«Это оружие идеально подходит для ведения боевых действий в тесных городских кварталах, от дома к дому», - объясняет российский торговец оружием, нежно поглаживая автомат с глушителем АК-104. Член сирийской делегации слушает его, затем поднимает автомат и нацеливает оружие через весь павильон С3 проходящего раз в полгода российского оружейного базара. В качестве переводчика выступает полковник Исам Ибрагим Ассаади (Isam Ibrahim As’saadi), военный атташе сирийского посольства в Москве, опекающий троих высокопоставленных чиновников из Дамаска, приехавших в Москву за покупками. Для них это - редкая возможность. Сирия сползает в пропасть гражданской войны, основные продавцы вооружений запретили поставки оружия сирийскому правительству, и поэтому члены делегации наслаждаются своим пребыванием в Москве. Они больше часа беседуют с продавцом «калашниковых» Андреем Вишняковым, возглавляющим отдел маркетинга компании «Ижмаш». Это та самая компания, которая создала АК-47. Затем сирийская делегация идет дальше, к другим стендам, растянувшимся на гигантском летном поле в подмосковном Жуковском. Они внимательно рассматривают танки, трогают реактивные установки, изучают крылатые ракеты и прочие ракетно-артиллерийские образцы, сверкающие на летнем солнце как спортивные автомобили в автосалоне. Все это – на продажу.
Добро пожаловать на главную российскую выставку вооружений, носящую обманчивое название - форум «Технологии в машиностроении». На самом деле, это - военный шведский стол для диктаторов всего мира, открытый Владимиром Путиным в 2010 году. На прошлой неделе на эту выставку приехали делегации из Ирана, Зимбабве, Бахрейна, Пакистана и Уганды, а также из многих других стран. Однако, самую большую полемику вызвало присутствие там сирийцев. Став в 1950-е годы государством-сателлитом Советского Союза, Сирия покупает в России почти все свое оружие, и поэтому является самым любимым покупателем. В последние 16 месяцев лояльные президенту Башару Асаду войска используют это оружие для жестокого подавления восстания в стране, и счет смертей сегодня перевалил за 14000. Среди погибших - тысячи женщин и детей. Арабский мир вместе с Западом осуждает продолжающуюся бойню, однако это не остановило поток российского оружия. На самом деле, Кремль готов поставить под угрозу свои отношения с Европой и США, лишь бы защитить Асада и продолжать поставки оружия его режиму.
Читайте также: Почему необходим договор о торговле оружием
В сфере дипломатии разочаровавшиеся западные представители не могут сделать ничего, чтобы остановить русских. У России - постоянное место в Совете Безопасности ООН, и она неоднократно использовала свое право вето для прекращения любых дискуссий о международном эмбарго на поставки оружия в Сирию. Представитель США в ООН Сьюзан Райс (Susan Rice) заявила в мае, что российские поставки вооружений в Сирию «достойны порицания», однако они вполне законны. Дипломатическое и моральное давление со стороны Запада, равно как и утверждения о том, что Россия помогает убивать мирное население, не изменили настроения в Москве. «Мы болеем за этих парней», - заявил в четверг TIME официальный представитель российской государственной компании по продаже вооружений «Рособоронэкспорт», показывая сирийской делегации ракетную пусковую установку на грузовике.
Сирийцев это впечатлило. Они даже поднялись в кабину, чтобы осмотреться, а потом тепло попрощались с русскими, прежде чем отправиться к другим экспонатам. Сирийские делегаты, за исключением военного атташе полковника Ассаади, отказались называть свои имена и отвечать на вопросы корреспондента TIME. Человек, которого полковник назвал главой делегации, сказал лишь, что он прилетел из Дамаска специально на эту выставку. «Это демонстрирует серьезные намерения покупать оружие», - говорит эксперт по торговле вооружениями из Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) Хью Гриффитс (Hugh Griffiths). Этот институт следит за мировыми рынками оружия. Однако нельзя было понять, что именно будут покупать сирийцы, и будут ли они покупать что-нибудь вообще. Такого рода сделки заключаются за закрытыми дверьми. Но если в итоге они приобретут автоматы или бронетехнику, которую часами изучали в четверг, то это подвергнет серьезному сомнению официальную линию Москвы, поскольку российский МИД заявляет, что в Сирию поставляется только оборонительное оружие, - такое как зенитно-ракетные комплексы, не применяемые против гражданского населения. Но то «идеальное для ведения боевых действий в тесных городских кварталах» оружие, которое расхваливал Вишняков, опровергает заявления российского министерства.
