. (По мнению украинского олигарха Коломойского, высказанному на прошлой неделе в телеинтервью Соне Кошкиной, г-н Моисеев является не владельцем, а фронтьером, уполномоченным лицом другого украинского олигарха — Медведчука, чья дочь — крестница Путина. —прим. авт.).

В начале 2018 года Роснефть неожиданно продала все свои 140 заправок в Украине швейцарской компании, принадлежащей тому же Нисану Моисееву.

«…Медведчук, будучи прямым агентом российского влияния, только наращивает позиции при действующей власти: его люди переписали на себя сеть заправок Роснефть в Украине и нефтепродуктопровод российской государственной Транснефти, — публично заявляет Сергей Лешенко, депутат Верховной рады, на сайте nv.ua. — Они контролируют половину рынка дизеля и автомобильного газа, подсадив Украину на новую иглу энергетической зависимости. И во всех случаях Антимонопольный комитет, которым на удаленном доступе руководит замглавы АП Алексей Филатов, дал зеленый свет».

В октябре 2017 года Роснефть заключила десятилетний контракт, до 2028 года, на экспорт 30-50 млн тонн дизельного топлива с компанией ITC Industry Trading Company SA. (Швейцария), главой которой является владелец единственного в Украине нефтепродуктопровода, гражданин Германии Анатолий Шефер. Роснефть будет поставлять ITC Industry Trading Company от 3 до 5 млн тонн в год дизельного топлива Евро-5.

Но в сентябре монополия Роснефти была разрушена: компания ООО «Газпром нефтехим Салават», входящая в структуру Газпрома, начала поставлять дизельное топливо в Украину. Поставки идут через посредника LVK Centre Limited (Великобритания). Британский посредник принадлежит проживающей в Монако гражданке Финляндии Светлане Котиранате.

По данным украинской консалтинговой группы «А-9), по нефтепродуктопроводу «Прикарпатзападтранс» за 9 месяцев 2018 года было поставлено 1734 тысячи тонн, что на 46% (546 тысяч тонн) больше, чем за такой же период 2017 года.

Кто в проигрыше?

Остается задать неудобный вопрос: за чей счет развивают поставки на украинский рынок российские компании? Проще говоря, есть ли в этой войне проигравшие? Конечно, есть. Это те самые страны, которых Киев постоянно просит о воздействии на злую и агрессивную Москву. Украинская статистика говорит, что отгрузки с Мажейкяйского НПЗ (Литва) за этот же период сократилась на 10%, а польские НПЗ-группы полностью прекратили поставки на украинский рынок.

«Действительно, импорт дизельного топлива из России вырос. Раньше больше возили из Беларуси, но сейчас немножко переиграли, и возят из РФ, — говорит украинский бизнесмен. — Но поймите, у нас политика — отдельно, а деньги — отдельно. И не надо обращать внимания на политическую болтовню, потому что дизельное топливо из России и Беларуси совокупно занимает львиную долю рынка, а дизтопливо в Белоруссии делается из российской нефти..».

Стоит сказать, что дизельное топливо для Украины это — как кровь для организма. Одним из крупнейших потребителей дизеля в Украине является монополист железнодорожных перевозок «Укрзализныця». В сутки УЗ потребляет 1 тысяча тонн дизельного топлива. На дизельном топливе работает вся сельскохозяйственная техника в Украине. На дизеле ездит армия и ходит флот.

По итогам 6 месяцев нынешнего года поставки российского дизеля в Украину выросли на 75%, или на 501,2 тысячи тонн. При этом из РФ в 2017 году в Украину было поставлено 2 миллиона тонн дизельного топлива, что на 986,4 тысячи тонн больше, чем в 2016 году. Почти вдвое. Об этом сообщает сайт Министерства экономразвития и торговли Украины dzi.gov.ua. В 2018 году эта тенденция сохраняется, информирует государственная пресс-служба ДП «Держзовнішінформ».

Вот такая динамика… Вы поражены? Шокированы, чувствуете себя, словно на сеансе у фокусника? Берегите эмоции, вам еще предстоит узнать об угле.

Уголь с акцентом

В августе информагентства (к примеру, «Корреспондент») сообщили: Украина увеличила долю, закупаемого у России каменного угля и антрацита до 62%. За семь месяцев 2018 года Киев импортировал российский уголь на сумму в 1,1 миллиарда долларов. В 2017 году объем украинского импорта антрацита вырос втрое по сравнению с 2016-м и составил 3,38 миллиона тонн.

В 2017 году 78,6% импортируемого антрацита поступило из Российской Федерации, при этом 99,5% — через посредников, читаю у эксперта. В основном импорт антрацита из России в 2017 году происходил через такие страны, как Швейцария (1,5 миллиона тонн) и Великобритания (523,4 тысячи тонн).

Как видим, Западу тоже достается место на угольном рынке Украине. Но место это исключительно в статистических отчетах. Довольно занятно происхождение российского антрацита. В какой-то немалой части этот уголек, имей он возможность рассказать о себе, заговорил бы с неподражаемым донбасским выговором.

