После победы Джо Байдена на президентских выборах в Америке в ноябре прошлого года некоторые особо рьяные политологи стали говорить о том, что он займется пересмотром политики своей страны, которая все больше основывается на санкциях как на инструменте реализации внешней политики. Те люди, которые предсказывали подобный откат назад или просто длительную паузу на тот период, пока администрация будет изучать имеющиеся в ее распоряжении опции, вынуждены были пересмотреть свою позицию.
Верно то, что Америка рассматривает вопрос о постепенном смягчении санкций в отношении Ирана. Однако она продолжает размахивать дубиной, угрожая еще более крупным противникам. В прошлом месяце вместе с другими западными странами Соединенных Штаты нацелились на Китай и ввели ограничения на въезд, а также заморозку активов в отношении некоторых китайских чиновников в связи с действиями китайских властей в отношении представителей уйгурского меньшинства в провинции Синьцзян. А 15 апреля министерство финансов США, осуществляющее контроль в области ограничительных мер, объявило о введении масштабных санкций против России.
Список обвинений оказался весьма длинным. Среди прочего, речь идет о «подрыве проведения свободных и честных выборов, а также демократических институтов» в Америке и в тех странах, которые являются ее союзниками; об «участии в проведении злонамеренной киберактивности, а также подготовке такого рода действий»; о «поощрении и использовании транснациональной коррупции для оказания влияния на иностранные правительства»; об «экстерриториальных действиях», направленных против диссидентов и журналистов (в том числе против находящегося в настоящее время в тюрьме Алексей Навального). А вот и кое-что еще для ровного счета — там говорится также о «нарушение устоявшихся принципов международного права, включая уважение территориальной целостности государств» (например, в результате захвата Крыма и поддержки сепаратистов в восточной Украине).
Байден обвиняет российские разведывательные ведомства и их сети во вмешательстве в президентские выборы 2020 года (Кремль уже был обвинен в подобных действиях четыре года назад). Его администрация — в тот же день о подобных шагах объявили Британия и Канада — также указала пальцев на Россию в связи с кибероперацией SolarWinds против западных компаний и правительств, которая проводилась в течение нескольких месяцев в 2020 году, оставаясь незамеченной, и от которой пострадали по крайней мере девять федеральных агентств и более 100 западных компаний.
Все эти меры, по словам Джанет Йеллен, министра финансов США, направлены против «продолжающегося и увеличивающегося зловредного поведения России». Наиболее жесткая из принятых мер связана с запретом для американских финансовых институтов покупки на первичном рынке российских государственных рублевых облигаций, выпускаемых Центральным банком России, российским Министерством финансов и российскими суверенными фондами, и таким образом были расширены меры, принятые ранее в отношении запрета на нерублевые облигации. Кроме того, американским фирмам запрещено предоставлять кредиты этим трем перечисленным институтам. Однако они могут продолжать участвовать в торговых операциях на вторичном рынке.
Это не первые меры, принятые в отношении российского суверенного долга. Предыдущие ограничения, принятые в 2019 году, касались покупки номинированных в долларах правительственных облигаций, после чего рубль зашатался. Россия сокращает свою зависимость от иностранных покупателей в отношении своего номинированного в рублях долга с того момента, как Америка ввела антироссийские санкции за аннексию Крыма в 2014 году, однако они до сих пор сохраняют в своих руках примерно 20 процентов этих облигаций.
Теперь Америка формально обвинила российскую Службу внешней разведки (СВР) в руководстве хакерским взломом SolarWinds, который считается самой крупной в истории кампанией в области кибершпионажа. Введенные санкции направлены против государственных организаций и технологических компаний, которые, вероятно, оказывали содействие в проведении этой шпионской операции. Среди них оказалась один исследовательский институт и несколько частных ИТ-компаний. В этом документа также сказано о том, что одна из этих фирм под названием Positive Technologies проводит масштабные мероприятия, которые, соответственно, ФСБ и ГРУ, российские правоохранительные органы и военная разведка используют для своих вербовочных мероприятий.