Также по теме: Как ЦРУ поставляет оружие сирийским повстанцам
Организатором выставки вооружений, в рамках которой состоялся «танковый балет», поставленный хореографом из Большого театра, является многопрофильная корпорация «Российские технологии», занимающаяся оружием и машиностроением. Ее возглавляет старый друг Путина по КГБ Сергей Чемезов. В 1980-е годы оба работали шпионами КГБ в восточногерманском городе Дрездене. А когда Путин стал в 2000 году президентом, он со временем перевел крупнейшие государственные машиностроительные и оружейные фирмы в подчинение чемезовской корпорации. «Российские технологии» сегодня управляют примерно 600 компаниями и тысячами заводов, производящих все – от машин и самолетов до военной техники. Но главным сокровищем в ее короне остается «Рособоронэкспорт» - единственная российская компания, имеющая право на законных основаниях продавать оружие за границу. В прошлом году она продала оружия на 11 миллиардов долларов, в результате чего Россия заняла второе место в мире по поставкам вооружений после США. По состоянию на 2011 год у России с Сирией было действующих контрактов на поставки оружия на сумму около 4 миллиардов долларов. Среди поставляемой техники были зенитно-ракетные комплексы «Бук-М2Е», зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С1» и истребители МиГ-29.
«Это один из наших традиционных рынков», - говорит генеральный директор Рособоронэкспорта Анатолий Исайкин. Он дал интервью TIME прямо на выставке. Исайкин тоже был офицером КГБ, прежде чем стать главным торговцем оружием в России. По его словам, сирийскую проблему несоразмерно раздувают. Возможно, это - часть западного заговора с целью запятнать имя его компании. «Вокруг этих горячих точек постоянно предпринимаются усилия представить нашу организацию «Рособоронэкспорт» в качестве некоего злого гения, пытающегося подлить масла в огонь, - говорит Исайкин. – Я думаю, это часть политической игры». Все попытки Запада помешать России поставлять оружие в Сирию - не более, чем нечестная конкуренция. «Конечно, я имею в виду конкуренцию в самом широком смысле этого слова, - отмечает Исайкин. – Она всегда существовала и будет существовать. Так что, если Россия потеряет рынок, у ее конкурентов появится шанс получить его».
Читайте также: Чавес продемонстрировал по национальному ТВ оружие венесуэльско-российского производства
Московский военный эксперт Александр Гольц заявляет, что именно такое манихейское представление о мире заставляет Россию вооружать Сирию. «Коренная мотивация здесь - это идеология, а не финансы, - говорит он. – Это идеология realpolitik из времен холодной войны, когда две стороны сидели за шахматной доской и переставляли фигуры. Именно так до сих пор смотрит на мир Путин». А что до сирийцев, то у них есть масса причин продолжать покупать российское оружие, пусть даже оно им не особенно нужно. «Они отчаянно пытаются сохранить Россию в качестве своего партнера, и для этого направляют русским все больше денег и развивают взаимоотношения», - говорит Гриффитс.
Похоже, что Россия с полной готовностью согласна на такую игру - в равной мере из-за денег и из-за геополитических дивидендов. Во время восстаний арабской весны, которые многие в Москве считают организованным США заговором по разделу Ближнего Востока, Путин испытывал все большее возмущение из-за западного вмешательства в дела региона. Когда он открывал в 2010 году первый оружейный базар в Жуковском, туда прилетел йеменский президент Али Абдалла Салех, и Путин лично проводил для него экскурсию. Когда они в сопровождении репортеров проходили мимо стенда с танком Т-90, Путин повернулся к Салеху и сказал: «Вот, что вам надо купить». Он сделал это не ради получения прибыли, считает Гольц, а чтобы усилить российское влияние на Йемен. Контракт на поставку оружия - это не просто сделка по принципу «покупай и забирай». Такого рода контракты требуют, чтобы между покупателем и продавцом были стабильные отношения – ведь военную технику надо вводить в строй, обслуживать, ремонтировать. Продавец зачастую на протяжении многих лет поставляет для нее боеприпасы и ведет обучение. «Это - серьезные связи», - говорит Гольц.
