В пятницу стало известно об отставке главы Саратовской области Павла Ипатова. В тот же день о предстоящем скором уходе официально сообщил губернатор Московской области Борис Громов.
Таким образом, число региональных лидеров, покинувших свои посты с тех пор, как Дмитрий Медведев объявил о предстоящем частичном возвращении губернаторских выборов, достигло семи.
Эксперты предсказывают, что в ближайшие годы публичная российская политика переместится в провинцию. Вместе с тем, по их прогнозам, изменения в законодательстве вряд ли создадут в регионах серьезную оппозицию Кремлю.
Ровно пополам
Три губернатора - глава Приморского края Сергей Дарькин, архангелогородец Илья Михальчук и томич Виктор Кресс - не были переназначены после истечения срока полномочий. Аналогичная ситуация у Бориса Громова.
Еще трое - волгоградец Анатолий Бровко, вологжанин Вячеслав Позгалев и глава Саратовской области Павел Ипатов - лишились постов досрочно.
Уход Позгалева и Михальчука эксперты связывают с низкими результатами «Единой России» на думских выборах в возглавлявшихся ими регионах, Дарькина и Бровко - с коррупционными скандалами и расколом среди местных элит, Кресса и Громова - с возрастом.
Еще один практически стопроцентный «кандидат на выход», - аксакал российского губернаторского корпуса 72-летний Леонид Полежаев, возглавляющий исполнительную власть Омской области с марта 1990 года.
Три региона возглавили «варяги»: Архангельскую область - директор калининградского судостроительного завода «Янтарь» Игорь Орлов, Волгоградскую область - мэр Астрахани Сергей Боженов, Томскую область - глава компании «Газпром-трансгаз-Краснодар» Сергей Жвачкин.
В Вологде и Владивостоке к власти пришли представители местных элит: мэр Череповца Олег Кувшинников и ректор Дальневосточного университета Владимир Миклушевский. Исполнять обязанности губернатора Саратовской области временно поручено спикеру местного Заксобрания Валерию Радаеву.
Полежаев ранее выражал надежду, что его сменит кто-нибудь из его команды. Напротив, Подмосковье, по имеющимся данным, почти наверняка возглавит человек со стороны. Чаще других называются имена федеральных министров Сергея Шойгу и Виктора Басаргина.
Дмитрий Медведев за четыре года своего президентства не произвел практически никаких кадровых перемен на федеральном уровне, но губернаторский корпус обновлял довольно активно. В частности, покинули свои посты такие «тяжеловесы», как Юрий Лужков, Минтимер Шаймиев, Муртаза Рахимов и Эдуард Россель.
«Точечные отставки»
С одной стороны, восемь человек за несколько месяцев - немало. С другой стороны, это менее десяти процентов российского губернаторского корпуса.
Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Павел Салин не видит оснований говорить о массовой замене губернаторов и связывать происходящее с «медведевскими реформами». Более того: в возврат выборов аналитик вообще не верит.
«Отставки носят точечный характер и обусловлены частными причинами, - заявил он Русской службе Би-би-си. - В начале года в Кремле действительно были планы массовой замены непопулярных и неизбираемых губернаторов, но теперь власть почувствовала себя более уверенно».
«Упрощение порядка регистрации политических партий потенциально менее опасно для "вертикали", поэтому соответствующий законопроект принимается практически без изменений. А законопроект о региональных выборах, думаю, подвергнется в Госдуме такой правке, что никаких выборов, по большому счету, не будет».
Независимый политолог Алексей Воробьев полагает, что и в нынешнем виде закон не ослабит контроля Кремля над регионами.
Во-первых, он оставляет исключительное право выдвигать кандидатов в губернаторы за партиями, представленными в региональных парламентах. Ни либералов, ни националистов на сегодняшний день там нет. На организационное оформление и создание фракций хотя бы в части заксобраний им потребуется время. Фактически, в ближайшие годы оппозиционные кандидаты смогут появиться только из рядов КПРФ.