Источник The Insider, близкий к руководству ДНР, на условиях анонимности согласился рассказать, каким образом осуществляются поставки угля в Россию: «Все перевозки осуществляет дочка ОАО «РЖД» — АО «РЖД Логистика» и крайне ограниченный круг собственников вагонов. Составы доходят до станции «Успенская» в Ростовской области. Там вагоны официально останавливаются. На самом деле через границу они затягиваются в темное время суток нашими тепловозами. Никаких бумаг на выходе из республик, насколько мне известно, не подписывается вообще. Все только на уровне личных договоренностей.

РЖД-Логистика умудряется продавать тот же уголь обратно в Украину через компанию Cortex (которая, по данным «Украинской правды», принадлежит куму Путина Виктору Медведчуку), но на таможне оформляет этот уголь как южноафриканский, тем самым, по сути, легализуя уголь, добытый на оккупированных территориях».

— Практически все 2 миллиона тонн угля антрацитовых марок, кроме небольшой партии из ЮАР, были завезены в Украину из России, — утверждает российский эксперт. — Таким образом, развязав войну и оккупировав часть территории Украины, Кремль создал для своих угольных предприятий дополнительный рынок сбыта на сотни миллионы долларов, — делает он вывод. И продолжает:

— В 2019 году Украина планирует импортировать антрацитовый уголь из двух стран — России (3 миллиона 815 тысяч тонн, то есть 72% от всего импорта) и США (418 тысяч тонн).

Я мог бы бомбардировать внимание читателя цифрами еще долго, но пощажу его терпение. Новые цифры и товары лишь подтвердят то, что мы увидели: Россия действительно ведет войну в Украине, только это война за украинский рынок. И в ней Москва за последних два года весьма преуспела. Конечно, с помощью и при полной поддержке своих украинских противников, простите, партнеров.

Но, может быть, все это не бизнес, а коварный военный план Москвы: захватить украинский рынок и перекрыть поставки топлива?

«Я очень сомневаюсь, что россияне пойдут на такой шаг в отношении Украины, — считает директор киевской отраслевой консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн. — Прежде всего потому, что они понимают: мы можем наладить альтернативные поставки. Практика показывает, что в таких условиях Москва предпочитает нормально торговать. Блокада может быть оправданна в случае желания серьезно дестабилизировать ситуацию в стране, но в долгосрочной перспективе такой шаг ударит по самой России. Мы в течение месяца наладим поставки из новых источников, а они потеряют наш рынок навсегда. А здесь они неплохо зарабатывают, лучше, чем где бы то ни было».

Обратный поток

Но, кстати, и Киев вполне успешен в войне за рынок российский. Начнем с такой цифры: за 8 месяцев этого года поставки украинского стального проката и труб в Российскую Федерацию, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 28% и составили 1,5 миллиона тонн. Об этом свидетельствуют данные таможенной статистики РФ.

А вот другой факт: мощности «Интерпайпа» загружены полностью, говорит директор этой украинской компании. Она поставит в Россию в этом году 179 тысяч колесных пар для вагонов. Россия готова купить вдвое больше, но украинский партнер перегружен. А общий импорт в Россию из Украины за полгода 2018 достиг размеров 2,209 миллиарда долларов (рост на 26,3%). Цифры впечатляют, но никаких тайн я читателю не открыл. Все цифры и факты — в доступных источниках. И если меня самого они шокировали, то лишь исключительно в хорошем смысле.

По мнению украинского академика-экономиста Павла Гайдуцкого, высказанного им в октябре этого года на страницах киевской газеты «Зеркало недели», «рост импорта Украины из России стал реакцией на его существенное уменьшение в предыдущие годы. По сути, сработала пружина отдачи чрезмерного сокращения». Но при этом академик отмечает, что «в 2017 году экспорт из Украины в Россию вырос с 6,7 до 7,3 миллиарда долларов, или на 9%. Вместе с тем импорт из России в Украину вырос с 5,6 до 7,6 миллиарда долларов, или на 35,7%.»

«В первом полугодии 2018-го Украина почти втрое увеличила по сравнению с первым полугодием 2017-го экспорт в Россию продуктов животного и растительного происхождения и почти вдвое — продукции легкой промышленности (обуви, головных уборов, зонтиков), а также машин, оборудования, приборов, аппаратов и часов. Также вырос экспорт из Украины в Россию черных металлов и импорт из России в Украину минеральных продуктов», — замечает академик Гайдуцкий.

Ну что ж, перефразируя Дмитрия Медведева, можно сказать, торговля лучше, чем неторговля. И точно лучше, чем война, пусть даже и гибридная. Кстати, я не понимаю, почему немалая часть украинцев считает цифры роста российского экспорта в страну промосковскими? Ведь покупатель — король. Так устроен мир. И если Москва так яростно бьется за украинский рынок, то это плюс Киеву.

В конце концов, может быть, это такое вообще новое слово в маркетинге — продвигать свой продукт на рынок под грохот канонады? Мы видим, что у России это в Украине точно получается! Огромный и растущий рынок украинского топлива почти монополизирован, европейские конкуренты вытеснены. При таких успехах в торговле Москвы и Киева принуждение сторон конфликта к миру, которым уже 4 года натужно занимается Запад, выглядит маркетинговой войной. Только проигранной…