Также по теме: Oxfam - договор о торговле оружием должен регулировать и боеприпасы
Но связь между Россией и Йеменом оказалась в опасности из-за восстания арабской весны, которое разразилось в этой стране спустя год после прогулки Путина и Салеха по оружейному базару в 2010 году. Та революция быстро породила насилие, и Салех отказался от власти вскоре после ранения, полученного в результате взрыва гранаты в июне прошлого года. Путин потерял еще одного своего союзника – хотя это была страна, игравшая на связях с США и пользовавшаяся американской обеспокоенностью развитием событий на Аравийском полуострове. Спустя несколько месяцев повстанцы, получавшие поддержку натовской авиации, убили еще одного покупателя российского оружия – ливийского диктатора Муаммара Каддафи. Путин был возмущен, особенно когда изображения окровавленного трупа Каддафи появились в СМИ. «Кто дал им право поступать таким образом? – резко спросил он на пресс-конференции в Дании, имея в виду роль НАТО в ливийской революции. - Почему нужно со стороны вмешиваться в этот вооруженный конфликт? Что, в мире мало кривых и косых режимов? Почему бы там не навести порядок? Надо дать людям самим разобраться, решить собственные проблемы».
После войны в Ливии Россия "подвела черту". Она начала блокировать попытки ООН заставить Асада пойти путем Каддафи и Салеха. И когда иностранные государства начали вооружать повстанцев, Россия продолжила поставки оружия Асаду. «Все эти события никак не повлияют на наши отношения с традиционными рынками», - говорит глава Рособоронэкспорта Исайкин. Судя по толпе на оружейном базаре, где было полно людей в форме из стран Азии, Африки и Ближнего Востока, у России по-прежнему много преданных покупателей во всем мире. Когда российские танки исполняли свой балет, имитируя танковое сражение, иностранцы, эти счастливые покровители военного ремесла, с удовольствием наблюдали за театральным действом. В тот вечер, завершая два длинных дня шопинга, сирийская делегация шла к автостоянке с пакетами, полными буклетов и рекламных видеозаписей российской военной техники. Нет сомнений в том, что они представляли себе, насколько полезной вся эта техника окажется в Сирии.
Читайте также: Зачем Ирану нужно ядерное оружие?
---------
Комментарии читателей:
James Livingston
К переговорам по Сирии надо подключить Саудовскую Аравию и Иран. К сожалению, чем дольше длится эта война, тем больше от нее выигрывают экономически саудиты. У семьи Саудов миллиардные долларовые инвестиции в американскую военную промышленность, и она значительную часть этого оружия поставляет повстанцам-суннитам. Ситуация двойной выгоды для плутоватого дома Саудов.
aarky
Наглость – вот лучшее слово для описания бессовестного лицемерия США в отношении Сирии. Соединенные Штаты постоянно ведут войны, на которых гибнут сотни тысяч людей. Задумайтесь о катастрофе в Ираке, о бесплатных поставках оружия Израилю. Русские уже подали свой громкий сигнал. Израильский сайт Debka сообщил, что турецкий истребитель был сбит российской зенитной системой «Панцирь», недавно прибывшей из России. США давно уже утратили моральное право предупреждать мир об опасностях диктатуры.
James Livingston
И Россия, и Китай выступают за создание переходного правительства, в котором будут представлены все игроки. На мой взгляд, это разумно. Новая Ливия, Ирак или Афганистан нужны нам меньше всего.
omegafrontier
А глаза у вас есть? В Сирии погибло почти 15000 человек, а вы делаете ставку на Россию и Китай. Неужели не ясно, что они желают смерти протестующим, а Асаду – остаться у власти? И ни на каком переходе они не настаивают. У них стратегия выжидания – пока Асад и его войска не уничтожат достаточно протестующих, не ослабят их до такой степени, что у них не останется выбора, и они запросят мира.