Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кризисное планирование: каким путем идти путинскому режиму?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Выборы закончились, протесты продолжаются, хотя и более приглушенно. Движение России вперед не является вопросом исключительно внутренней политики, оно тесно связано с экономическими проблемами Европы. Пока Путин защищен высокими нефтяными ценами, однако он может оказаться опасно слабым. Что тогда?

Выборы закончились, протесты продолжаются, хотя и более приглушенно. Движение России вперед не является вопросом исключительно внутренней политики, оно тесно связано с экономическими проблемами Европы. Пока Путин защищен высокими нефтяными ценами, однако он может оказаться опасно слабым. Что тогда?

 

Владимир Путин снова президент, протестное движение идет на убыль, и сегодня все меньше интереса к звучавшим еще недавно предсказаниям о скором падении путинского режима. Однако эта временная стабилизация не означает, что у Путина нет проблем. Напротив, эти проблемы крайне опасны. 

 

Это требует анализа различных путей развития России. На первый взгляд, будущее при авторитарном режиме может показаться весьма предсказуемым, однако при более пристальном рассмотрении становится понятно, что возможных сценариев несколько.

 

Российские правительства не меняются предсказуемо, как это бывает в демократических  странах: принимаемые ими формы зачастую очень причудливы и диктуются экономическими кризисами, настроениями людей, распределением власти среди элиты и т.п. Сегодня мы не можем знать, каким в действительности будет сценарий, но мы способны вполне реалистично спрогнозировать те развилки, которые ждут нас на этом пути. 

 

Крутой парень Путин 

 

Первую и самую естественную возможность мы назовем «крутой парень Путин». У российского правителя нет серьезных причин смягчать свою внутреннюю политику и превращать телевидение из орудия массовой пропаганды в канал информации, поскольку многолетний опыт убедил Путина, что любое сопротивление можно сокрушить. 

 

Мы наверняка подойдем к следующей и наиболее очевидной развилке на пути в будущее, если мировая экономика войдет в состояние длительного и серьезного свободного падения. Все будет зависеть от размаха кризиса и от тех уроков, которые наше государство сможет из него извлечь. Если кризис будет не очень суровый или не очень продолжительный, то сценарий «крутого парня» можно будет сохранить на неопределенно длительный период. Если же кризис будет серьезным, то проблемы Путина могут стать очень опасны для него. Ему придется решать, какие ресурсы задействовать для поддержания экономики. 

 

В 2009 году мы увидели, что если нефтяные цены опустятся, российский ВВП может упасть на 8% за год. Однако это падение произошло в довольно благоприятных для режима условиях, потому что ему предшествовали долгие годы устойчивого роста, а Путин пользовался солидной поддержкой. 

 

Реакция на кризис 

 

Теоретически у Путина три возможных способа отреагировать на серьезный экономический кризис. Первый – увеличить государственные заимствования, которые на данный момент не очень велики по отношению к ВВП. Второй – усилить налоговое бремя, которое в начале путинского правления было существенно снижено. Третий – включить денежный станок, то есть, ввести для страны инфляционный налог, как было в первой половине 90-х.

 

Возможны все три решения, однако у первого меньше всего недостатков. Первый способ позволит Путину держаться довольно долго и продолжать кормить Россию – более или менее. Однако в свете событий в Греции, Италии, Португалии и т.д. финансовые рынки вряд ли предоставят России средства на приемлемых условиях, не потребовав соответствующих мер уменьшения бюджетных расходов. А они в настоящее время резко увеличиваются, и серьезные сокращения могут стать катастрофой для режима. Поэтому трудно себе представить, что Путин решится идти таким путем. Кредиты режим не спасут. 

 

Второй вариант будет губителен для экономики в долгосрочной перспективе, поскольку он подорвет те немногие стимулы для развития бизнеса, которые еще остались в России. Однако в краткосрочной перспективе такой вариант может спасти режим. В условиях кризиса Путин не будет задумываться о долгосрочной перспективе, поэтому он может отдать предпочтение увеличению налоговой нагрузки. Но это не способ преодоления кризиса. У российского бизнеса богатый опыт в области бегства от налогов. 

