Сообщается о том, что «причины эпидемиологические», однако подоплека может быть совершенно другой.
Сербия и Республика Сербская — российские приоритеты и союзники на Балканах, и поэтому отношения с ними намного важнее, чем с Хорватией.
Хотя предполагалось, что российский министр иностранных дел Сергей Лавров в рамках своего балканского турне посетит 27 октября Загреб, в котором не бывал уже 15 лет, внезапно все планы изменились. Сообщается, что это решение принято «по эпидемиологическим причинам». Известно, что ситуация с пандемией в Хорватии довольно сложная, но Лавров побоялся разгула коронавируса только у нас. 26 октября он будет в Афинах, а 28 октября (на несколько часов) заедет в Сараево (многие гадают зачем, но об этом далее в статье) и в тот же день прибудет в Белград, в котором останется до 29 октября.
То есть из программы исключили только Загреб, хотя этот визит анонсировал новый российский посол Андрей Нестеренко, когда вручал верительные грамоты в хорватском МИДе. И вот неожиданно появилась информация, что коронавирус «просочился» в российское посольство и поэтому Лавров не приедет. Однако странно, почему это стало причиной для отказа от важного визита, и при этом все окутано пеленой тайны, хотя ранее, например, уже сообщалось, что коронавирусом переболел премьер Михаил Мишустин и пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. По-видимому, причина в чем-то другом.
Этот визит должен был разогнать «застой» или даже «трясину», в которую уже несколько лет погружены хорватско-российские отношения. Они не плохие, но и хорошими их тоже не назовешь. Скорее, они «никакие». Сегодня Россию и Хорватию связывают «полузамороженные» отношения, и тенденции к улучшению не намечается, особенно если учесть, что хорватское руководство во главе с премьером Андреем Пленковичем не придает особого значения сближению с Россией. Теперь выяснилось, что в Кремле решили и на этот раз обойти Загреб стороной, тем самым давая понять, что сейчас Хорватия не относится к приоритетам и даже не играет особой роли для Москвы. Судя по статьям в некоторых российских СМИ, возможно, Лавров отказался приехать, поскольку его не хотел или не мог принять премьер Андрей Пленкович, которого из-за его покорной европейской (в отличие от, например, Орбана) и украинской позиции в Москве недолюбливают. Так, недавно портал «Регнум» в короткой новости сообщил, что запланирована встреча Лаврова с президентом Зораном Милановичем, которого в последние дни в российских СМИ усердно нахваливают из-за его критики в адрес «Инициативы трех морей». Он считает ее вредной, поскольку она нацелена на изолирование России (а именно «изоляцию» в Москве видят главной причиной создания этой спорной инициативы). Кроме того, речь шла о встрече с министром иностранных дел Горданом Грличем Радманом. Что же касается переговоров с премьером Пленковичем, то, как пишет издание, четкой договоренности не было.
Санкции против России
Вполне вероятно, что Лавров снова обошел Загреб стороной, поскольку Пленкович действительно не захотел (или не смог) принять Лаврова. Такую «пощечину», кстати оправданно, Москва снести не может. Я напомню, что Хорватия поддерживает санкции, которые Европейский Союз ввел против России (очередные санкции введены из-за покушения на оппозиционного лидера Алексея Навального; кстати, когда подобное покушение было совершено на бывшего агента Скрипаля в Великобритании, Хорватия, в отличие от Словении и Греции, выслала российского дипломата). Кроме того, Хорватия с готовностью реализует политику Брюсселя в отношении Москвы. И это могло послужить дополнительной причиной, чтобы отказаться от визита, став своего рода последствием очередного обострения отношений между Европейским Союзом и Кремлем. Из-за новых санкций «пакета Навального» Лавров заявил, что Россия разорвет отношения с Брюсселем и европейскими институтами и будет поддерживать связи с каждым членом Европейского Союза по отдельности. Это намерение подтверждает визит в Грецию и отказ ехать в Хорватию. Не нужно забывать и то (Путин отнесся к этому негативно и не забывает подобные «обиды»), что этим летом президент Зоран Миланович, буквально по-детски оправдываясь сломанным правительственным самолетом, в последний момент отказался присутствовать на путинском параде Победы в честь 75-й годовщины окончания Второй мировой войны. Может, теперь самолет сломался у Лаврова?!
