В воскресенье власти Белоруссии отдали приказ экстренно посадить в Минске самолет компании Ryanair из-за сообщений об угрозе взрыва на борту. Для сопровождения самолета во время посадки белорусские власти подняли в воздух истребитель.
Однако в западном общественном мнении произошел шокирующий поворот, прозвучали заявления, что после приземления самолета был задержан 26-летний активист белорусской оппозиции, а угроза взрыва бомбы и отправка истребителя — заговор белорусского правительства. Некоторые западные лидеры и СМИ сразу же классифицировали этот инцидент как «воздушное пиратство» и «государственный терроризм», превратив его в исключительную сенсацию.
Дело все еще стремительно развивается и вызывает бурную реакцию. Кто прав, неясно. Информации из Белоруссии поступает очень мало. Европейские страны осудили ее, требуя освободить молодого оппозиционера Романа Протасевича. Западные СМИ много пишут о происшествии, но их сообщения основаны на информации не из официальных источников. В основном речь идет о заявлениях и обвинениях со стороны белорусской оппозиции.
Главное здесь — выяснить, в чем же заключается истина.
Если бы Белоруссия действительно спланировала «заговор», распространила ложную информацию об угрозе взрыва на борту и подняла в воздух истребитель, чтобы заставить гражданский авиалайнер совершить посадку, чтобы можно было задержать Протасевича, то международное сообщество, несомненно, сочло бы это неприемлемым.
Но этот вывод, во всяком случае на данный момент, представляет собой мнение общественности. Он не подтвержден международными институтами. После посадки представители белорусских властей поднялись на борт самолета, чтобы найти бомбу и повторно провести проверку безопасности. Следователи белорусских правоохранительных органов возбудили уголовное дело по факту заведомо ложного сообщения об угрозе взрыва.
Самые прямые доказательства, подтверждающие утверждения западных СМИ, что Белоруссия «осуществила захват» самолета, появились до того, как Протасевич сел в самолет. Как сообщило издание Deutsche Welle, Протасевич сказал Франаку Вячорке, помощнику лидера оппозиции Светланы Тихановской, что, по его подозрениям, за ним следят.
Стоит отметить, что Протасевич не самый заметный оппозиционный активист в Белоруссии — стране, в которой существует оппозиция и проводятся многопартийные выборы. Он — один из основателей и бывший редактор оппозиционного Телеграм-канала NEXTA. Зачем Белоруссии ради его ареста прибегать к таким сенсационным и агрессивным действиям, которые обязательно повлекут за собой жесткое давление со стороны Запада? В этом нет никакой логики.
Поэтому в любом случае необходимо услышать объяснения Белоруссии. Компания Rynair также должна предоставить дополнительные данные о том, добровольно ли экипаж воздушного судна сделал запрос о посадке в Белоруссии или его ввели в заблуждение. А может, он действовал по принуждению со стороны каких-то сил, руководствовавшихся злыми намерениями.
Это была операция Белоруссии по задержанию оппозиционеров? Или к властям Белоруссии обратились с просьбой помочь экипажу гражданского авиалайнера, применив антитеррористические меры, а затем они попутно задержали тех, кого они считают подозреваемыми в совершении преступлений? Это разные вещи.
Следовало ли вообще Белоруссии задерживать Протасевича, находящегося в самолете, и должна ли эта страна освободить его? Это, по всей видимости, уже другой вопрос.
Мы считаем, что международное сообщество должно предоставить Белоруссии право на самозащиту. Западная общественность может определять повестку дня и зачастую классифицирует инцидент поспешно, без официального расследования. Но официальные институты ЕС должны избегать такой манеры поведения. Чтобы классифицировать этот инцидент, им необходимы дополнительные данные, свидетельства и доказательства, и пусть факты говорят сами за себя.