 

Третий вариант наиболее пагубный – но и наиболее вероятный. Правительство напечатает больше денег, чтобы влить средства в бюджет. Инфляционный налог это простой способ выкачивания денег у населения, но это страшная вещь, уничтожающая все на своем пути подобно урагану или землетрясению. Он может привести к стремительному обнищанию целой страны. Сначала люди не поймут, что происходит, но в итоге популярность у Путина будет такой же, как у Ельцина в начале 90-х. Единственное отличие будет в том, что если у Ельцина всегда было много сторонников, стремившихся оттеснить коммунистов, то Путин столкнется с быстро усиливающимся расколом в рядах элит, наперегонки спешащих предать своего бывшего национального лидера. Если события действительно примут такой оборот, сегодняшней элите вряд ли удастся сохранить власть.

 

Бессильный Путин

 

Если Путин утратит популярность, а элита не сумеет удержать свою власть, «крутой парень Путин» превратится в нечто такое, что мы будем называть «бессильным Путиным». 

 

Россия недавно стала свидетельницей протеста сытых. У людей вызвал отвращение цинизм власти и ее открытое пренебрежение к чувству собственного достоинства избирателей, которые хотели свободных и честных выборов. Протесты на полный желудок обычно не создают внезапные и катастрофические проблемы для режима, если этот режим не прогнил насквозь. Сытые люди не стремятся к разрушениям и хаосу, не возводят баррикады на улицах. Совершенно очевидно, что им есть что терять, кроме цепей путинского режима, поэтому им не очень-то хочется натыкаться на дубинки российской полиции. 

 

Протест для власти опасен в том случае, если это протест голодных. Возмущенная элита на помощь режиму не придет. Напротив, она использует всю свою силу, все свои финансовые и интеллектуальные ресурсы, чтобы помочь этим отчаявшимся людям, готовым идти против полиции и ее дубинок, и как можно быстрее избавиться от режима. Поэтому исключительно важный для власти вопрос – когда восстанут голодные.

 

А это, по всей вероятности, будет зависеть от масштабов экономического кризиса в Европе и от того, как он отразится на России. Пока европейские трудности не привели к снижению нефтяных цен, поэтому никаких экономических проблем у путинского режима нет. Однако если ситуация изменится, ни один из изложенных мною выше способов реагирования на кризис нельзя будет считать оптимальным для спасения режима. Сытые и голодные могут восстать вместе, что создаст существенные трудности для режима. 

 

Если при столкновении с массами Путин будет бессилен, а элита едина в своей ненависти к нему, то режим действительно падет, и ситуация в результате станет крайне опасной.

 

Мысли о немыслимом 

 

Элита видимо быстро осознает, что она может усилить протесты, однако будет не в состоянии эффективно контролировать позитивные события. Это приблизительный сценарий российской революции 1917 года. Началась она с демократизации общества, а закончилась тем, что к власти пришел Ленин с большевиками и установил тоталитарный режим. 

 

Люди обычно готовы мириться с тем, что правящая элита коррумпирована, что она ворует деньги из государственного бюджета, что в стране слишком много иммигрантов и так далее. Но они не желают понимать, зачем нужно сокращать государственные расходы, укреплять частную собственность и рынок, а также привлекать иностранные инвестиции.

 

Не думаю, что движение России вперед по сценарию с «бессильным Путиным» обязательно приведет к революции, погромам и длительному кровопролитию. Однако если события будут развиваться особенно неблагоприятно, полностью исключать такой поворот событий нельзя. Скорее всего, будет восстановлена демократия в той или иной форме, однако она приведет к власти очередного политика-популиста, возможно, абсолютно сегодня неизвестного. Посмотрев на Ельцина, Путина, Александра Лукашенко в Белоруссии или на Юлию Тимошенко на Украине, мы увидим, что новый лидер может очень быстро превратиться из никому не известного человека в национального идола. В недалеком будущем такое может произойти и в России.

 

Если перестройка системы пойдет снизу, то, скорее всего, мы увидим реинкарнацию авторитарного режима. Обычно демократические преобразования – это дело элиты, которая внимательно прокладывает путь и столь же внимательно привлекает к этому процессу рядовых граждан.

 

Таким может быть путь России, но только если Путин не станет настаивать на жесткой линии, а решит вместо этого осуществить важные реформы во власти. Для этого ему придется вступить в разговор с оппозицией и ее лидерами, которые выводят на демонстрации такое огромное количество народа. Путин должен понять, что положение у него сегодня очень шаткое, и что он очень сильно зависит от экономической ситуации.

 

Дмитрий Травин  -  научный руководитель Центра исследований модернизации Европейского университета в Санкт-Петербурге.