Во-вторых, предусмотрены предварительные консультации по кандидатурам между партиями и главой государства.
По смыслу, данное слово не подразумевает обязательности. Посоветовались и поступили по-своему. Но словесную оболочку можно наполнить любым реальным содержанием.
«У нас законы специально пишутся таким образом, чтобы допускать двоякое толкование и оставлять пространство для политической воли», - говорит Алексей Воробьев.
В-третьих, эксперт напоминает, что «любой, кто захочет стать губернатором против воли Кремля, подвергнется достаточно жесткому прессингу, а в провинции градус активности гражданского общества достаточно низок».
При этом Алексей Воробьев не исключает, что часть губернаторов после инаугурации Владимира Путина поставят перед вновь избранным президентом вопрос о доверии, чтобы быть переназначенными на новые пятилетние сроки и подстраховаться от электоральных неожиданностей.
«Это не будет носить всеобщего характера, но наиболее преданные и ценные в глазах президента региональные лидеры могут получить такую возможность», - говорит он.
Царь и бояре
Часть аналитиков полагает, что даже выборы с неограниченной свободой выдвижения кандидатов вовсе необязательно приведут к власти в регионах оппонентов Кремля. В конце концов, если Владимир Путин выиграл президентские выборы, почему в регионах не должны побеждать его сторонники и ставленники?
Однако Павел Салин считает, что для массового избирателя президент и губернаторы - не одно и то же.
«В глазах рационально относящегося к власти среднего класса и губернаторы, и Путин с Медведевым принадлежат к одной элите и несут солидарную ответственность за ситуацию в стране, - говорит он. - Но в обществе в целом, хотя и на излете, продолжает действовать идея "национального лидера", модернизированная монархическая модель. Путин ассоциируется с державой, стабильностью, суверенитетом и прочими абстрактными, но светлыми вещами, а губернаторы отвечают за так называемое "повседневное государство"».
Кроме того, харизма Путина во многом зиждется на репутации лидера, который «не прогибается перед Западом». Насколько данный образ соответствует действительности - особая тема, но народ его таким видит. А на губернаторских выборах внешняя политика не фигурирует.
Кремль на распутье
По оценке Алексея Воробьева, коллективная «власть» и лично Владимир Путин сами до конца не решили, что делать с губернаторскими выборами.
Опыт последних лет показал, что назначенцы в смысле эффективности управления и решения социально-экономических задач ничем не лучше избранных глав регионов. Большинство граждан, по данным опросов, хотят возвращения выборов, а решительно «против» высказываются около 20%.
Одним из главных аргументов при отмене выборов в 2005 году была «борьба с коррупцией и криминалом во власти».
«Во-первых, сама постановка вопроса выглядит странно, - говорит Воробьев. - Налогоплательщики содержат правоохранительные органы и спецслужбы, чтобы ликвидировать криминальные структуры, а не мириться с их существованием и лишь не пускать их во власть. Во-вторых, в осведомленных кругах открыто называют цену губернаторского кресла: от пяти до восьми миллионов долларов».
«Кто и кому при этом платит - отдельный вопрос, - добавляет он. - Совершенно необязательно кандидатов спонсирует преступный мир. Это могут быть вполне легальные и респектабельные бизнес-структуры. Так пусть уж лучше делают это открыто и прозрачно».
«Думаю, что Владимир Путин все это понимает, но, и в силу своего менталитета, и как автор нынешней системы, с трудом воспринимает идею по-настоящему свободных выборов», - считает эксперт.
Павел Салин уверен, что «со стратегической точки зрения для Кремля возвращение выборов было бы плюсом».
«Существует закон физики, который применим и к политике: опереться можно только на то, что сопротивляется, - говорит он. – Однако боюсь, что нынешняя федеральная власть к этому не готова, она привыкла не договариваться, а действовать в черно-белой, очень простой, схематичной парадигме».