Хорватия, а точнее Андрей Пленкович, является активным членом «Инициативы трех морей», которую русские считают антироссийским проамериканским проектом. Кроме того, СПГ-терминал на острове Крк составит прямую конкуренцию российским энергетическим интересам. Учитывая все это, возможно, что вот таким способом Лавров подает сигнал не только Хорватии, но и Брюсселю. Я напомню, что недавно Пленкович на саммите «Инициативы трех морей» в Таллине заменял президента Милановича, который отменил свое выступление и хотел перепоручить его Грличу Радману. Наверное, в ближайшие дни станет понятнее, почему Лавров «отбраковал» Загреб, и очевиднее, что «эпидемиологические причины» — полная бессмыслица. Я напомню, что самыми плохими отношения между Хорватией и Россией были при премьере Иво Санадере (он отказался от хорватского участия в проекте «Южный поток»). Затем его преемница Ядранка Косор попыталась их реанимировать, как и президент Колинда Грабар-Китарович. Но никаких конкретных подвижек не произошло. Стремительный взлет сменился таким же стремительным спадом, и в последние годы отношения оставались «терпимыми». Ясно, что теперь фаза застоя в хорватско-российских отношениях постепенно сменяется очередным спадом.
Приоритеты на Балканах
Совершенно ясно, что Сербия и Республика Сербская — российские приоритеты и союзники на Балканах, и поэтому отношения с ними намного важнее, чем с Хорватией. Особенно это заметно в последние месяцы, после так называемого Вашингтонского соглашения между Сербией, Косово и США. Много говорилось о том, что «маятник» Вучича качнулся в сторону Дональда Трампа, и теперь Лавров должен подтвердить, что это не так. Точнее это Вучич должен убедить его, что его «маятник» — всегда на восточной стороне. Тем более что приближаются американские выборы с непредсказуемым исходом. Александр Вучич откровенно встал на сторону Трампа, и вероятность, что в Белый дом придет Джо Байден, который намного лучше знаком с балканской спецификой, вызывает у президента Сербии буквально приступы паники. Предполагается, что это также может стать темой обсуждения на переговорах.
Кроме Вучича, Лавров встретится с еще одним оплотом и краеугольным камнем российского влияния на Балканах — патриархом Сербской православной церкви Иринеем, а также Милорадом Додиком, главным российским посредником. Дело в том, что перед поездкой в Белград Лавров посетит Сараево. (В столицу Боснии и Герцеговины, как первоначально предполагалось, он должен был отправиться из Загреба.) Как я уже писал, в этой связи есть много странных несостыковок. Белградские СМИ пишут, что представитель Лаврова Мария Захарова сообщила о визите своего шефа в Сербию и Республику Сербскую (а не в Боснию и Герцеговину). Милорад Додик заявил, что он примет Лаврова в восточном Сараево и что визит в «Боснию и Герцеговину и Сараево — лишь формальное прикрытие» для главного — визита в Республику Сербскую. Важно, что после этого Додик отправится с Лавровым в Белград к Вучичу. Стоит еще раз напомнить, что в Москве именно Додика считают своим главным игроком на Балканах. Кроме того, Желько Комшич, нынешний председатель Президиума Боснии и Герцеговины, рассказал, что Лавров посетит Президиум и побеседует с лидерами Боснии и Герцеговины.
«Лавров не Чович»
«Лавров не Драган Чович (лидер Хорватского демократического содружества в БиГ, бывший член Президиума БиГ — прим. перев.), которого можно потянуть за руку и сказать, что встреча в восточном Стараево важнее визита в Президиум», — написал Комшич. Но факт в том, что после этой встречи Лавров отправится на завтрак к Додику в так называемую сербскую часть Сараево. Конечно, Додик может говорить об этом, чтобы насолить двум другим членам Президиума: Шефику Джаферовичу и Желько Комшичу, подчеркивая, что именно он будет принимать Лаврова, главного путинского дипломата, в качестве гостя. Хотя все это действительно недалеко от истины. Додик на самом деле является тем политиком, на которого русские делают ставку, а кое-кто говорит о том, что он даже выступает в роли координатора самого Вучича.
В статье о визите Лаврова в Белград сербское издание «Политика» подчеркивает, что Лавров «выбрал Белград вместо Загреба», и цитирует слова бывшего министра иностранных дел при Милошевиче Живадина Йовановича о том, что «отношения Сербии с Россией и Китаем носят стратегический характер», который «не свойственен нашим отношениям с США, Европейским Союзом и НАТО». Сергей Лавров едет в Сербию, которая для России важнее Загреба, поскольку, как утверждает Славенко Терзич, бывший посол Сербии в Москве, у России есть интересы на Балканах и «она не намерена уходить».
Кроме того, нужно напомнить, что это единственный «свободный» от евроатлантической интеграции регион и что Сербия и Босния и Герцеговина — единственные страны, которые не входят ни в Евросоюз, ни в НАТО. А недавняя смена власти в Черногории дала России надежду на то, что Подгорица откажет НАТО в «гостеприимстве», на чем Москва давно настаивает. Поэтому вопрос о составе нового правительства в Черногории, по всей видимости, Лавров также обсудит с Вучичем и патриархом Иринеем.