Использование санкций в качестве наказания за шпионские действия представляет собой существенный разрыв с прошлым. Раньше Америка считала подобные цифровые шпионские действия против политических объектов справедливой игрой. Так, например, в 2015 году Майкл Хайден (Michael Hayden), бывший глава шпионских ведомств США, назвал проведенный Китаем хакерский взлом правительственной персональной базы данных «достойной шпионской работой». Вместо этого Америка фокусировала свой гнев на более необычных и деструктивных мероприятиях — таких как российское вмешательство в выборы или кража Китаем коммерческих секретов.
Однако администрация Байдена исходит из того, что операция SolarWinds была необычной по своим масштабам, по ее проникновению в частный сектор, а также в связи с возникшим риском относительно того, что Россия могла использовать полученный доступ для дезорганизации американских сетей. Однако на практике Америка и ее союзники тоже проводят так называемые атаки на цепочку поставок (supply-chain attacks), и они мало чем отличаются от операции SolarWinds, в рамках которой приложения третьих сторон или их аппаратные возможности были использованы для доступа к другим сетям.
Что касается мер, принятых в связи с вмешательством в выборы (Америка считает, что они проводились «под управлением руководства российского правительства»), то они включают в себя 16 ведомств и 16 физических лиц, и, по словам Йеллен, они представляют собой «начало новой американской кампании», направленной против российского поведения. Америка обвиняет Россию в создании сети, состоящей из государственных чиновников, ведомств по дезинформации и компаний для оказания «скрытого влияния» на американских избирателей, распространения ложной информации о кандидатах и выборном процессе.
Одним из объектов применения санкций стал SouthFront. По мнению Америки, речь идет о зарегистрированном в России веб-сайте, который занимался публикацией ложного контента, призванного создать впечатление, что подтасовки на выборах в 2020 году носили масштабных характер. Что касается InfoRos, то оно заявляет о том, что является новостным агентством, однако управляет им, судя по всему, ГРУ. А онлайновый журнал «Стратегический фонд культуры» (Strategic Culture Foundation), зарегистрированный в России, якобы связан с другим разведывательным агентством, а обвиняется он в создании ложных нарративов относительно американских официальных лиц. Отмечается также, что одновременно этот портал пытается скрыть свое российское происхождение.
Среди упомянутых физических лиц фигурирует Евгений Пригожин, который якобы является финансистом российской фабрики троллей Агентство интернет-исследований (Internet Research Agency — IRA). Кроме того, Пригожин, судя по всему, финансирует группу Вагнера — наемников, которые выполняют роль опосредованных ставленников России в Сирии, Ливии и на других полях сражений. Под санкциями также оказалась расположенная в Пакистане организация Second Eye Solution, которая предположительно занимается созданием и продажей фейковых личных данных и которая, по мнению Америки, помогает Агентству интернет-исследований скрывать свои следы для того, чтобы избежать санкций.
Что касается попавших под санкции физических лиц и организаций в соответствии с объявленными министерством финансов мерами, то вся их собственность, иные интересы в Америке, а также любые их активы, находящиеся в распоряжении или контролируемые «американскими субъектами» (в том числе банками) замораживаются. Но это был бы не очень мудрый российский руководитель интернет-троллей, если бы он владел кондоминиумом в Майями или имел счет в Citibank.
Но и это еще не все — Америка также объявила о том, что она высылает десять российских дипломатов, работающих в Вашингтоне и в Нью-Йорке, и всех их подозревают в том, что они являются сотрудниками разведки. Предыдущее массовая высылка состоялась в марте 2018 года, когда администрация Трампа выдворила из страны 60 предполагаемых российских шпионов после предпринятой попытки отравления в Британии Сергея Скрипаля, бывшего сотрудника российской разведки.
Все эти меры принимаются в момент повышенной напряженности в отношениях между Америкой и Россией и на фоне страхов по поводу возможной эскалации на Украине, поскольку российские войска сосредоточены на границе со своим западным соседом в таких масштабах, которые не наблюдались многие годы.
Байден понимает, что Америке все еще нужно иметь дело с Россией. 14 апреля он предложил Путину провести встречу. По словам американского президента, санкции могли бы пойти и дальше, однако он хочет избежать эскалации в интересах «стабильных, предсказуемых отношений». Возможно, Байден хочет поговорить, но он также намерен взять с собой большую дубину.