Представители США только что завершили очередной раунд встреч с российскими коллегами, на которых обсуждались вопросы контроля над вооружениями, включая заключенный в 2010 году договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), срок действия которого истекает в феврале 2021 года.
Но сейчас, когда в центре внимания находится судьба договора СНВ-3, сомнительная репутация Москвы в связи с несоблюдением ею международных соглашений о безопасности может стать причиной беспокойства по поводу возобновления, продления и даже заключения каких-либо новых договоров с Россией.
И это вполне понятно.
Действительно, неспособность Кремля выполнять и соблюдать условия ряда международных двусторонних и многосторонних соглашений в области безопасности должна вызывать серьезную озабоченность, особенно если рассматривать нарушения не по отдельности, а в совокупности.
То, что в последнее время Россия нарушала условия по крайней мере четырех основных соглашений о контроле над вооружениями и мерах укрепления доверия и безопасности (МДБ), указывает на закономерность, являющуюся проблемой, которая должна беспокоить не только США, но и международную систему.
Например, в 2019 году США все-таки объявили о существенном нарушении Российской Федерацией Договора 1987 года о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), исторического соглашения, заключенного в годы холодной войны.
В начале 2008 года Москва в нарушение ДРСМД приступила к разработке крылатой ракеты средней дальности 9M729 (по классификации НАТО — SSC-8 Screwdriver) наземного базирования, запускаемой с самоходной установки. Впоследствии ракета прошла летные испытания, а затем, в 2017 году, была развернута в войсках.
Кроме того, Москва нарушает условия Договора по открытому небу (ДОН). Вот уже 10 лет Россия сознательно и регулярно нарушает многосторонний международный договор, подписанный 30 с лишним странами, разрешающий совершать наблюдательные полеты в воздушном пространстве стран-подписантов в рамках МДБ.
Например, в 2010 году Москва начала запрещать наблюдательные полеты в рамках ДОН в 10 километрах от границ России с грузинскими республиками Южной Осетии и Абхазии, считая эти оккупированные Россией территории независимыми государствами.
Кремль также ограничивает полеты в рамках ДОН на расстояние до 500 километров над Калининградской областью, крайне милитаризованным российским эксклавом, расположенным между Литвой и Польшей, являющимися членами НАТО.
Кроме того, в 2007 году Россия приостановила свое участие в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), соглашении о контроле над вооружениями, заключенном в годы холодной войны. Проведение Москвой необъявленных или «внезапных» военных учений способствует нагнетанию опасений, связанных с ее выходом из ДОВСЕ.
США также считают, что Россия нарушает Конвенцию о запрещении химического оружия, поскольку в 2018 году в Великобритании при покушении на убийство бывшего офицера ГРУ она использовала боевое вещество нервно-паралитического действия «Новичок».
Совершенное в Великобритании покушение с использованием современного, высокотоксичного нервно-паралитического вещества дает основание предполагать, что в России по-прежнему ведутся негласные работы в рамках программы создания химического оружия, которая может включать создание, производство и хранение запасов ХО.
На это еще не все.
Несомненно, не только Вашингтон обеспокоен невыполнением Москвой и ряда других международных двусторонних и многосторонних соглашений в области безопасности.
Речь идет об американо-российском Договоре об ограничении подземных испытаний ядерного оружия (известном также как Договор о пороговом запрещении испытаний ядерного оружия), Конвенции о запрещении биологического оружия, Венском документе и президентских ядерных инициативах, касающихся тактического ядерного оружия.
Таким образом, есть много причин сомневаться в готовности России выполнять свои обязательства в области контроля над вооружениями и МДБ.
Поэтому Вашингтон должен действовать осторожно, и при заключении всех будущих американо-российских соглашений о безопасности твердо руководствоваться не только желанием в них участвовать, но национальными интересами США. Любое соглашение должно способствовать укреплению безопасности США.
Он также должен добиваться того, чтобы Россия поняла, что невыполнение договора чревато последствиями. Вашингтон не должен позволять России безнаказанно нарушать условия Договоров о безопасности, иначе это приведет лишь к дальнейшим нарушениям и неправомерным действиям.
Вашингтон также должен начать активную информационную кампанию о России и контроле над вооружениями, в которой будут задействованы ключевые заинтересованные стороны, включая Конгресс, общественность США, союзников, партнеров и друзей.
Наконец, Вашингтону следует убедить союзников, друзей и партнеров использовать свое влияние, чтобы заставить Россию соблюдать условия действующих Договоров о контроле над вооружениями и МДБ или вернуться к их соблюдению. Безусловно, недобросовестность России наносит вред не только Соединенным Штатам, но и многим другим странам.
К сожалению, Россия не считает нужным соблюдать свои обязательства по договорам о безопасности, поскольку она сознательно продвигает свои собственные национальные интересы в качестве великой державы в глобальной системе.
Это неправильное отношение России к вопросам международной безопасности препятствует достижению стабильности, предсказуемости и взаимной выгоды, которые являются целью заключения этих договоров при условии сотрудничества, взаимодействия, прозрачности и взаимопонимания сторон.
По этой причине США вправе заключать с Россией договоры о контроле над вооружениями и другие соглашения о безопасности и выходить из них, руководствуясь прежними, настоящими и ожидаемыми в будущем результатами.
Более того, следует отдать должное администрации Трампа за ее решение выйти из ДРСМД и ДОН по причине беззастенчивых и вопиющих нарушений Россией их условий на протяжении длительного времени.